Для выполнения инженерно-геодезических изысканий должны быть составлены и оформлены техническое задание, программа изысканий, смета и разрешение на производство работ

На основании технического задания организация, призванная к вы­полнению изыскательских работ, разрабатывает программу инженерных изысканий, устанавливающую задачи, состав, объемы, методику и после­довательность выполнения работ. Программу инженерных изысканий со­гласовывают с заказчиком в части ее соответствия техническому зада­нию, составу, очередности и сроков представления исходных данных для проектирования и определения объемов финансирования.

Состав и объемы инженерно-геодезических изысканий зависят не только от природных условий района проектирования и характера проек­тируемого объекта, но и в значительной мере от стадии проектирования (технико-экономическое обоснование — ТЭО; инженерный проект — ИП; рабочая документация — РД или рабочий проект РП).

Перечисленный выше в 22.1 состав инженерно-геодезических изы­сканий в определенной мере свойствен всем стадиям проектирования, но имеются и существенные различия:

на ранних стадиях проектирования (ТЭО) инженерно-геодезические работы приходится проводить на больших площадях, что требует исполь­зования аэрокосмических методов сбора информации, с последующей камеральной обработкой стереопар и получением топографических пла­нов и ЦММ сравнительно мелких масштабов (1: 2000—1:10 000);

на каждой последующей стадии проектирования широко используют материалы изысканий, выполненных на предшествующих стадиях. При этом площадь обследуемой территории, на которой определяется наибо­лее рациональное размещение проектируемого объекта, суживается, а масштабы топографических съемок и детализация ЦММ существенно 288


возрастают и все больший объем топографо-геодезической информации собирают наземными методами;

на стадии предпостроечных изысканий (РД или РП) инженерно-гео­дезические изыскания выполняют в основном наземными методами с ус­тановлением и обозначением на местности осей и положения основных элементов проектируемого объекта.

При изысканиях трасс линейных сооружений (автомобильных и лесо­возных дорог, каналов и т. д.) в ходе полевых изыскательских работ как правило выполняют:

полевое трассирование и закрепление трассы на местности;

планово-высотную привязку трассы к пунктам государственной гео­дезической сети;

топографическую съемку полосы местности вдоль трассы, либо до-съемку текущих изменений при наличии топографических планов нуж­ных масштабов и ЦММ необходимой точности;

геодезическое обеспечение других видов изысканий (инженерно-гео­логических, гидрометеорологических, экономических и т. д.).

При полевом трассировании осуществляют проложение теодолитных или тахеометрических ходов по оси трассы с закреплением вершин углов поворота и створных точек, установку реперов за пределами полосы от­вода, разбивку и закрепление пикетажа, элементов кривых, геометриче­ское либо тригонометрическое нивелирование по трассе и поперечникам.

На застроенных территориях городов и населенных пунктов нередко вместо полевого трассирования выполняют крупномасштабные топогра­фические съемки полосы по выбранной трассе с последующей оконча­тельной камеральной ее укладкой по материалам съемки в принятой сис­теме координат и высот.

Состав и объемы камеральных работ, выполняемых в полевых усло­виях, должны обеспечивать контроль качества и полноты топографо-гео-дезических материалов изысканий.

Произошедший переход на принципиально новые технологии и мето­ды системного автоматизированного проектирования (САПР) потребо­вал и коренного изменения технологий и методов инженерно-геодезиче­ских и других видов изысканий объектов строительства. В частности, изыскания линейных сооружений для проектирования на уровне САПР имеют следующие особенности:

инженерно-геодезические и другие виды изысканий осуществляют на полосе варьирования, в пределах которой могут разместиться конку­рентоспособные варианты трассы;

резко возрастают объемы собираемой в поле информации, что требу­ет преимущественного применения современных высокопроизводитель­ных методов сбора информации и соответствующих технических

Э-з 289


средств: аэрокосмических методов, систем спутниковой навигации, элек­тронной тахеометрии, наземной фотограмметрии, геофизических мето­дов инженерно-геологлческой разведки и т. д.;

меняется соотношение удельных объемов полевых и камеральных изыскательских работ в сторону производства основного объема работ по сбору топографо-геодезической и других видов информации в камераль­ных условиях при широком использовании современных средств автома­тизации и вычислительной техники;

наряду с традиционными материалами инженерно-геодезических изысканий в виде топографических планов при изысканиях для проекти­рования на уровне САПР на ту же территорию представляют топографи­ческую информацию в электроном виде — цифровые модели местности (ЦММ);

трассирование линейных сооружений осуществляют камерально по крупномасштабным планам с получением исходных для проектирования продольных и поперечных профилей земли и инженерно-геологических разрезов компьютерными методами с использованием ЦММ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: