Субъект с личностной и социальной значимостью, необходимым комплексом знаний, умений и навыков в различных сферах жизни, с разносторонним развитием и гуманитарной культурой, способный к адаптации в постоянно меняющемся мире.
Образ учителя
Это личность, профессионал с гуманистическим мировоззрением и общей гуманитарной культурой. Он организует, контролирует, анализирует и регулирует деятельность учащихся, создает благоприятные условия для обучения и развития их личности.
Организация связана с подготовкой учащихся к восприятию нового учебного материала с целью выявления пробелов в знаниях и установления логических связей в учебном материале, регуляции учебно-познавательной деятельности и закрепления и применения на практике полученных знаний.
Контроль предусматривает обеспечение обратной связи, осведомляющей о соответствии фактических результатов поставленным целям.
Аналитическая деятельность учителя направлена на получение целостной картины процесса обучения путем выделения его этапов и выяснения того, каким образом в результате взаимодействия учителя и ученика происходит достижение целей учения и преподавания.
|
|
Регулирование направлено на изменение деятельности педагога и учащихся в случае отклонения фактических результатов от планируемых.
3. Модель учебного процесса
В адаптивной школе работают следующие концептуальные идеи: совершенствование целостного образовательного процесса и со-
ставляющих его компонентов, гуманитар но-культурологически и подход, свободное развитие, творчество, рефлексивность. При этом выполняются условия:
1) разработана методология диагностики обучаемости, развитости учащихся, сформированности у них социально-ценностного отношения к объектам окружающей действительности;
2) осуществляется учебно-познавательная и профессиональная ориентация учащихся;
3) реализуется оптимистическая гипотеза деятельности педагогов;
4) образовательный процесс корректируется в целях преодоления учебных затруднений школьников;
5) совершенствуются традиционные и разрабатываются или используются новые педагогические технологии;
6) в процессе обучения обеспечивается развитие личности, в частности ее субъектных свойств.
4. Технология
I этап:
1) изучение индивидуально-типологических и личностных особенностей школьников, их интересов и потребностей, склонностей и способностей;
2) исследование уровня обученности и обучаемости школьников, характера их отношения к учению, мотивации и затруднений в учебной деятельности;
3) анализ состояния образовательного процесса с целью выяснения противоречий в его содержании и организации с учетом установленных потребностей и интересов учащихся и в соответствии с социальным заказом;
|
|
4) разработка концепции адаптивной школы.
II этап: <
1) построение обобщенной модели образовательного процесса;
2) разработка технологии создания и реализации условий эффективности образовательного процесса в адаптивной школе;
3) поисковая и опытно-экспериментальная работа по проверке технологии.
III этап:
1) корректировка технологии создания и реализации условий эффективности образовательного процесса в адаптивной школе;
2) анализ состояния образовательного процесса в адаптивной школе;
3) прогноз ожидаемых результатов.