double arrow

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Общие положения по инженерному обеспечению
Глава 2. Инженерная разведка
  2.1. Основные задачи инженерной разведки
  2.2. Инженерная разведка в зонах сплошных завалов
Глава 3. Фортификационное оборудование района расположения
  3.1. Назначение, устройство фортификационных сооружений для ведения огня  
  3.2. Назначение, устройство фортификационных сооружений для наблюдения  
  3.3. Назначение, устройство фортификационных сооружений для защиты личного состава  
  3.4. Укрытия для техники и материальных средств
  3.5. Последовательность фортификационного оборудования районов расположения  
Глава 4. Маскировка
  4.1. Общие сведения о разведывательных средствах
  4.2. Цели, способы, мероприятия маскировки. Основные требования к маскировке  
  4.3. Демаскирующие признаки сил и объектов
  4.4. Использование естественных условий местности
Глава 5. Полевое водоснабжение
  5.1. Краткая характеристика источников воды
  5.2. Задачи полевого водоснабжения
  5.3. Средства полевого водоснабжения
  5.4. Пункт полевого водоснабжения
Глава 6. Подготовка и содержание путей движения
  6.1. Общие положения о путях движения, виды путей движения  
  6.2. Основные требования, предъявляемые к путям движения
  6.3. Инженерная разведка путей движения
Глава 7. Электроэнергетическое обеспечение ликвидации чрезвычайных ситуаций
  7.1. Основные задачи электроэнергетическое обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций
  7.2. Осветительные электростанции
  7.3. Силовые и другие электростанции
  7.4. Примеры определения суммарной мощности нагрузки для потребителей тока 220 В
  7.5. Осветительная установка
Глава 8. Особенности инженерного оборудования районов при авариях на радиационно опасных объектах  
  8.1. Основные способы снижения радиоактивного загрязнения местности  
  8.2. Строительство могильников для захоронения радиоактивных обломков и грунта  
  8.3. Водоохранные мероприятия
Глава 9. Переправа через водные преграды
  9.1. Общие сведения о водных преградах
  9.2. Общие сведения о переправах
  9.3. Мосты на жёстких опорах
  9.4. Механизированные мосты
  9.5. Наплавные мосты
  9.6. Паромные переправы
  9.7. Переправа на плавающих переправочных средствах
  9.8. Переправа вброд
  9.9. Переправа по льду (ледовая переправа)
  9.10. Инженерная разведка водных преград
  9.11. Организация оборудования и содержания переправы на плавающих транспортерах
  9.12 Использование постоянных мостов для пропуска сил ликвидации чрезвычайных ситуаций
Глава10. Инженерные заграждения
  10.1 Общие сведения
  10.2. Назначение, виды инженерных заграждений
  10.3 Невзрывные инженерные заграждения
  10.4. Минно-взрывные заграждения
Глава11. Инженерное обеспечение тушения ландшафтных пожаров
  11.1. Общие положения
  11.2. Инженерное обеспечение тушения ландшафтных пожаров силами спасательных воинских формирований МЧС России    
Глава12. Планирование инженерного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций  
  12.1. Цели, общие принципы и требования к планированию инженерного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций    
  12.2. Последовательность работы должностного лица – организатора инженерного обеспечения ликвидации ЧС  
  12.3 Документы, разрабатываемые командиром инженерно-технического подразделения  
Приложения  
  Шанцевый инструмент
  Донесение командира ИРД
  Примерное оснащение подразделений разведки дорог
  Схема разведанного участка маршрута (вариант)
  Расчет времени (формализованный бланк)
  Уяснение задачи командиром (формализованный бланк)
  Оценка обстановки командиром (формализованный бланк)
  Предварительное распоряжение (формализованный бланк)
  Решение командира
  Приказ (формализованный бланк)
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

История войн с древнейших времен до наших дней свидетельствует о том, что военно-инженерные мероприятия как форма обеспечения боевой деятельности войск возникли и непрерывно совершенствовались в процессе развития армий и военного искусства.

В эту эпоху для безопасности и закрепления завоеванных территорий в специально оборудованных районах (лагерях) размещались войска, строились крепости и линии укреплений.

В войнах рабовладельческих армий осуществлялось преодоление водных преград. Персы в войне со скифами в V веке до н. э. строили мосты через пролив Босфор и реку Дунай. В войне против Спарты в 480 г. до н. э. они навели наплавные мосты через пролив Дарданеллы, по которым переправилась 100-тысячная армия. Ганнибал в походе из Испании в Италию переправлял на плотах через реки боевых слонов. Римская армия при Юлии Цезаре строила мосты не только на плавучих, но и на свайных опорах.

Следует отметить, что уже в древнем мире большое значение придавалось подготовке путей движения войск. Ярким примером этого является древнеримская империя, для которой дороги являлись одним из факторов ее мирового господства.

В России постоянная угроза со стороны иноземных захватчиков уже в XV веке заставила создать пограничные укрепления большой протяженности. На открытой местности они состояли из земляных валов со рвами впереди и получили название «вал» или «черта», в лесах - из «засек» (сплошных лесных завалов), получивших название «засечные линии».

В летописных документах того периода при описании битв упоминается также о подготовке бродов, гатей, наведении мостов, использовании переправочных средств. Широко применяется осадная техника и подкопы, появляется искусство ведения подземно-минной борьбы (взятие Казани Иваном IV в 1552 г., оборона Пскова в 1581 г., Смоленска в 1609 г. и др.). Подземные галереи, подводимые под стены осаждаемой крепости с целью их подрыва, получили название «сапы». Отсюда происходит слово «сапер». Одним из талантливых инженеров того времени является Федор Конь, который при строительстве Смоленской крепости заранее предусмотрел контрминные галереи, сыгравшие решающую роль при обороне крепости.

Указом Петра I в г. Москве 21 января 1701 г. была образована инженерная школа. В настоящее время этот день считается днем создания инженерных войск в России.

К концу первой четверти ХVIII века в России сложилась система подготовки военно-инженерных специалистов, выросли способные военные инженеры, которые в ряде областей военно-инженерного дела значительно опередили специалистов западноевропейских армий. Например, в 1759 г. на вооружение русской армии поступили парусиновые понтоны, сконструированные капитаном Андреем Немым. Они по своей легкости, удобству наводки моста и транспортабельности представляли собой весьма эффективное для того времени табельное переправочное средство и обходились в 10 раз дешевле существовавших ранее медных понтонов.

6 декабря 1819 г. было учреждено Главное инженерное училище, а в 1855 г. офицерские классы этого училища были переименованы в Николаевскую инженерную академию, а кондукторские - в Инженерное училище.

Блестящие образцы русского военно-инженерного искусства были показаны при обороне Севастополя (1854 - 1855 гг.). Под Севастополем впервые появились окопы для стрелков, получившие затем большое распространение в гражданской войне в Америке. Минное искусство русской армии по признанию противников, было верхом совершенства.

К концу XIX века инженерные войска предназначались для обеспечения боевых действий пехоты, артиллерии и кавалерии, ведения крепостного строительства, выполнения инженерных задач при осаде и обороне крепостей, минной войне, устройства путей и переправ, телеграфных линий и имели в своем составе саперов, понтонеров, минеров, электриков, воздухоплавателей, военных железнодорожников и связистов.

В период технической реконструкции Красной Армии инженерные войска оснащались более совершенными средствами инженерного вооружения и моторизованным транспортом, новыми понтонно-мостовыми переправочными парками, различными минами, дорожными и позиционными машинами, электротехническими и другими средствами инженерного вооружения. Все это позволило в значительной степени механизировать выполнение инженерных мероприятий.

4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров утвердил Положение о противовоздушной обороне Союза ССР, согласно которому местная противовоздушная оборона (МПВО) была выделена в самостоятельную составную часть.

Основными инженерными задачами МПВО являлись:

осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки);

подготовка бомбоубежищ для населения.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. были созданы и подготовлены различные службы МПВО, в т.ч. и инженерного направления: убежищ; водоснабжения и канализации; восстановления зданий, дорог и мостов; светомаскировки. Были реорганизованы воинские части МПВО, появились инженерно-противохимические полки.

Силы МПВО ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин.

Создание в стране системы гражданской обороны (ГО), опыт ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф выявил важнейшую роль инженерного обеспечения предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих в этих случаях.

26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС произошла авария с выбросом в атмосферу радиоактивных веществ. Основная доля работ по ограничению и ликвидации последствий этой аварии приходилась на выполнение задач и мероприятий инженерного обеспечения, для чего привлекались инженерно-технические и механизированные части и подразделения войск гражданской обороны, а также части инженерных войск МО СССР.

Как свидетельствует опыт военной истории и опыт ликвидации ЧС различного характера, на развитие военно-инженерного дела оказывают влияние не только объективные, но и субъективные факторы, такие, например, как подготовленность командного состава.

В 1967 г. в составе 37 Высших центральных курсов подготовки и повышения квалификации руководящего состава ГО СССР был образован цикл инженерного обеспечения. В 1993 г. этот цикл был включен в состав АГЗ МЧС России под тем же наименованием, а в 1995 г. на его базе была создана кафедра инженерного обеспечения, которая в 1998 г. была переименована в кафедру инженерной защиты населения и территорий.

Опыт боевого применения инженерных войск и войск гражданской обороны в прошлом должен способствовать более глубокому пониманию современных основ инженерного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Учебник включает в себя системно изложенную информацию по инженерному обеспечению ликвидации ЧС различного характера, в том числе возникших вследствие военных действий.

Учебник предназначен для более углубленного изучения дисциплины «Инженерное обеспечение ликвидации чрезвычайных ситуаций» в Академии гражданской защиты МЧС России, а также может быть использован в практической деятельности сил ликвидации ЧС - силы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и сил гражданской обороны (ГО).

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Сейчас читают про: