Психологическая проблема, ее структура, уровни и типы психологических проблем

Модели индивидуального консультирования (7 семестр)

Артеменко Ольга Михайловна

Понятие индивидуального психологического консультирования и его модели

Псих. консультирование (Колесникова Г.И.) – область практической психологии, суть которой заключается в оказании психологом-консультантом псих. помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознавание клиентом сути проблемы и способов ее решения.

Псих. консультирование (Р. Нельсон-Джоун) – псих. процесс, подразумевающий обмен мыслями между консультантом и клиентом, а также протекание мыслительных процессов отдельно у консультанта и клиента. Цель этого процесса – это такое изменение чувств, мыслей и действий людей, которое дает им возможность жить более эффективно.

Четыре необходимых составляющих психологического консультирования:

1. Клиент, готовый принять псих. помощь, переживающий некий психологический дискомфорт, который определяется им как проблема, требующая своего решения.

2. Консультант, готовый оказать псих. помощь, который знает как своими целенаправленными действиями способствовать осознанию клиентом сути проблемы и способов ее решения, и который знает как актуализировать ресурсы клиента.

3. Наличие конфиденциальной и способствующей установлению и поддержанию консультативного взаимодействия обстановки.

4. Наличие ситуации взаимодействия между консультантом и клиентом, особый характер отношений.

Психотерапия - м/б отклонения; - изменение личности; - эндогенная проблема (внутренняя); - длительность процесса; - квалификация: личная терапия (20-50ч.), супервизорство, специализация; - доминирующая позиция; - работа с бессознательным; - диагностика используется редко, больше проективных тестов (рисуночных). Псих. консультирование - нормальные люди; - цели клиента; - экзогенная проблема (внутренняя); - краткосрочность процесса; - квалификация: образование психолога; - позиция «равный собеседник»; - работа с рациональным; - применяется диагностика.

Общее: использование одних и тех же теоретических концепций.

Линде Н.Д. выделил индикаторы установки клиента на консультирование и терапию: если установка на лечение (проблема воспринимается как болезнь), то работа с психотерапевтом; если причина проблемы в псих. поле клиента и клиент может ей управлять, то работа с психологом.

Психологическая проблема, ее структура, уровни и типы психологических проблем

Психологическая проблема (Линде Н.Д.) – это эмоциональная фиксация индивида на достижении некоторой недостижимой цели или преграде, блокирующей его активные действия.

Т.О. псих. проблема субъективно определяется невозможностью удовлетворения того или иного сильного стремления.

Причина псих. проблем лежит внутри человека (обусловлена его внутренними представлениями), следовательно, и решение проблемы должно быть «внутренним».

Псих. проблема может иметь разную внутреннюю структуру. Можно выделить пять базовых типов структур псих. проблемы:

– цель, желаемый объект (на котором фиксирована эмоция)

– желание, направленность на желаемый объект, либо избегание, отталкивание

– преграда

 
 


1. Сильное чувство, сильное желание направлено на

достижение цели.

Например, невозможность реализовать мечты или амбиции вследствие их неадекватности или другой субъективной преграды.

Переживание утраты любимого человека или другого объекта, переживание горя, потери, неразделенной любви.

Желание изменить прошлое, изменить другого человека.

Запретные агрессивные, сексуальные желания.

           
   
     
 
 


2. Проблемы, когда чувства направлены на избавление от

нежелательного объекта (реального или воображаемого;

внешнего или внутреннего)

Например, стремление освободиться от нежелательного воздействия среды или других людей и при этом субъективная невозможность от этого избавиться (или запретное избавление).

Навязчивые страхи, мысли, действия (неразделенная любовь).

Чувство вины, переживание стыда, позора, суицидальные мысли.

Посттравматические расстройства и состояния (ПТСР)

Все виды зависимостей (алкогольная, игровая, эмоциональная и др.)

       
   
 


3. Один и тот же объект вызывает амбивалентные чувства

(притягивает и отталкивает)

Например, любовь к ненавидимому, отвергаемому объекту (созависимое поведение).

Желание достичь успеха и страх перед ним (комплекс Ионы).

Желание выразить чувства и одновременно скрыть их.

Стремление к рискованному предприятию и страх за его осуществление.

 
 


4. Два одинаковых по силе чувства направлены на

несовместимые объекты

Например, желание два несовместимых варианта одновременно и не потерять не то, ни другое (незрелость, нерешительность в выборе, страх ошибки, рискованный выбор, постоянное метание от одного к другому, что порождает неустойчивость личности).

           
   
     
 


5. Субъект хочет избавиться от нежелательного

объекта, но при этом сталкивается с другим

объектом (выбор из двух зол)

Например, ситуация, когда человек живет с невыносимым человеком (психопатом, преступником), но при этом имеет зависимость от него («некуда идти»).

Потеря престижа, разорение после большого успеха.

Выбор между нелюбимым партнером и любимым, но с которым невозможно быть.

Объектом может быть другой человек, внутренний конфликт, конкретная деятельность (работа), конкретная эмоция (страх, вина, обида), моральная оценка (запрет), конкретная ситуация.

Проблематичность высвечивает любо сверхжелательность, либо сверхнежелательность объекта.

Первичная проблема порождает симптомы, обрастает вторичными проблемами.

Т.О., задача псих. консультирования – избавить клиента от зависимостей, фиксации на объекте или от неадекватной преграды.

Критерии успешной работы:

– у клиента возникает субъективное чувство освобождения («выход из заколдованного круга») и выход в мир открытых возможностей;

– возрастает субъектность и способность к активным осознанным действиям.

Субъектность = активность, осознанность, самостоятельность.

Если первичная проблема не решена, субъективное страдание толкает человека каким-то образом адаптироваться к невыносимой ситуации, в результате чего возникают вторичные искажения (симптоматические) как в образе жизни, так и в его эмоциональном состоянии.

Можно выделить несколько вторичных искажений (симптомы, сигнализирующие о том, что что-то «не так»):

· агрессия (как реакция на фрустрацию; проявление эмоций обиды), может быть на значимый объект, на себя (аутоагрессия), на преграду, на цель;

Важно: учить клиента безопасно реагировать на агрессию!

· репрессия (подавление своих чувств, желаний в области подсознания);

· эскапизм (вытеснение, избегание травмирующей ситуации или ситуаций, ассоциирующихся с ней);

· регрессия (использование ранних, инфантильных способов поведения, реагирования):

- желание спать;

- слезы;

- поза ребенка.

Способствует восстановлению сил!

Главное, чтобы это не было постоянной формой совладания с трудностями.

· рационализация (стремление «спрятать» свою проблему);

· сублимация (переключение активности с первичной проблемы на другую деятельность);

· проекция (перенос собственных неосознаваемых чувств и мотивов на другого человека);

· аутизм (самозамыкание личности, отгораживание от других, от деятельности; действует механизм отрицания).

Т.О., цель работы – сделать человека субъектом.

Универсальные приемы, которые запускают механизм субъектности:

- приемы расширения осознания проблемы, а также осознание своих чувств и желаний; (психодинамический подход, гештальт-психология, когнитивная психология)

- приемы изменения стереотипного, привычного, безопасного способа поведения и мышления; (поведенческое и когнитивно-поведенческое консультирование)

- приемы пробуждения инициативы (клиент-центрированное, экзистенциальное направление)

цель универсальна, а способы решения зависят от теоретического подхода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: