Бессмертие души в трудах А.Н. Радищева

Вопросу о бессмертии души А.Н. Радищев посвящает философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». В результате мучительных размышлений Радищев склоняется все же к выводу о неразрушимости специфически человеческой особенности – «мысленности». Через сомнение, допуская непоследовательности в рассуждениях (как согласовать, например, такие положения, как «мысленность есть вещественности свойство», и утверждения о бессмертии души), Радищев пытается выявить силу, которая обеспечивает единство – «сцепление» – всех составляющих человека частей и сил. Обращаясь к мышлению, он критикует сенсуализм Гельвеция («мысль от чувств есть нечто отдельное»). Активная природа человеческого мышления, выражением которой является внимание, власть человека распространяется не только на мысль: столь же властен человек над своими желаниями и страстями, да и над телом.

Все это приводится как доказательство бессмертия души. «Человек по разрушении тела своего не может ничтожествовать... мысленность его, будучи всех сил естественных превосходнее и совершеннее, исчезнуть не может». Этот вывод, на истинности которого Радищев не настаивает, «мечта ли то будет, или истинность», несет большую эмоционально-нравственную нагрузку и, являясь уступкой религиозной идеологии, нужен Радищеву – человеку, находящемуся вдали от друзей, глубоко скорбящему о судьбах своего угнетенного народа.

Психологические проблемы, развиваемые в передовой науке и философии XVIII в., дали начало материалистическим и демократическим традициям философии и психологии в XIX в. История становления отечественной психологии не случайно выделена в отдельную главу, хотя работы некоторых ученых упоминались и ранее.

Необходимо подчеркнуть, что такое разделение никак не указывает на то, что российская психология развивалась в отрыве от мировой. Идеологический кризис в российском обществе в конце XIX в. ознаменовал новый важный период в развитии отечественной психологии.

Одновременно развивалась и объективная психология, возникали экспериментальные лаборатории, аналогичные лаборатории Вундта в Лейпциге. Влияние социокультурной ситуации в России в середине XIX в. на процесс формирования отечественной психологии, ее методологии и ведущей проблематики проявилась и в том, что главными уже в то время стали не вопросы познания, как в европейской науке, а вопросы нравственного, духовного развития человека, его ментальность.

До середины XIX в. проблема осознания свои национальных особенностей не стояла перед русским обществом, в котором существовало, скорее, не национальное самосознание.

Единство народа было больше внешним, неосознанным, оно связывалось с единством языка, территории и религии, при этом не вставал вопрос о том, как это единство отражается на характере, психологических особенностях народа.

Русская психологическая мысль в XIX в. развивалась в связи с общественной мыслью и успехами в естествознании, в творческом усвоении достижений мировой философии и психологии. XIX в. в России был временем разложения феодальной формации, завершившимся глубоким кризисом феодализма в 30 – 50-е гг. На разложение и кризис феодализма большое воздействие оказывали рост антикрепостнической борьбы угнетенных масс.

События социально-экономической жизни получили отражение в борьбе различных направлений общественно-исторической мысли. Как ответ на вопрос о путях развития России на рубеже 30 – 40-х гг. сложились два течения: либерально-буржуазное западничество (К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, Е.Ф. Корш) и либерально-дворянское славянофильство (А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин). Споры между западниками и славянофилами были важной частью общественного движения своего времени.

Развитие психологии прежде всего связано с различными философскими направлениями, возникшими в это время. В рамках неокантианства (А.И. Введенский, И. Лапшин), позитивизма, интуитивизма (Н. Лосский), неогегельянства (Б. Чичерин), спиритуализма (Л. Лопатин), экзистенционализма (Н. Бердяев) развивалась идеалистическая умозрительная психология.

В XIX в. большие успехи сделало отечественное естествознание. Одним из ярких достижений эволюционной мысли до Ч. Дарвина явились диалектические взгляды на природу, развиваемые К.Ф. Рулье (1814-1858). В 1845 – 1846 гг. курс публичных лекций на тему «Об образе жизни животных» К.Ф. Рулье высоко оценил А.И. Герцен, указав на глубокий методологический смысл данных о психологии животных, этой «дочеловеческой фенологии развертывающего сознания», позволяющей понять возникновение человеческого сознания и его качественные отличия от психики животных.

В XIX в. выходит ряд трудов по психологии Д. Велланского, П. Любовского, А. Галича. Александр Галич (1783-1848) – учитель А.С. Пушкина, затем экстраординарный профессор кафедры философии Петербургского университета (1817 – 1837). В книге «Картина человека» (1834) выступает как оригинальный ученый и развивает новые для своего времени идеи о связи психики с деятельностью человека в условиях общественной жизни: человек – не только природное существо. В его страстях отражаются отношения к другим людям, к ценностям общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: