На основании технического задания организация, призванная к выполнению изыскательских работ, разрабатывает программу инженерных изысканий, устанавливающую задачи, состав, объемы, методику и последовательность выполнения работ. Программу инженерных изысканий согласовывают с заказчиком в части ее соответствия техническому заданию, составу, очередности и сроков представления исходных данных для проектирования и определения объемов финансирования.
Состав и объемы инженерно-геодезических изысканий зависят не только от природных условий района проектирования и характера проектируемого объекта, но и в значительной мере от стадии проектирования (технико-экономическое обоснование — ТЭО; инженерный проект — ИП; рабочая документация — РД или рабочий проект РП).
Перечисленный выше в 22.1 состав инженерно-геодезических изысканий в определенной мере свойствен всем стадиям проектирования, но имеются и существенные различия:
на ранних стадиях проектирования (ТЭО) инженерно-геодезические работы приходится проводить на больших площадях, что требует использования аэрокосмических методов сбора информации, с последующей камеральной обработкой стереопар и получением топографических планов и ЦММ сравнительно мелких масштабов (1: 2000—1:10 000);
|
|
на каждой последующей стадии проектирования широко используют материалы изысканий, выполненных на предшествующих стадиях. При этом площадь обследуемой территории, на которой определяется наиболее рациональное размещение проектируемого объекта, суживается, а масштабы топографических съемок и детализация ЦММ существенно 288
возрастают и все больший объем топографо-геодезической информации собирают наземными методами;
на стадии предпостроечных изысканий (РД или РП) инженерно-геодезические изыскания выполняют в основном наземными методами с установлением и обозначением на местности осей и положения основных элементов проектируемого объекта.
При изысканиях трасс линейных сооружений (автомобильных и лесовозных дорог, каналов и т. д.) в ходе полевых изыскательских работ как правило выполняют:
полевое трассирование и закрепление трассы на местности;
планово-высотную привязку трассы к пунктам государственной геодезической сети;
топографическую съемку полосы местности вдоль трассы, либо до-съемку текущих изменений при наличии топографических планов нужных масштабов и ЦММ необходимой точности;
геодезическое обеспечение других видов изысканий (инженерно-геологических, гидрометеорологических, экономических и т. д.).
При полевом трассировании осуществляют проложение теодолитных или тахеометрических ходов по оси трассы с закреплением вершин углов поворота и створных точек, установку реперов за пределами полосы отвода, разбивку и закрепление пикетажа, элементов кривых, геометрическое либо тригонометрическое нивелирование по трассе и поперечникам.
|
|
На застроенных территориях городов и населенных пунктов нередко вместо полевого трассирования выполняют крупномасштабные топографические съемки полосы по выбранной трассе с последующей окончательной камеральной ее укладкой по материалам съемки в принятой системе координат и высот.
Состав и объемы камеральных работ, выполняемых в полевых условиях, должны обеспечивать контроль качества и полноты топографо-гео-дезических материалов изысканий.
Произошедший переход на принципиально новые технологии и методы системного автоматизированного проектирования (САПР) потребовал и коренного изменения технологий и методов инженерно-геодезических и других видов изысканий объектов строительства. В частности, изыскания линейных сооружений для проектирования на уровне САПР имеют следующие особенности:
инженерно-геодезические и другие виды изысканий осуществляют на полосе варьирования, в пределах которой могут разместиться конкурентоспособные варианты трассы;
резко возрастают объемы собираемой в поле информации, что требует преимущественного применения современных высокопроизводительных методов сбора информации и соответствующих технических
Э-з 289
средств: аэрокосмических методов, систем спутниковой навигации, электронной тахеометрии, наземной фотограмметрии, геофизических методов инженерно-геологлческой разведки и т. д.;
меняется соотношение удельных объемов полевых и камеральных изыскательских работ в сторону производства основного объема работ по сбору топографо-геодезической и других видов информации в камеральных условиях при широком использовании современных средств автоматизации и вычислительной техники;
наряду с традиционными материалами инженерно-геодезических изысканий в виде топографических планов при изысканиях для проектирования на уровне САПР на ту же территорию представляют топографическую информацию в электроном виде — цифровые модели местности (ЦММ);
трассирование линейных сооружений осуществляют камерально по крупномасштабным планам с получением исходных для проектирования продольных и поперечных профилей земли и инженерно-геологических разрезов компьютерными методами с использованием ЦММ.