5.1 Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами:
– принцип гуманизации как приоритетный принцип образования, обеспечивающий личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию выпускника;
– принцип фундаментализации, способствующий ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;
– принцип компетентностного подхода, определяющий систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных условиях;
|
|
– принцип социально-личностной подготовки, обеспечивающий формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;
– принцип междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с будущей социально-профессиональной деятельностью выпускника.
В соответствии с вышеуказанными целями и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник высшего учебного заведения при подготовке по образовательной программе первой ступени должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:
– компетенции культурно-ценностной и личностной ориентации;
– компетенции гражданственности и патриотизма;
– компетенции социального взаимодействия;
– компетенции коммуникации;
– компетенции здоровьесбережения;
– компетенции самосовершенствования.
Выпускник в процессе социально-гуманитарной подготовки должен развить следующие метапредметные компетенции:
– владение методами системного и сравнительного анализа;
– сформированность критического мышления;
– владение умениями проектирования и прогнозирования;
– умение учиться, повышать квалификацию в течение всей жизни;
– умение работать в команде;
– сформированность личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремленность и другие мотивационно-ценностные и эмоционально-волевые качества.
|
|
5.2 Требования к компетенциям выпускника по дисциплинам социально-гуманитарного цикла
Выпускник должен:
5.2.2 По основам идеологии белорусского государства
знать:
– основные категории и понятия теории идеологии;
– мировоззренческие основы и особенности идеологии белорусского государства;
– роль идеологии белорусского государства в развитии современного общества;
– базисные целевые установки белорусского общества;
– связь идеологии с социально-экономическими и политическими процессами;
– современные идеологические течения;
уметь:
– анализировать идеологические процессы в Республике Беларусь;
– обосновывать свои жизненные, гражданские и патриотические позиции с учетом идеологии белорусского государства;
– проявлять качества идеологической толерантности;
– использовать идеологическое знание в профессиональной деятельности.