Общая психология
Основные направления в психологии
В настоящее время сушествуют 5 основных подходов к изучению психики человека:
- бихевиоризм,
- гештальтпсихология,
- психоанализ,
- гуманистическая психология,
- когнитивная психология.
БИХЕВИОРИЗМ. (англ. behavior - поведение)
Основоположник - американский психолог Джон Уотсон (1878-1958).
Предложенная им схема S - R означает, что каждой ситуации (или стимулу S) соответствует определенное поведение (или реакция R).
Он считал, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека, а понятия, связанные с сознанием, следует исключить из научной психологии.
Скоро стала прослеживаться ограниченность этой схемы для объяснения поведения.
Как правило, S и R находятся в таких сложных взаимоотношениях, что непосредственную связь между ними установить не удается.
И в 1948 г. американский психолог Толмен Эдуард вводит понятие промежуточной переменной 1 - психические процессы данного индивида, зависят от его наследственности, прошлого опыта и природы стимула.
И это преобразовало схему в S - 1 - R.
Приверженцы бихевиоризма полагают, что поведение в основном складывается в результате научения, т.е. закрепления определенных реакций на определенные раздражители.
В результате поощряемые поступки совершаются чаще, а наказуемые - реже.
Например,
если вы получаете 100 рублей всякий раз, когда приходите на занятия в чистом отглаженном халате, то весьма вероятно, что вскоре вы постоянно будете выглядеть опрятно, и наоборот.
Бихевиоризм является психологической основой поведенческой психотерапии и поведенческого направления в медицине.
В данном контексте здоровье и болезнь рассматриваются как результаты того, чему человек научился или не научился в жизни.
В соответствии с этим цель поведенческой психотерапии - устранение патологического симптома путем замены неадаптивных способов поведенияадаптивными в процессе научения.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ.
Слово «гештальт» не имеет точного эквивалента ни в русском, ни в английском языке.
Очень приблизительно его смысл в зависимости от контекста может передаваться словами «образ», «форма», «структура», «организованное целое», поэтому в психологических текстах «гештальт», как правило, не переводится.
Основное положение гештальтпсихологии - явление как целое не есть просто сумма его частей.
Человеческое поведение, разбитое на отдельные компоненты, теряет смысл.
Отдельно взятая часть никакого представления о целом не дает.
Последователи гештальтпсихологии стараются убедить бихевиористов, что структурная организация поведения в целом играет более важную роль, чем отдельные поступки.
Одно из центральных понятий гештальтпсихологии - отношения между фигурой и фоном.
Это и другие понятия гештальтпсихологии нашли отражение в гештальттерапии, созданной психологом и психотерапевтом Федериком Перлсом.
В понимании Перлса фигура выступает в качестве доминирующей потребности.
В качестве фигуры (гештальта ) могут быть желание, мысль, чувство, которые преобладают в данный момент.
- Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость, отодвигается на задний план - фон, уступая место новому гештальту.
Иногда потребность удовлетворить нельзя.
- В таком случае гештальт остается незавершенным, а потому не может быть отреагирован и не может уступить место другому.
В последующем это становится причиной многих проблем.
Например,
если человек сразу же не выразит свой гнев или агрессию, то в последующем эти чувства не исчезнут, а будут проявляться в других формах.
Цель гештальттерапии - помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном счете удовлетворить ее.
Быть самим собой, реализовывать свои, а не навязанные извне потребности - это путь здоровой личности.
ПСИХОАНАЛИЗ.
Ни одно из направлений психологии не приобрело столь громкой известности за ее пределами, как психоанализ.
Основоположник - австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (S. Freud).
В душевной жизни Фрейд выделяет 3 уровня:
- сознание,
- предсознание
- и бессознательное.
Бессознательное и предсознание отделены от сознательного «цензурой».
«Цензура»
- вытесняет в область бессознательного неприемлемые для личности мысли, чувства, понятия (например, привязанность мальчика к матери, сопровождающаяся враждебностью к отцу),
- а также оказывает сопротивление бессознательному, стремяшемуся проявиться в сознании.
К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также вытесненные «цензурой».
Эти мысли чувства не утеряны, а просто не допускаются к воспоминанию и потому проявляются в сознании не прямо, а окольными путями
- в обмолвках, описках,
- ошибках памяти,
- сновидениях, неврозах.
Предсознание - часть бессознательного, которая может стать сознанием.
Фрейд считал, что только 1/7 часть психической жизни осознается, а остальные 6/7 проявляются в навязчивостях, смутных тревогах, страхах, снах и т.д.
В нижней части «айсберга» находятся основные запасы психической энергии, побуждения, инстинкты.
Большое разнообразие инстинктов Фрейд пытался свести к двум группам:
1. поддерживающие жизнь (сексуальные) Инстинктам, поддерживающим жизнь, присуща сексуальная энергия - либидо (лат. желание)
2. и разрушающие жизнь (деструктивные).
Деструктивным инстинктам - агрессивная энергия.
Наша психическая жизнь является результатом взаимодействия и взаимовлияния этих энергий.
Психоаналитик всегда пытается понять процессы либидозной и противоположной ей энергии в различных сферах психической деятельности человека и перераспределить их.
Анализируя динамику развития индивида, Фрейд выделил следующие стадии психосексуального развития:
1. от рождения до 1 года оральная стадия;
2. от 1 года до 3-4 лет - анальная стадия;
3. с 3-4 лет до 5-6 лет - фаллическая стадия;
4. с 6 лет до начала полового созревания - латентный период;
5. стадия половой зрелости - генитальная стадия.
При нормальном развитии личности сексуальные представления полностью вытесняются в сферу бессознательного, а соответствующие им образы сублимируются, т.е. переориентируются с социально неприемлемых на допустимые.
Нередко вытеснение представлений совершается не полностью.
Происходит фиксация на одной из стадий, проявляющаяся,
например,
- в привычке грызть ногти, курить, мастурбировать;
- в формировании чрезмерной аккуратности, упрямства;
- могут изменяться сексуальные предпочтения.
В структуре личности Фрейд выделяет Ид, Эго, супер-Эго (Оно, Я, сверх-Я).
- Ид (Оно) - это первоначальная, центральная часть личности, служит источником энергии для всей личности и вместе с тем целиком бессознательно. Фрейд сравнивает Ид со слепым и глухим диктатором с неограниченной властью, который может властвовать через посредников.
- Эго (Я) развивается из Ид. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Постепенно развиваясь, Эго приобретает контроль над требованиями Ид.
- Супер-Эго развивается из Эго и является его судьей и цензором. Это хранилище выработанных обшеством установок и норм поведения.
Основная цель взаимодействия трех систем - поддерживать или восстанавливать при нарушении оптимальный уровень психической жизни индивида.
Поскольку требования к Эго со стороны Ид, супер-Эго и окружающей среды порой несовместимы, индивид может перманентно пребывать в ситуации конфликта.
От испытываемого при этом напряжения Эго оберегает себя с помощью защитных механизмов.
К ним относятся вытеснение, сублимация, проекция, отрицание, рационализация, реактивные образования, изоляция, регрессия.
Психоанализ как психотерапевтический метод имеет своей целью:
- помочь пациенту осознать причину своих внутренних конфликтов с помощью высказывания свободных ассоциаций и их интерпретации психоаналитиком.
В настоящее время широкое распространение получила психоаналитическая терапия, которая основана на принципах и методах классического психоанализа, но менее интенсивна и направлена на самопознание пациентом своей внутренней психической жизни.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Возникла в США благодаря трудам Карла Роджерса и Абрахама Маслоу.
Психологи этого направления считают, что каждый человек может достичь максимально полной реализации своих способностей, если ему предоставить возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее.
По Роджерсу, в каждом человеке заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен необходимыми для этого силами, но воспитание и общественные нормы часто принуждают его принимать иные ценности.
Маслоу, создавший иерархию потребностей, полагал, что возможности людей удовлетворять свои основные потребности очень часто бывают ограниченными.
«Можно считать, что более 90% людей останавливаются на уровне поисков защищенности и хорошего отношения, поглощающих всю их энергию».
Это препятствует удовлетворению потребностей более высокого уровня, таких, как самоуважение и самоактуализация.
Маслоу полагал, что лишь самоактуализирующаяся личность может быть признана подлинно здоровой.
Маслоу составил перечень характеристик самоактуализирующихся людей, на основе которого можно получить портрет здоровой личности.
Гуманистическая психотерапия является одним их трех основных направлений современной психотерапии.
Представители этого направления склонны видеть человека
- существом прирожденно активным,
- повышающим свои возможности,
- с почти безграничной способностью к позитивному росту.
Патология понимается как результат блокирования возможностей удовлетворения потребностей: «Неврозы - ошибки личностного развития».
Усилия психотерапевта направлены на личностный рост пациента, а не просто на лечение болезни.
ХАРАКТЕРИСТИКИ, СВОЙСТВЕННЫЕ ВСЕМ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИМСЯ ЛЮДЯМ
1. Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью. Неуверенность, сомнения, состояние неопределенности, столь мучительные и тягостные для большинства людей, стимулируют самоактуализирующуюся личность, побуждают ее к исследованию и познанию.
2. Принятие себя, других и природы. Очень многие характеристики, свойственные здоровым людям, можно понять как разные формы проявления одной основополагающей установки - отсутствия самодовлеющего чувства вины и стыда. Здоровый человек принимает свою сущность со всеми присущими ей изъянами и недостатками. Это не говорит о том, что он абсолютно удовлетворен собой. Он умеет сосуществовать с собой.
3. Спонтанность, простота, естественность. Эти люди умеют четко осознавать собственные импульсы, желания, предпочтения и субъективные реакции в целом. Среднестатистический человек зачастую не имеет ни малейшего представления о том, что он представляет собой на самом деле и чего он хочет.
4. Служение. Почти у каждого из этих людей есть призвание и дело, которым они посвящают себя без остатка. Это не обязательно любимое занятие или дело, к которому он стремился. Это может быть дело, которым он чувствует себя обязанным заниматься.
5. Отстраненность; потребность в уединении. Эти люди спокойно переносят одиночество. Средний человек вряд ли пожелает иметь другом самоактуализированного человека, ведь тот никогда не положит на алтарь дружбы свою независимость и автономность.
6. Автономность и независимость от культуры и среды, воля и активность. Эти люди достаточно сильны, чтобы не зависеть от мнения других; они не ищут одобрения, похвалы, любви. Потребности в уважении и любви они уже удовлетворили.
7. Свежесть восприятия. Эти люди умеют радоваться жизни во всех ее проявлениях и испытывают по отношению к ней глубокое чувство благодарности. Маслоу считает, что неспособность радоваться жизни - одно из главных источников зла, человеческих трагедий и страданий. Мы с легкостью привыкаем к хорошему. Мы не бережем своих родных, друзей, детей, здоровье и раскаиваемся в этом только тогда, когда потеряем.
8. Мистические переживания. Внезапное ощущение абсолютного всемогущества, а одновременно и полной ничтожности и беспомощности, чувство восторга, благоговейного трепета, утрата ориентации во времени и пространстве, пронзительное ощущение важности происходящего, чувство духовного перерождения, личностной трансформации. Эти переживания порой настолько сильны, что в корне изменяют жизнь человека.
9. Чувство общности. Это чувство братства по отношению к человечеству в целом. Самоактуализированный человек любит людей, недостатки которых огорчают его, а порою даже выводят из себя. Но он прощает им их слабости.
10. Меличностные отношения. Они гораздо глубже, чем отношения обычного взрослого человека. Одним из непременных условий таких отношений является соответствие партнера - сблизиться с самоактуализированным человеком могут только здоровые люди, приблизившиеся к самоактуализации.
11. Демократичность. Эти люди готовы общаться с любым человеком вне зависимости от его статуса. Они не боятся показаться несведущими, они всегда открыты обучению.
12. Умение отличать средство от цели. Они умеют получать удовольствие от самого процесса достижения цели, умеют чувствовать самоценность деятельности, и она важна для них не меньше, а, может быть, и больше, чем результат.
13. Философское чувство юмора. Можно сказать, что чувство юмора пронизывает само восприятие жизни этими людьми. Работа, сколь ответственно они ни относились к ней, одновременно является для них и развлечением, и игрой.
14. Способность к творчеству. Чем бы ни занимался такой человек, во все он привносит присущее только ему отношение к происходящему. В этом смысле звание творца может заслужить любой самоактуализированный сапожник, портной, кондитер.
15. Сопротивление культурным влияниям. Хотя самоактуализированный человек существует в рамках определенной культуры и неплохо ладит с ней, в то же время он в какой-то степени отчужден, внутренне независим от нее.
P.S. Совершенных людей нет!
В одной из своих работ Маслоу намечает пути, на которых можно достичь самоактуализации.