Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними.
Восприятие формы определяется участием трех основных групп факторов:
- врожденная способность первичных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину;
- законы выделения фигуры на фоне, описанные гештальт-психологами;
- жизненный опыт человека, получаемый за счет движений рук по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.
Восприятие величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза. В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки, ряда других частей тела. (Однако если человек в состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в действие вступает закон константности восприятия).
Движения мышц также участвуют в восприятии глубины. Кроме них зрительной оценке глубины способствуют аккомодация и конвергенция глаз.
|
|
Аккомодация – изменение кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей.
Конвергенция – сближение или расхождение осей глаз, происходящее при восприятии соответственно приближающихся или удаляющихся объектов.
Эти процессы "работают" в ограниченных пределах: 5-6 метров для аккомодации и до 450 метров для конвергенции.
При оценке больших расстояний человек использует информацию о взаимном расположении объектов на сетчатке правого и левого глаз.
Восприятие движения.
Восприятие движения констатируется нейронами – детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции.
Восприятие времени.
Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми "биологическими часами" – определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека.
Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено.
Для формирования адекватного перцептивного образа необходимы следующие условия:
· активное движение;
· обратная связь;
· поддержание определенного оптимума информации, поступающей в мозг из внешней и внутренней среды;
· сохранение привычной структурированности информации.
Иллюзии восприятия.
Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. Это происходит, когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно интерпретируем получаемые сигналы.
|
|
Развитие восприятия.
Восприятие изменяется под влиянием условий жизни, то есть развивается.
А. В. Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов:
I этап – адекватный перспективный образ строится ребенком путем практических действий с материальными предметами.
II этап – сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений рецептивных аппаратов. Дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых ориентировочно-исследовательский движений рук и глаз.
III этап – начинается процесс сворачивания, сокращения перцептивных действий.
IV этап – перцептивное действие превращается в идеальное. Дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга.
Основные подходы к анализу восприятия:
· стимуляционный. См.: Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М., 1988;
· нейрофизиологический. См.: Гостев А. А. Образная сфера человека. – М., 1992; Марр Д. Зрение. – М., 1987;
· деятельностный. См.:
1. Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительных образов. – М., 1969;
2. Леонтьев А.Н. Психология образа. //Вестник МГУ. Сер. 14, 1979. – N 2. С.3-14;
3. Митькин А.А. Системная организация зрительных функций. – М., 1988];
· субъектный [Надирашвили Ш.А. Психологическая природа восприятия. – Тбилиси, 1976; Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966.];
· конструктивистский. См.: Рок И. Введение в зрительное восприятие.: В 2 т. – М., 1980.;
· динамический. См.:
1. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М., 1988;
2. Колерс П. Некоторые психологические аспекты распознавания образов. //Распознавание образов. – М., 1970. С. 16-87;
· генетический. См.: Ланге Н. Н. Теория волевого внимания. //Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976;
· прогностический. См.:
1. Арнхейм Р. Образ и мысль. //Зрительные образы. Феномено-логия и эксперимент. – Душанбе, 1971;
2. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.;
· информационный. См.:
1. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т.I, Л.: ЛГУ, 1974-1981;
2. Линдсей П., Норман Д. А. Переработка информации у человека. – М., 1974;
3. Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981;
· когнитивно-структурный. См.:
1. Марр Д. Зрение. – М., 1987;
2. Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981.
Представление.
Представление – это процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти "первые сигналы". Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится "портрет класса объектов", и тем самым обеспечивается возможность понятийно-логического отображения структуры этого класса.
Представления позволяют видеть не только "лицо", но и "спину" объектов во время их отсутствия. Причем, объектов, не только когда-то непосредственно воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу объектов, синтезированных в представлении.
Исследование представлений сталкивается с рядом трудностей.
|
|
Во-первых, эти трудности связаны с отсутствием наличного, непосредственно действующего объекта-раздражителя, с которым можно было бы сравнить содержание представления. Во-вторых, из-за отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию "летучей структурой".