№ п/п | Муниципальное образование | 2015/16 учебный год | В том числе занимаются во 2 смену обучающиеся: | ||||
количество общеобразовательных организаций со второй сменой | в них классов | в них человек | 1–4 кл., чел./кл. | 5–9 кл., чел./кл. | 10–11 кл., чел./кл. | ||
г. Ржев | 112/5 | ||||||
г. Кимры | 115/5 | ||||||
Кувшиновский район | 44/2 | ||||||
Бологовский район | 430/17 | ||||||
г. Вышний Волочек | 187/8 | 228/9 | |||||
г. Торжок | 294/12 | 284/11 | |||||
Калязинский район | 295/12 | 76/3 | |||||
г. Тверь | 5018/202 | 2201/89 | |||||
Конаковский район | 475/19 | 20/1 | |||||
Итого | 6970/282 | 2809/113 |
В соответствии с проведенным мониторингом установлено, что 54 общеобразовательные организации (11% от общего количества) имеют классы с обучением во вторую смену. Численность учащихся в 2015/16 учебном году, занимающихся во вторую смену, составляет 9779 человек (8%).
6. Муниципальными образованиями проводятся мероприятия по обеспечению обучения учащихся в первую смену за счет расширения и сужения микрорайонов, относящихся к школам, составления гибкого расписания уроков, эффективного использования площадей, развития практики поточных лекций и других форм учебных занятий, привлечения специалистов для работы в школы, пользования на договорной основе ресурсами других учреждений и организаций; ремонта и реконструкции зданий и помещений.
|
|
Однако предпринимаемые меры не позволяют существенно изменить ситуацию со второй сменой.
7. Причинами сохранения второй смены являются:
демографический рост детского населения в регионе;
нехватка учебных помещений в связи с увеличением количества учебных часов по физическому воспитанию, выделением помещений для информационных центров/кабинетов в связи с введением новых предметов в учебный план, реализацией профильного образования, предусматривающего деление классов на подгруппы;
ограниченность бюджетных ресурсов для проведения капитального ремонта помещений, реконструкции и строительства школ;
износ зданий, требующий серьезных вложений;
выделение помещений для размещения дошкольных групп в зданиях общеобразовательных школ;
недостаток педагогических кадров и др.
8. В ряде муниципальных образований проблема двухсменного режима обучения не может быть снята без использования высокозатратных форм введения дополнительных мест - пристроя, реконструкции, строительства и приобретения новых объектов общего образования.
На первом этапе реализации Программы в 2015–2016 годах строительство школ необходимо в трех муниципальных образованиях Тверской области, имеющих наибольшую численность обучающихся во вторую смену и увеличение показателей демографического прироста населения школьного возраста: города Тверь, Торжок, Конаково. Прогнозируется потребность в строительстве 5 общеобразовательных организаций.
|
|
9. Решение задачи по переводу обучающихся на обучение в одну смену возможно ускорить при получении дополнительного финансирования за счет участия Тверской области в федеральной программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" в 2016–2025 годах.
10. В рамках формируемой программы в период с 2015 по 2020 годы региону необходимо ввести дополнительные места в общеобразовательных организациях в таком количестве, чтобы ликвидировать двухсменный режим обучения в 54 школах (9779 обучающихся) в 9 муниципальных образованиях, имеющих двухсменный режим обучения, и не допустить появления второй смены в школах, в которых вторая смена в настоящее время отсутствует.
Мероприятия будут реализовываться поэтапно: для обеспечения односменного режима обучения учащихся 1 и 3 ступеней обучения - в 2016–2020 годах, для учащихся 2 ступени - с 2016 года по 2025 год.
11. На втором этапе реализации Программы предусматриваются проведение ремонтных работ зданий муниципальных общеобразовательных организаций (в государственных общеобразовательных организациях нет зданий с износом более 50%) и строительство новых школ Тверской области с целью приведения в нормативное состояние зданий, уровень износа которых составляет более 50%. В 2015 году, по информации муниципальных образований Тверской области, 34% зданий школ имеют износ более 50% (177 зданий). В этих образовательных организациях обучается около 30% учащихся. Причем, если наличие второй смены затрагивает преимущественно городские территории, то наличие школ с износом 50% и более отмечается как в городской, так и в сельской местности.
Таблица 2
Муниципальные образования с наличием образовательных организаций с обучением учащихся в зданиях с износом 50% и более
№ п/п | Наименование муниципального образования | Всего общеобразовательных организаций, ед. | Всего обучается, чел. | Всего зданий с износом 50% и более, ед. | В них детей, чел. | Доля от общего количества общеобразовательных организаций в муниципальном образовании, % | Доля обучающихся в них, % |
г. Тверь | 45,28 | 25,26 | |||||
г. Вышний Волочек | 75,00 | 48,94 | |||||
г. Кимры | 60,00 | 43,09 | |||||
г. Ржев | 75,00 | 37,57 | |||||
г. Торжок | 22,22 | 22,20 | |||||
Андреапольский район | 25,00 | 5,40 | |||||
Бежецкий район | 27,78 | 39,19 | |||||
Бельский район | 71,43 | 91,57 | |||||
Бологовский район | 6,67 | 4,44 | |||||
Весьегонский район | 60,00 | 15,83 | |||||
Вышневолоцкий район | 10,00 | 1,03 | |||||
Жарковский район | 0,00 | 0,00 | |||||
Западнодвинский район | 0,00 | 0,00 | |||||
Зубцовский район | 27,27 | 48,67 | |||||
Калининский район | 43,75 | 51,73 | |||||
Калязинский район | 0,00 | 0,00 | |||||
Кашинский район | 11,1 | 29,3 | |||||
Кесовогорский район | 22,22 | 7,35 | |||||
Кимрский район | 0,00 | 0,00 | |||||
Конаковский район | 32,14 | 24,02 | |||||
Краснохолмский район | 33,33 | 23,32 | |||||
Кувшиновский район | 100,00 | 100,00 | |||||
Лесной район | 40,00 | 4,34 | |||||
Лихославльский район | 46,15 | 80,18 | |||||
Максатихинский район | 37,50 | 40,26 | |||||
Молоковский район | 20,00 | 8,56 | |||||
Нелидовский район | 62,50 | 41,09 | |||||
ЗАТО Озерный | 50,00 | 51,62 | |||||
Оленинский район | 10,53 | 5,39 | |||||
Осташковский район | 83,33 | 54,34 | |||||
Пеновский район | 40,00 | 10,43 | |||||
Рамешковский район | 10,00 | 5,14 | |||||
Ржевский район | 28,57 | 17,85 | |||||
Селижаровский район | 0,00 | 0,00 | |||||
Сандовский район | 0,00 | 0,00 | |||||
ЗАТО Солнечный | 0,00 | 0,00 | |||||
Сонковский район | 0,00 | 0,00 | |||||
Спировский район | 50,00 | 80,85 | |||||
Старицкий район | 58,33 | 94,81 | |||||
Торжокский район | 13,64 | 4,19 | |||||
Торопецкий район | 54,55 | 47,99 | |||||
Удомельский район/городской округ | 0,00 | 0,00 | |||||
Фировский район | 57,14 | 89,54 | |||||
Итого | 35,76 | 30,3 |
Данные, приведенные в таблице, будут уточняться в период 2016–2017 годов после проведения дополнительных обследований специализированными организациями уровня износа зданий. После уточнения данных будут внесены изменения в данный раздел Программы.
|
|
12. С 2010 года в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области начато строительство объекта "Средняя школа на 150 учащихся" в д. Степурино Старицкого района Тверской области с размещением дошкольной группы на 25 мест, за 2010–2014 годы освоено 100,215 млн. рублей, в т.ч. из областного бюджета - 86,615 млн. рублей; из муниципального бюджета - 13,6 млн. рублей. Для завершения объекта необходимо 126,5 млн. рублей.
Проведенный анализ свидетельствует о необходимости принятия мер, направленных на создание комфортных и безопасных условий, обеспечивающих решение новых образовательных задач.