double arrow
Реферат «Воцарение династии Романовых»

На

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1. ЗЕМСКИЙ СОБОР 1613 ГОДА. ВОЦАРЕНИЕ РОМАНОВЫХ. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МИХАИЛА РОМАНОВА

2. ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 ГОДА. РАЗВИТИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ АБСОЛЮТИЗМА

3. ДЕЛО ПАТРИАРХА НИКОНА. РАСКОЛ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

4. БОРЬБА ЗА ЛИКВИДАЦИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ СМУТЫ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ. СМОЛЕНСКАЯ ВОЙНА. СТРОИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ЗАСЕЧНОЙ ЧЕРТЫ. АЗОВСКОЕ СИДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Национальный кризис, постигший Россию в самом начале ХVII в., явился следствием экономической, политической дестабилизации, нарастания народного недовольства. В это время страна переживала качественно новый этап в развитии государственного управления. Система сословного самоуправления приходила в упадок, а центральные органы власти набирали силу. Приказно-бюрократическая система управления становилась характерной чертой русской государственности. В то же время протекает сложный процесс внутренней эволюции самой боярской элиты, ее трансформация из старинной вотчинной аристократии в сложную элиту. Традиционно в исторических исследованиях утверждалось, что происходило вытеснение боярства дворянством.

Непрекращающаяся борьба за царский престол втянула Россию в смуту. Разоренной стране необходим был официально признанный всеми (или, хотя бы, значительным большинством) глава. Только это могло положить конец Смуте. Выборные люди съехались в Москву в январе 1613 года. На Собор съехалось около 700 человек, представлявших все свободные от оккупантов или казаков земли и все сословия. Это был самый многолюдный Собор за всю историю России. Это не случайно, так как только наиболее полное представительство могло обеспечить законность избрания царя в глазах народа.




Так в 1613 году началась новая эпоха в истории России после смуты - эпоха правления династии Романовых.

1. ЗЕМСКИЙ СОБОР 1613 ГОДА. ВОЦАРЕНИЕ РОМАНОВЫХ. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МИХАИЛА РОМАНОВА

В годы Смутного времени государство фактически распалось на отдельные части. На окраинах хозяйничали иностранные интервенты, поляки и шведы, трон стал игрушкой в руках самозванцев. Политическое сознание русских людей той эпохи было насквозь монархическим, и никто из них не помышлял о ликвидации царской власти. Коллективные правительственные органы, возникшие в период междуцарствия, борясь друг с другом, одинаково видели свою задачу в восстановлении исконной царской власти.



В январе 1613 г. более полутысячи выборных съехались в Москву. Земский собор 1613 года созвался в условиях династического кризиса. Его главной задачей было избрание и легитимизация новой династии на российском престоле.

Земский собор 1613 года -- конституционное собрание представителей различных земель и сословий Московского царства, состоявшееся для избрания на престол нового царя. Открылся 7 января 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. 21 февраля (3 марта) 1613 года собор избрал на царство Михаила Романова, положив начало новой династии.

После долгой осады столица была разорена и почти полностью сожжена, но участники собора приступили к делу со всей возможной в тех тяжелых условиях торжественностью. Перед началом собора был объявлен трехдневный пост для очищения от грехов, а сами заседания происходили под сводами Успенского собора в Кремле. Однако торжественность нисколько не снижала накала политической борьбы на соборе. Откровенный летописец указывает нам, что избиратели действовали не совсем бескорыстно: «Многие же от вельмож, желающи царем быти, подкупахуся многим и дающи и обещающи многие дары». Кто выступал тогда кандидатами, кого предполагали в цари, прямых указаний на это мы не имеем; предание же в числе кандидатов называет В. И. Шуйского, Воротынского, Трубецкого. Современники обвиняли Пожарского в том, что он, желая царствовать, истратил 20 тысяч рублей на подкупы. Предлагали «воренка» - сына Марины Мнишек от Лжедмитрия Второго. Своих сторонников имел королевич Владислав, не желавший отказываться от Московского трона. Тем не менее, собор единодушно решил: «литовского и шведского короля и их детей и иных немецких вер и никоторых государств иноязычных не христианской веры греческого закона на Владимирское и Московское государство не избирать, и Маринки и сына ее на государство не хотеть, потому что польского и немецкого короля видели на себе неправду и крестное преступленье и мирное нарушенье: литовский король Московское государство разорил, а шведский король Великий Новгород взял обманом». По русским кандидатам поначалу не было единства, но постепенно на соборе все чаще стали называть имя шестнадцатилетнего Михаила Романова. Так или иначе, 21 февраля 1613 г. на заседании собора были собраны письменные мнения всех чинов, и во всех значилось одно имя - Михаила Федоровича Романова.

Сам Михаил Романов в момент своего избрания находился далеко от Москвы - в Ипатьевском монастыре в Костроме. В монастырь отправилось посольство с выборными людьми из городов. По свидетельству послов, они долго не могли добиться согласия юного Михаила принять царство. Однако в заключение Михаил Романов уведомил собор о своем согласии принять царство. 2 мая 1613 г. Михаил Федорович торжественно въехал в Москву и 11 июля был венчан на царство в Успенском соборе. Так было положено начало царской и императорской династии Романовых.

Романовы принадлежали к старинному боярскому роду. Первым достоверным предком Романовых был Андрей Кобыла, боярин при дворе великих князей Московских Ивана Калиты и Семена Гордого. А.Кобыла упоминается в летописях лишь однажды, но по родословным спискам известно, что у него были сыновья Семен Жеребец, Александр Елка, Федор Кошка, от которого пошел известный "Кошкин род": Кобылины-Кошкины, потом Кошкины-Захарьины, Захарьины-Юрьевы, и наконец, Романовы (по имени боярина Романа Захарьина-Юрьева, чья дочь Анастасия в 1547 г. стала женой царя Ивана Грозного). С этого времени начинается возвышение рода Романовых. После смерти Ивана Грозного и Федора Иоанновича, на Романовых стали смотреть как на род, наиболее близкий к пресекшейся царской династии.

После «смуты» страна была разорена, её экономика находилась в плачевном состояние. В таких условиях молодому царю требовалась поддержка. Первые десять лет правления Михаила Федоровича почти беспрерывно заседали Земские Соборы, которые помогали решать молодому Романову важные государственные вопросы. В Земском Соборе, одну из главных ролей играли родственники Михаила Федоровича по материнской линии - бояре Салтыковы. Михаил Федорович не без помощи митрополита Филарета, своего отца, ведет активную внутреннюю и внешнюю политику. В первые годы своего правления Михаил Федорович уделил большое внимание международным делам. Внешняя политика первого Романова была весьма продуктивна.

В 1617 году был заключен «Столбовский мир» или как его еще называют «Вечный Мир» со Швецией. Согласно которому Россия теряла выход к балтийскому морю, но получала назад свои территории, которые ранее были завоеваны шведами. Границы установленные «Столбовским миром» просуществовали до «Северной войны». В 1618 году заключается вечный мир с Польшей, получивший название «Деулинское перемирие». Согласно этому документу Россия уступала Речи Посполитой Смоленские и Черниговские земли, а взамен польский король отказывался от претензий на русский престол.

Внутренняя политика Михаила Федоровича Романова была более обширной и успешной, нежели внешняя. Главной внутриполитической проблемой Михаила Федоровича были никак не успокоившиеся после «смуты» самозванцы. В 1614 году, в Москве были казнены Марина Мнишек и её сын Воренок, скрывавшиеся до этого в Нижнем Поволжье. В 1619 году, из польского плена возвращается отец Михаила Федоровича митрополит Филарет. Филарет посчитал, что приоритет во внутренней политике государства надо поставить в сторону укрепления принципов самодержавия. В связи с этим, крупные угодия передавались во владения светским и церковным землевладельцам, дворянство за службу получало в награду земли и привилегии. Шел процесс закрепления крестьян за их владельцами путем увеличения срока их сыска, расширялся состав боярской думы, а вот круг лиц, имеющих реальную власть наоборот сузился, резко увеличивается число приказов.

С целью повышения авторитета центральной власти были введены новые государственные печати, а так же появился новый титул «самодержавец». После поражения русских войск под Смоленском в 1634 году, Михаил Федорович проводит военную реформу. Начинается формирование кавалерийских пехотных соединений по западному образцу. Части вооружались новым, современным оружием, и действовали по новым тактическим схемам.

В Москве увеличилось число иностранцев. Михаил Федорович активно приглашал их на русскую службу. А за городской чертой даже возникла особая Немецкая слобода.

Внутренняя и внешняя политика Михаила Романова была таковой, что в результате России, пускай не полностью, удалось решить проблему воссоединения русских земель, были разрешены внутренние противоречия, развились промышленность и сельское хозяйство, укрепилась единоличная власть царя, наладились связи с Европой. В то же время, царствование первого Романова нельзя причислить к блестящим эпохам истории русской нации, его личность не фигурирует в ней особым блеском. Тем не менее, это царствование знаменует собой период возрождения и обновления.

2. ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 ГОДА. РАЗВИТИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ АБСОЛЮТИЗМА

Алексей Михайлович(1629 г.-1676 г.) - русский царь (с 1645), второй представитель династии Романовых на российском престоле, сын и преемник царя Михаила Фёдоровича. Большие перемены произошли после вступления на трон Алексея Михайловича, царствовавшего с 1645 по 1676 гг. Он вступил на трон в том же шестнадцатилетнем возрасте, что и его отец и точно также был провозглашен царем на Земском соборе. Однако власть перешла к нему по наследству, и избрание на соборе было всего лишь данью традиции. Войны с Польшей и Швецией, Соляной и Медный бунты в Москве, восстания в Новгороде и Пскове, движения Стеньки Разина, осада в Соловецком монастыре и раскольничьи гари - вот далеко не полный перечень потрясений, которыми ознаменовалось его боле, чем тридцатилетнее правление.

Первые годы правления Алексея Михайловича были ознаменованы созывом немногочисленной Боярской думы (около 70 человек, из которых действительное влияние имели около 20 приближенных бояр). Финансовая политика правительства Алексея Михайловича была ориентирована на увеличение налогов и пополнение за их счет казны. Установление в 1645 высокой пошлины на соль привело к народным волнениям: «соляной бунт» в Москве откликнулся аналогичными выступлениями во множестве городов, вплоть до Сибири, впоследствии он был вынужден отменить ненавистный народу налог.

25 июля 1662 г. в Москве произошел Медный бунт, - восстание городских низов против обесценивания медных монет по сравнению с серебряными, для замены которых с 1655 года медные копейки чеканились на русских денежных дворах. Выпуск необеспеченных (номинал многократно превышает рыночную стоимость содержащегося в монете металла) медных денег привел к их значительному обесцениванию в сравнении с серебряными. Через год после бунта чеканка медных монет была прекращена. Как и Соляной бунт, Медный бунт был, в основном, выступлением бедноты против неудачной политики первых Романовых и конкретно правительства Алексея Михайловича.

Не случайно современники назвали тридцатилетие правления Алексея Михайловича «бунташным веком». Вскоре после Медного бунта в Соловецком монастыре вспыхнуло восстание недовольных церковными реформами (1666); усиление крепостного гнета было причиной и мощного крестьянского движения под предводительством донского казака Степана Разина (1670-1671).

В 1649 г. под руководством Н.Одоевского, Ф.Волконского и С.Прозоровского Алексей Михайлович подписал составленный этими боярами текст Соборного уложения. Соборное уложение 1649 года -- это свод законов Русского государства, памятник русского права XVII века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, охвативший все действующие правовые нормы, включая и так называемые «новоуказные» статьи. Соборное уложение действовало вплоть до 1832г.

Соборное уложение состояло из 25 глав:

«1)А в ней 9 статей о богохулниках и о церковных мятежниках 2)О государьской чести, и как его г8осударьское здоровье оберегать 3)О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства не и брани было 4)О подпищикех, и которые печати подделывают 5)О денежных мастерах, которые учнут делати воровские денги 6)О проезжих грамотах в и(ы)ные государства 7)О службе всяких ратных людей московского государьства 8)О искуплении пленных 9)О мытах и о перевозех, и о мостах 10)О суде 11)Суд о крестьянех 12)О суде патриарших приказных, и дворовых всяких людей, и крестьян 13)О монастырском приказе 14)О крёстном целовании 15)О вершеных делах 16)О поместных землях 17)О вотчинах 18)О печатных пошлинах 19)О посадских людех 20)Суд о холопех 21)О разбойных и о татиных делах 22)Указ за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание 23)О стрельцах 24)Указ о атаманех и о казакех 25)Указ о корчмах»

Традиционно, значение Уложения в развитии крепостного права сводят к главе XI, а ее, в свою очередь, к норме об отмене урочных лет. Как справедливо заметил Новосельский наличие указов об урочных годах «находилось в противоречии с установившимся признанием писцовых книг решающим документом в делах о крепостной зависимости крестьян»[ Новосельский А.А. «К вопросу о значении «урочных лет». Сб. статей», М. 1952 г., стр. 182]. Наиболее крупной и радикальной нормой Уложения стал закон о наследственном (для феодалов) и потомственном (для крепостных) прикреплении крестьян, собственно говоря, отмена урочных лет была закономерным условием и следствием претворения этой нормы в жизнь (XI, ст.1,2). Основанием прикрепления как государственных, так и частновладельческих крестьян стали писцовые книги 1626 года(XI, ст.1). Другим основанием крепостной зависимости стали переписные книги 1646-1648 годов, которые учитывали мужское население крестьянских и бобыльских дворов любого возраста.

Крестьянин выступает в Соборном уложении как органичная принадлежность поместья и вотчины независимо от личности владельца. Это видно, прежде всего, в запрете переводить крестьян с поместья в вотчину, даже в пределах одного владения. Кроме того, крестьянин выступает в Уложении, как активно действующее в хозяйственном процессе лицо.

В середине XVII века крестьянин становится объектом феодального права, круг правомочий феодала в отношении крестьянина был достаточно широк, вместе с тем крестьянин был наделен и определенными правами, как субъект права. В Уложении 1649 года обе эти взаимосвязанные стороны правового положения крестьянина нашли свое отражение. Своеобразным фокусом пересечения обязанностей и прав дворян в отношении крестьян своих служил закон, согласно которому дворяне “ за крестьян своих ищут и отвечают во всех делах, кроме татьбы, разбою, поличного и смертных убийств ”(XII, ст. 7 ). Эта формула открывала широкий простор для внутривотчинного судопроизводства феодалов. Реальный же объем юрисдикции помещиков был гораздо шире и глубже определений, данных в законе. Вместе с тем сохраняющиеся права крестьян давали повод историкам не придавать значительной роли Соборному Уложению в закрепощении крестьянства. Характерна в этом отношении точка зрения В.О. Ключевского, он писал, что «Уложение отнеслось к крепостным крестьянам поверхностно, даже прямо фальшиво…» [ «Собрание сочинений в 9 томах»] Вместе с тем, Ключевский опровергает мнение о том, что крестьяне были достаточно правоспособной частью населения. Он говорил о том, что «личные права крестьянина не принимались в расчет, его личность исчезала в мелочной казуистике господских отношений».

В целом, сама суть этого документа не изменяется, и такие важнейшие нововведения, как отмена урочных лет (объявление бессрочного сыска беглых) и закрепление потомственного (наследственного) характера крестьянской крепости были значительными, по своей важности, шагами государства в направлении к окончательному закрепощению крестьян и сближению их положения с положением рабов.

Алексей Михайлович не имел наклонностей деспота, но при этом он уже обладал практически неограниченной властью. Логика политической жизни, независимо от личных качеств Алексея Михайловича, превращала его в абсолютного монарха. Царь обещал повиноваться своему "собинному другу" патриарху Никону, но соперничество между светской и духовной властью разрушило узы дружбы. В этой борьбе победу одержала царская власть. Алексей Михайлович желал править вместе с Боярской думой, уважительно относился к этому учреждению, но к концу его царствования все важнейшие дела решались узким кругом приближенных и приказом тайных дел. Он почитал старинные обычаи, но Земские соборы, столь частые при его отце, созывались только в первое десятилетие его царствования. Таким образом при Алексее Михайловиче и его наследнике Федоре Алексеевиче (1676-1682) уже были заложены основы абсолютизма.

3. ДЕЛО ПАТРИАРХА НИКОНА. РАСКОЛ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В России в середине XVII в. резко обострились отношения между церковью и государством. Традиционно православное духовенство играло ведущую роль в становлении и укреплении российской государственности. Благодаря подвижнической деятельности ряда выдающихся церковных иерархов русские земли освободились от ордынского владычества и объединились в единое централизованное государство. Еще большую роль сыграла православная церковь в преодолении структурного кризиса государственности в годы Смуты и утверждении на московском престоле новой династии Романовых.

Деятельность патриарха Филарета, отца Михаила Романова, оказала значительное влияние на развитие Русской Православной церкви, закрепив непререкаемый общегосударственный авторитет ее предстоятеля. К середине XVII в. коренные изменения, происходящие в русском обществе и государстве, требовали проведения церковной реформы в России.

Непосредственным же поводом для церковных преобразований являлась необходимость исправления богослужебных книг, в которых в ходе переписывания накопилось много искажений и унификации церковных обрядов. Однако, когда речь зашла о выборе образцов для исправления книг и изменения обрядов, в среде духовенства возникли распри. Одни утверждали, что за основу необходимо взять решения Стоглавого собора 1551 г., провозгласившего незыблемость древнерусских обрядов. А другие предлагали использовать для «отравления» только греческие оригиналы, с которых некогда и делались русские переводы богослужебных книг.

Также причиной для проведения реформы явилась деятельность сложившегося в конце 1640-х гг. в придворной среде кружка «ревнителей древнего благочестия», который возглавил протопоп Благовещенского собора, духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев. В числе участников были архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, его будущий противник протопоп Аввакум, а также ряд других местных протопопов.

Главной задачей этого кружка стала разработка программы церковной реформы, в основу которой в соответствии с царским решением были все-таки положены греческие образцы. Данное решение и стало впоследствии формальной причиной раскола в среде русского духовенства. Всю работу по реализации новшеств, вводимых в соответствии с церковной реформой, возглавил избранный на патриарший престол в 1652 г. талантливый администратор, но властный и честолюбивый архиерей Никон, сделавший при поддержке царя Алексея Михайловича стремительную карьеру.

Став патриархом, Никон вскоре порвал со своими недавними соратниками по кружку «ревнителями благочестия», сохранявшими приверженность «старине», а сам начал решительно внедрять новые церковные обряды по киевскому и греческому образцам. Так, обычай креститься двумя пальцами был заменен троеперстием, слово «аллилуйя» во время молитвы должно было, произноситься не дважды, а трижды, двигаться вокруг аналоя следовало теперь не по солнцу, а против него. Также он внес изменения на греческий лад и в облачение русского духовенства (архиерейский посох, клобуки и мантии). Все эти нововведения были одобрены церковным собором, состоявшимся весной 1654 г. в Москве с участием восточных патриархов. Однако это еще более обострило противостояние между патриархом Никоном и «ревнителями», среди которых особо выделялся протопоп Аввакум, ставший признанным лидером движения старообрядчества.

На созванном по инициативе патриарха очередном соборе в 1656 г. при участии антиохийского патриарха и сербского митрополита введенные новшества в церковных обрядах получили одобрение, а сторонники двоеперстия были преданы анафеме и подверглись ссылке и заточению.

Победа патриарха Никона над «ревнителями древнего благочестия» способствовала перерастанию дискуссии о церковных преобразованиях из чисто богословских споров в более широкое общественно-политическое движение. Этому способствовал и личностный фактор - характер самого Никона, который в силу своих представлений о том, что «священство» выше «царства», вступил вскоре в конфликт не только с оппозиционными ему церковными иерархами, но и влиятельными придворными вельможами, а затем и с самим царем. Открытое противостояние Алексея Михайловича и Никона произошло летом 1658 г., когда царь стал демонстративно избегать общения с патриархом, перестал приглашать его на придворные приемы и посещать патриаршие службы.

В ответ Никон решил отказаться от выполнения патриарших обязанностей и уехал из Москвы в построенный им неподалеку от столицы пышный Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, рассчитывая на то, что царь смирит свою гордыню и будет умолять его вернуться на патриарший престол. Однако правительство Алексея Михайловича не намеревалось вступать в переговоры с мятежным патриархом.

Начавшаяся церковная реформа продолжала проводиться в стране и без его участия. Только в 1666 г. был созван новый церковный собор с участием двух восточных патриархов. Никона силой привезли в Москву, над ним состоялся суд. Никон был официально лишен патриаршего сана за самовольное оставление кафедры. После этого его сослали на север в Ферапонтов монастырь, а затем он был заточен в Кирилло-Белозерском монастыре, где и скончался в 1681 г.

Церковный собор 1666 - 1667 гг. своими решениями подтвердил необходимость продолжения реформ Русской Православной церкви, которые проводились теперь уже под личным контролем царя. Этими же решениями борьба со сторонниками протопопа Аввакума была еще более ужесточена.

По царскому указу 1685 г. раскольники подвергались наказанию кнутом, а в случае обращения в старообрядчество сжигались. Несмотря на жесточайшие репрессии, старообрядческое движение в России и после казни над его духовными вождями не прекратилось, а наоборот, принимало все более широкий размах. Зачастую как в XVII в., так и в последующие столетия старообрядчество становилось идейным обоснованием порой весьма острых форм социального протеста в самых разных слоях русского общества. Лишь в 1971 г. Патриарх Московский и всея Руси Пимен по решению Поместного собора Русской Православной церкви снял с раскольников проклятие, наложенное на них в 1656 г.

4. БОРЬБА ЗА ЛИКВИДАЦИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ СМУТЫ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ. СМОЛЕНСКАЯ ВОЙНА. СТРОИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ЗАСЕЧНОЙ ЧЕРТЫ. АЗОВСКОЕ СИДЕНИЕ

После восстановления государственности основными задачами внешней политики России становятся: на западе и северо-западе - возвращение потерянных в смутное время земель, а на юге - достижение безопасности от набегов крымских ханов, вассалов Османской империи. На обоих направлениях стояла задача выхода к морям. К 30-м гг. складывается благоприятная обстановка для борьбы с Речью Посполитой. Основные страны Европы, в т.ч. Польша, были участниками Тридцатилетней войны (1618 г. - 1648 г.) кроме того, у Польши обострились отношения с Турцией.

В 1632 г., воспользовавшись смертью короля Сигизмунда, Россия начала войну за возвращение Смоленска. Смоленская война -- война в 1632--1634 годах между Россией и Речью Посполитой за обладание Смоленском и прилежащими территориями, захваченными Речью Посполитой во время войны 1605--1618 годов. Война велась в контексте внешнеполитического курса России XVI--XVIII веков. Накануне войны с Речью Посполитой Россия пыталась склонить к совместным действиям против неё Швецию и Османскую империю, но безуспешно, и ей пришлось воевать без союзников.

20 октября 1632 года 30-тысячная армия под командованием боярина Шеина М.Б. осадила Смоленск. Однако затянувшаяся на 8 месяцев осада не позволила нашей стране воспользоваться той благоприятной для неё внешнеполитической ситуацией, которая сложилась к началу кампании. В течение нескольких месяцев обстановка коренным образом изменилась: кончился период бескоролевья в Польше; новый польский король Владислав IV двинул войска под Смоленск и перерезал коммуникации армии Шеина с тылами. Русские войска стали испытывать недостаток в продовольствии и фураже. Летом 1633 крымские татары совершили очередной набег на русские земли, в результате многие дворяне покинули войско, чтобы защитить свои владения. Ещё одним фактором, значительно ослабившим боеспособность армии, стало развернувшееся с 1633 движение "вольницы", участники этого движения (к 1634 - 8 тыс.человек): мобилизованные холопы, крестьяне и посадские игнорировали приказы командования, действовали по-партизански, нападая и на вражеские отряды, и на дворянские усадьбы. В сложившихся условиях наша страна не могла продолжать борьбу. 9 февраля 1634 Россия предложила полякам заключить мир. В июне1634 правительство Михаила Фёдоровича пошло на заключение мирного договора с Речью Посполитой (Поляновский мирный договор), согласно которому Польше были возвращены все захваченные отвоёванные в первый период войны города; Смоленск также оставался за поляками. Все земли остались за поляками. Утешением было то, что королевич Владислав отказался от претензий на московский престол. В Москве фактический провал военной кампании восприняли болезненно: воеводы Шеин М.Б. и Измайлов А.В. были объявлены виновниками и казнены. Поражение в войне потребовало принятия мер по укреплению обороноспособности страны.

В 1635 году началось строительство знаменитой Белгородской черты, продолжавшееся более двадцати лет. Уникальное военно-инженерное сооружение представляло собой непрерывную линию обороны длиной около 800 км (на территории современной Белгородской области - 425 км). Только один единственные раз неприятель смог прорвать укрепления - это произошло на Новооскольском участке во время русско-турецкой войны 1676г.-1681 г.

Главным городом на черте был Белгород. Когда в 1648 году вал черты подвели от Болховца к устью Везеницы, стало очевидным, что Белгород «стоит не у места» - от главных укреплений его отделяла река. По инициативе воеводы князя Н. Одоевского крепость было решено вновь перенести - на этот раз к реке Везенице. В 1650 году было решено строить новый город. 17 сентября 1650 году воевода Василий Головин заложил Белгород в новом месте. Той же осенью крепость в целом была готова.

В 90-х годах крепость окончательно перестраивают по новой для России фортификационной системе - бастионной (или «итальянской»). Вместо башен возводят многоугольные бастионы. Деревянные стены заменяют на высокий и широкий земляной вал, надежно защищающий от огня артиллерии. Белгородская черта - самая протяженная, но далеко не последняя линия оборонительных укреплений, построенных вокруг Московского государства.

Азовское сидение.

21 апреля (1 мая) 1637 донские и запорожские казаки во главе с атаманом Михаилом Ивановичем Татариновым осадили турецкую крепость Азов (гарнизон до 4 тыс. чел., 200 орудий) и после 2-х месячной осады 18 (28) июня штурмом взяли его. Османская империя из-за войны с Ираном не смогла собрать достаточно сил для возвращения крепости, экспедиция против Азова была организована лишь в 1641. Летом 1641г. к Азову подошла большая турецкая армия под командованием силистрийского сераскера Дели Хусейн-паши, которую поддерживал флот из 45 галер и 150 других судов под командованием Пиали-паши.

В Азове находилось 5,5 тыс. (по другим данным, 8 тыс.) казаков, они отбили 24 приступа, 4 раза разрушали земляные сооружения турок. В ходе осады турецкая артиллерия разрушила большую часть укреплений Азова. Несмотря на это, взять крепость туркам не удалось, 26 сентября (6 октября) турецкая армия сняла осаду и отступила. В "Повести об Азовском осадном сидении" указывается на то, что турецкие войска потеряли под Азовом 96 тыс. убитых воинов.

Учитывая свою малочисленность и огромные разрушения крепости, казаки предложили русскому правительству принять Азов под свою власть. На созванном в январе 1642г. Земском соборе было решено предложение казаков отклонить, так как борьба за Азов вызвала бы войну с Турцией, к которой Россия не была готова. Летом 1642 казаки оставили Азов, разрушив оставшиеся укрепления.

крепостной государь абсолютизм воцарение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После смерти Ивана Грозного Россия испытывала сложное время неурядиц, безвластия и бедствий - Смутное время. В 1613 г. после неоднократных попыток русского общества преодолеть Смуту на русском престоле оказались бояре Романовы.

Историческая заслуга Романовых заключается в том, что они смогли увидеть основные внутренние и внешние проблемы России и встать на пути их решения.

В эпоху правления первых Романовых произошли такие важные события, как принятие первого печатного законника России (Соборное Уложение), была проведена церковная реформа, произошло воссоединение Украины и России.

Благодаря усилиям Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, к концу ХVII в. Россия достигла политической стабильности, определённого экономического благосостояния. Первые Романовы смогли укрепиться на престоле и положили начало второй правящей династии в России - династии Романовых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Абсолютизм в России. /под ред. Монахова Л.С, Елисеевой О.Г. - М.: Пр 5

2 Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Переиздание - М.: Мысль, 1997огресс, 2001

3 История Отечества/Пособие для поступающих в вузы. /под. ред. А.С. Орлова. - М.: Простор, 1993

4 Истоки самодержавия./под ред. колл. авторов. - М.: Пеленг, 2002.4

5 История России/Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - М.: Высшая школа, 2004.

6 Данилов А.А. Отечественная история. - М.: Проспект, 2003.

7 Хрестоматия по истории России. М., 2004.

Размещено на Allbest.ru

 

 






Сейчас читают про: