Характеристики, свойственные всем самоактуализирующимся людям

Общая психология

Основные направления в психологии

В настоящее время сушествуют 5 основных подходов к изуче­нию психики человека:

- бихевиоризм,

- гештальтпсихология,

- психоана­лиз,

- гуманистическая психология,

- когнитивная психология.

БИХЕВИОРИЗМ. (англ. behavior - поведение)

Основоположник - американский психолог Джон Уотсон (1878-1958).

Предложенная им схема S - R означает, что каждой ситуации (или стимулу S) соответствует опре­деленное поведение (или реакция R).

Он считал, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека, а по­нятия, связанные с сознанием, следует исключить из научной пси­хологии.

Скоро стала прослеживаться ограниченность этой схе­мы для объяснения поведения.

Как правило, S и R находятся в таких сложных взаимоотношениях, что непосредственную связь между ними установить не удается.

И в 1948 г. американский психолог Толмен Эдуард вводит понятие промежуточной переменной 1 - психические процессы данного ин­дивида, зависят от его наследственности, прошлого опыта и природы стимула.

И это преобразовало схему в S - 1 - R.

Приверженцы бихевиоризма полагают, что поведение в основном складывается в результате научения, т.е. закрепления определенных реакций на определенные раздражители.

В результате поощряемые поступки совершаются чаще, а наказуемые - реже.

Например,

если вы получаете 100 руб­лей всякий раз, когда приходите на занятия в чистом отглаженном халате, то весьма вероятно, что вскоре вы постоянно будете выгля­деть опрятно, и наоборот.

Бихевиоризм является психологической основой поведенческой психотерапии и поведенческого направления в медицине.

В дан­ном контексте здоровье и болезнь рассматриваются как результаты того, чему человек научился или не научился в жизни.

В соответ­ствии с этим цель поведенческой психотерапии - устранение па­тологического симптома путем замены неадаптивных способов по­веденияадаптивными в процессе научения.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ.

Слово «гештальт» не имеет точно­го эквивалента ни в русском, ни в английском языке.

Очень при­близительно его смысл в зависимости от контекста может переда­ваться словами «образ», «форма», «структура», «организованное целое», поэтому в психологических текстах «гештальт», как прави­ло, не переводится.

Основное положение гештальтпсихологии - явление как целое не есть просто сумма его частей.

Человеческое поведение, разбитое на отдельные компоненты, теряет смысл.

Отдельно взятая часть никакого представления о целом не дает.

Последователи гештальт­психологии стараются убедить бихевиористов, что структурная орга­низация поведения в целом играет более важную роль, чем отдель­ные поступки.

Одно из центральных понятий гештальтпсихологии - отноше­ния между фигурой и фоном.

Это и другие понятия гештальтпсихо­логии нашли отражение в гештальттерапии, созданной психологом и психотерапевтом Федериком Перлсом.

В понимании Перлса фигура выступает в качестве доминирую­щей потребности.

В качестве фигуры (гештальта ) могут быть жела­ние, мысль, чувство, которые преобладают в данный момент.

- Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость, отодвигается на задний план - фон, уступая ме­сто новому гештальту.

Иногда потребность удовлетворить нельзя.

- В таком случае геш­тальт остается незавершенным, а потому не может быть отреагиро­ван и не может уступить место другому.

В последующем это стано­вится причиной многих проблем.

Например,

если человек сразу же не выразит свой гнев или агрессию, то в последующем эти чувства не исчезнут, а будут проявляться в других формах.

Цель гештальттерапии - помочь пациенту осознать свою по­требность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном счете удовлетворить ее.

Быть самим собой, реализовывать свои, а не навязанные извне потребности - это путь здоровой личности.

ПСИХОАНАЛИЗ.

Ни одно из направлений психологии не при­обрело столь громкой известности за ее пределами, как психоана­лиз.

Основоположник - австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (S. Freud).

В душевной жизни Фрейд выделяет 3 уровня:

- сознание,

- предсоз­нание

- и бессознательное.

Бессознательное и предсознание отделены от сознательного «цензурой».

«Цензура»

- вытесняет в область бес­сознательного неприемлемые для личности мысли, чувства, поня­тия (например, привязанность мальчика к матери, сопровождаю­щаяся враждебностью к отцу),

- а также оказывает сопротивление бессознательному, стремяшемуся проявиться в сознании.

К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недо­ступные сознанию, а также вытесненные «цензурой».

Эти мысли чувства не утеряны, а просто не допускаются к воспоминанию и потому проявляются в сознании не прямо, а окольными путями

- ­в обмолвках, описках,

- ошибках памяти,

- сновидениях, неврозах.

Предсознание - часть бессознательного, которая может стать со­знанием.

Фрейд считал, что только 1/7 часть психической жизни осозна­ется, а остальные 6/7 проявляются в навязчивостях, смутных трево­гах, страхах, снах и т.д.

В нижней части «айсберга» находятся основные запасы психи­ческой энергии, побуждения, инстинкты.

Большое разнообразие инстинктов Фрейд пытался свести к двум группам:

1. поддерживаю­щие жизнь (сексуальные) Инстинктам, поддерживающим жизнь, присуща сексуальная энергия - либидо (лат. желание)

2. и разрушающие жизнь (деструктивные).

Деструктивным инстинктам - аг­рессивная энергия.

Наша психическая жизнь является результатом взаимодействия и взаимовлияния этих энергий.

Психоаналитик всегда пытается понять процессы либидозной и противоположной ей энергии в различных сферах психической деятельности человека и перераспределить их.

Анализируя динамику развития индивида, Фрейд выделил следу­ющие стадии психосексуального развития:

1. от рождения до 1 года ­оральная стадия;

2. от 1 года до 3-4 лет - анальная стадия;

3. с 3-4 лет до 5-6 лет - фаллическая стадия;

4. с 6 лет до начала полового созре­вания - латентный период;

5. стадия половой зрелости - гениталь­ная стадия.

При нормальном развитии личности сексуальные пред­ставления полностью вытесняются в сферу бессознательного, а соответствующие им образы сублимируются, т.е. переориентиру­ются с социально неприемлемых на допустимые.

Нередко вытесне­ние представлений совершается не полностью.

Происходит фикса­ция на одной из стадий, проявляющаяся,

например,

- в привычке грызть ногти, курить, мастурбировать;

- в формировании чрезмерной аккуратности, упрямства;

- могут изменяться сексуальные пред­почтения.

В структуре личности Фрейд выделяет Ид, Эго, супер-Эго (Оно, Я, сверх-Я).

- Ид (Оно) - это первоначальная, центральная часть личности, служит источником энергии для всей личности и вместе с тем це­ликом бессознательно. Фрейд сравнивает Ид со слепым и глухим диктатором с неограниченной властью, который может властвовать через посредников.

- Эго (Я) развивается из Ид. Эго находится под по­стоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) им­пульсов. Постепенно развиваясь, Эго приобретает контроль над требованиями Ид.

- Супер-Эго развивается из Эго и является его су­дьей и цензором. Это хранилище выработанных обшеством устано­вок и норм поведения.

Основная цель взаимодействия трех систем - поддерживать или восстанавливать при нарушении оптимальный уровень психичес­кой жизни индивида.

Поскольку требования к Эго со стороны Ид, супер-Эго и окружающей среды порой несовместимы, индивид может перманентно пребывать в ситуации конфликта.

От испыты­ваемого при этом напряжения Эго оберегает себя с помощью за­щитных механизмов.

К ним относятся вытеснение, сублимация, проекция, отрицание, рационализация, реактивные образования, изоляция, регрессия.

Психоанализ как психотерапевтический метод имеет своей це­лью:

- помочь пациенту осознать причину своих внутренних конф­ликтов с помощью высказывания свободных ассоциаций и их ин­терпретации психоаналитиком.

В настоящее время широкое распространение получила психо­аналитическая терапия, которая основана на принципах и методах классического психоанализа, но менее интенсивна и направлена на самопознание пациентом своей внутренней психической жиз­ни.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Возникла в США бла­годаря трудам Карла Роджерса и Абрахама Маслоу.

Психологи этого направления считают, что каждый человек может достичь максимально полной реализации своих спо­собностей, если ему предоставить возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее.

По Роджерсу, в каждом человеке заложено стремление полнос­тью реализовать себя, и он наделен необходимыми для этого сила­ми, но воспитание и общественные нормы часто принуждают его принимать иные ценности.

Маслоу, создавший иерархию потребностей, полагал, что воз­можности людей удовлетворять свои основные потребности очень часто бывают ограниченными.

«Можно считать, что более 90% людей останавливаются на уровне поисков защищенности и хорошего от­ношения, поглощающих всю их энергию».

Это препятствует удов­летворению потребностей более высокого уровня, таких, как само­уважение и самоактуализация.

Маслоу полагал, что лишь самоактуализирующаяся личность может быть признана подлинно здоровой.

Маслоу составил перечень харак­теристик самоактуализирующихся людей, на основе которого мож­но получить портрет здоровой личности.

Гуманистическая психотерапия является одним их трех основ­ных направлений современной психотерапии.

Представители этого направления склонны видеть человека

- существом прирожденно активным,

- повышающим свои возможности,

- с почти безграничной способностью к позитивному росту.

Патология понимается как ре­зультат блокирования возможностей удовлетворения потребностей: «Неврозы - ошибки личностного развития».

Усилия психотерапев­та направлены на личностный рост пациента, а не просто на лече­ние болезни.

ХАРАКТЕРИСТИКИ, СВОЙСТВЕННЫЕ ВСЕМ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИМСЯ ЛЮДЯМ

1. Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотноше­ния с реальностью. Неуверенность, сомнения, состояние неопределенности, столь мучительные и тягостные для большинства людей, стимулируют само­актуализирующуюся личность, побуждают ее к исследованию и познанию.

2. Принятие себя, других и природы. Очень многие характеристики, свойственные здоровым людям, можно понять как разные формы прояв­ления одной основополагающей установки - отсутствия самодовлеюще­го чувства вины и стыда. Здоровый человек принимает свою сущность со всеми присущими ей изъянами и недостатками. Это не говорит о том, что он абсолютно удовлетворен собой. Он умеет сосуществовать с собой.

3. Спонтанность, простота, естественность. Эти люди умеют четко осоз­навать собственные импульсы, желания, предпочтения и субъективные реакции в целом. Среднестатистический человек зачастую не имеет ни малейшего представления о том, что он представляет собой на самом деле и чего он хочет.

4. Служение. Почти у каждого из этих людей есть призвание и дело, которым они посвящают себя без остатка. Это не обязательно любимое занятие или дело, к которому он стремился. Это может быть дело, кото­рым он чувствует себя обязанным заниматься.

5. Отстраненность; потребность в уединении. Эти люди спокойно пе­реносят одиночество. Средний человек вряд ли пожелает иметь другом самоактуализированного человека, ведь тот никогда не положит на ал­тарь дружбы свою независимость и автономность.

6. Автономность и независимость от культуры и среды, воля и актив­ность. Эти люди достаточно сильны, чтобы не зависеть от мнения других; они не ищут одобрения, похвалы, любви. Потребности в уважении и любви они уже удовлетворили.

7. Свежесть восприятия. Эти люди умеют радоваться жизни во всех ее проявлениях и испытывают по отношению к ней глубокое чувство благо­дарности. Маслоу считает, что неспособность радоваться жизни - одно из главных источников зла, человеческих трагедий и страданий. Мы с легко­стью привыкаем к хорошему. Мы не бережем своих родных, друзей, де­тей, здоровье и раскаиваемся в этом только тогда, когда потеряем.

8. Мистические переживания. Внезапное ощущение абсолютного все­могущества, а одновременно и полной ничтожности и беспомощности, чувство восторга, благоговейного трепета, утрата ориентации во времени и пространстве, пронзительное ощущение важности происходящего, чув­ство духовного перерождения, личностной трансформации. Эти пережи­вания порой настолько сильны, что в корне изменяют жизнь человека.

9. Чувство общности. Это чувство братства по отношению к человече­ству в целом. Самоактуализированный человек любит людей, недостатки которых огорчают его, а порою даже выводят из себя. Но он прощает им их слабости.

10. Меличностные отношения. Они гораздо глубже, чем отношения обычного взрослого человека. Одним из непременных условий таких от­ношений является соответствие партнера - сблизиться с самоактуализи­рованным человеком могут только здоровые люди, приблизившиеся к самоактуализации.

11. Демократичность. Эти люди готовы общаться с любым человеком вне зависимости от его статуса. Они не боятся показаться несведущими, они всегда открыты обучению.

12. Умение отличать средство от цели. Они умеют получать удоволь­ствие от самого процесса достижения цели, умеют чувствовать самоцен­ность деятельности, и она важна для них не меньше, а, может быть, и больше, чем результат.

13. Философское чувство юмора. Можно сказать, что чувство юмора пронизывает само восприятие жизни этими людьми. Работа, сколь от­ветственно они ни относились к ней, одновременно является для них и развлечением, и игрой.

14. Способность к творчеству. Чем бы ни занимался такой человек, во все он привносит присущее только ему отношение к происходящему. В этом смысле звание творца может заслужить любой самоактуализированный сапожник, портной, кондитер.

15. Сопротивление культурным влияниям. Хотя самоактуализирован­ный человек существует в рамках определенной культуры и неплохо ла­дит с ней, в то же время он в какой-то степени отчужден, внутренне независим от нее.

P.S. Совершенных людей нет!

В одной из своих работ Маслоу намечает пути, на которых мож­но достичь самоактуализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: