Оружие массового поражения (оружие массового уничтожения) — оружие большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений на относительно больших пространствах (площадях).
Такими возможностями обладают, и, следовательно, могут считаться оружием массового поражения (ОМП) в частности следующие виды оружия:
· химическое оружие,
· биологическое оружие,
· ядерное оружие
Многие виды ОМП имеют экологически опасные побочные эффекты. (Например, радиоактивное загрязнение местности продуктами ядерного взрыва.)
Последствия, сравнимые с последствиями применения экологически опасных видов ОМП, могут наступить также в случае применения обычного оружия или совершения террористических актов на экологически опасных объектах, (например: АЭС или химических заводах, плотинах и гидроузлах, и т. д.).
Также воздействие ОМП деморализует как войска, так и гражданское население.
Одним из перспективных видов ОМП считается электромагнитное оружие.
|
|
ОМП характеризуются большой поражающей способностью и большой площадью (большим пространством) поражения. Этими признаками также обладают и потому могут быть отнесены к ОМП многие другие виды обычного — неядерного — оружия, и традиционно ОМП не считающиеся. Таковыми в частности являются:
· РСЗО в режиме залпового огня по площадям,
· обычные авиабомбы при ковровом бомбометании (бомбометании по площадям),
· артиллерия, ведущая огонь по площадям.
Поражающие факторы ОМП всегда имеют как мгновенное действие, так и более или менее протяжённое во времени. Характерные примеры поражающих факторов мгновенного действия:
· ударная волна,
· сильная световая вспышка (сильное световое излучение),
· потоки высокоэнергичных частиц,
· электромагнитный импульс,
· искусственное цунами,
· искусственные подземные толчки.
Вопрос 36. Структура, организация РСЧС. Режимы функционирования
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов, организаций (в том числе частных), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
|
|
· федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
· межрегиональный, территорию нескольких субъектов РФ;
· региональный, территорию субъекта РФ;
· муниципальный, территорию муниципального образования;
· объектовый, территорию объекта производственного или социального назначения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ в пределах их территорий и состоят из звеньев соответствующих административно-территориальному делению. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.
Координирующие органы:
· на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченныункциональные подсистемы единой системы;
· на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
· на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
· на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Органы повседневного управления:
· на федеральном уровне — Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС);
· на межрегиональном уровне — Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России;
· на региональном уровне — Центры управления в кризисных ситуациях Главных управлений МЧС России;
· на муниципальном уровне — Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (ЕДДС МО);
· на объектовом уровне — дежурно-диспетчерские службы предприятий.
Постоянно действующие органы:
· на федеральном уровне — МЧС России;
· на межрегиональном уровне — региональные центры МЧС России;
· на региональном уровне — Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
· на муниципальном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
· на объектовом уровне — структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.