Теоретические вопросы Итоговой Государственной Аттестации

специальности 37.05.01 – клинической психологии

 

1. Дайте определение объекта и предмета клинической психологии. Какова специфика психологических знаний. В чём состоит проблема объективности психологического метода.

2. Что входит в понятие судебно-психологической экспертизы. Каковы основные категории психологического исследования. Назовите основания для назначения психологической экспертизы в судебной практике.

3. Объясните основные принципы клинической психологии: «активность», «детерминизм», «развитие», «системность».

4. Определите методологию проведения психологического исследования. Назовите методы психологического исследования. Какова краткая характеристика и специфика каждого метода.

5. Назовите цели, задачи, основные правила использования проективных методов в практике работы клинического психолога.

6. Дайте определение суицидального поведения. Назовите терминологию, причины и мотивы, особенности личности суицидентов. В чём состоит специфика суицидального поведения у детей и подростков. Каковы принципы оказания помощи при потенциальном суициде.

7. Назовите движущие силы психического развития с позиций различных теоретических школ. В чём состоит проблема периодизации психического развития.

8. Дайте определение биопсихосоционоэтической модели человека. Что входит в понятие «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность».

9. Дайте современное определение личности в зарубежной и отечественной психологии. Назовите составляющие компоненты личности. Как представлена структура личности в разных теоретических моделях.

10. Дайте определение состояния аффекта в судебно-психологической экспертизе. Что является объектом исследования аффекта. Назовите виды, механизмы возникновения физиологического аффекта. Как проявляются признаки аффекта: внезапность, взрывообразная динамика, кратковременность аффективного состояния, интенсивность и напряжённость протекания, дезорганизация психической деятельности, стереотипность, вегетативные проявления.

11. Что входит в понятие аддиктивного поведения. Каковы могут быть психологические последствия употребления психоактивных веществ на современном этапе.

12. Что входит в понятие девиантного поведения. Дайте определение, классифицируйте девиантное поведение. Что входит в психологическую характеристику каждой формы девиантного поведения.

13. Дайте определение нарушению психического развития в детском возрасте: назовите предмет, объект, задачи психологии нарушений развития. Назовите законы нарушения психического развития по Выготскому.

14. Определите предмет и задачи психогенетики. Назовите психогенетические методы исследования: генеалогический (геносоциограмма), метод приемных детей, метод близнецов, генетико-математический метод.

15. Что входит в понятие невротических, пограничных, психотических расстройств личности. Опишите клиническую картину у пациентов с данными расстройствами.

16. Что является основанием для назначения психологической экспертизы в судебной практике. В каких случаях назначается судебно-психологическая экспертиза. Кто может проводить судебно-психологическую экспертизу. Назовите виды экспертиз по месту проведения. Структура психологического заключения в экспертной практике.

17. В чём состоит специфика предмета клинической психологии. Какова методология данного предмета. Назовите основные методы, используемые в клинической психологии.

18. Дайте определение психических расстройств в позднем возрасте. Назовите расстройства когнитивных процессов и типы индивидуального реагирования на кризисные ситуации в позднем возрастном периоде.

19. Дайте определение диссоциативным расстройствам. Назовите их клинико-психологические характеристики.

20. Дайте определение понятиям «психической нормы» и «психической патологии». Каковы принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов.

21. Дайте характеристику личности в ситуации болезни. Какие бывают типы отношения личности к болезни, типы личностного значения болезни. Как происходит личностная саморегуляция и каковы возможности сопротивления болезни.

22. Психосоматическое развитие: определение, периодизация. Феномены телесности: схема и образ тела, внутренняя картина здоровья, внутренняя картина болезни (ВКБ). Структура и типология ВКБ.

23. Что входит в понятия: «недостаточность», «недостаточность функции». Назовите классификацию видов недостаточности. Основные положения учения Л.С. Выготского о дефекте и его компенсации. Теория А. Адлера о недостаточности и механизмах ее компенсации.

24. Что входит в понятие «психологическая реабилитация». Какова классификация видов реабилитации. Перечислите основные цели и задачи психологической реабилитации.

25. Каковы особенности реабилитации лиц, страдающих психическими нарушениями. Назовите цель, виды подобной реабилитации. В чём состоит социотерапия лиц, страдающих психическими нарушениями.

26. Назовите основные принципы восстановления нарушенных высших психических функций (ВПФ). Перечислите этапы процесса восстановительного обучения. Каковы основные принципы стратегии коррекционно-педагогической работы.

27. В чём состоит нейрореабилитация и восстановление нарушенных психических функций? Каковы их особенности у детей и у взрослых.

28. В чём состоит проблема раннего этапа восстановления речи. Каковы основные принципы восстановления речи при афазиях.

29. Дайте определение и дифференцируйте виды интервенции клинического психолога: психодиагностика, психоэдукация, психопрофилактика, психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия, психореабилитация.

30. Каковы цель, задачи и принципы психологического консультирования. Что входит в структуру, компоненты и этапы процесса консультации.

31. Перечислите требования к личности психолога консультанта. Каковы основные положения этического кодекса работы клинического психолога. В чём состоят профессионально-важные качества психолога.

32. Перечислите навыки наблюдения в психологическом консультировании, уровни функционирования невербального языка. Что входит в навыки активного выслушивания.

33. В чём состоят особенности поведения человека в ситуации стихийных бедствий и катастроф. Перечислите основные этапы работы психолога в экстремальных ситуациях.

34. Перечислите навыки воздействия в психологическом консультировании. Каковы могут быть типы вербальных вмешательств.

35. Каковы задачи и в чем заключаются особенности патопсихологического исследования. Что включают основные этапы проведения патопсихологического исследования и написания заключения. Перечислите основные патопсихологические синдромы. В чём состоит их дифференциальная диагностика.

36. Дайте определение суицидальному поведению. Опишите причины и мотивы, особенности личности суицидентов. Какова специфика суицидального поведения детей и подростков, принципы оказания помощи при потенциальном суициде.

37. Перечислите основные положения в бихевиоральной и когнитивной школах в психологическом консультировании и психотерапии.

38. Какие могут быть особенности при проведении патопсихологической диагностики, клинико-психологической характеристики и дифференциальной диагностики шизофрении.

39. В чём состоит психодинамическое направление психотерапии. Каковы основные положения и приемы, используемые в практике психологического консультирования.

40. Каковы основные направления экзистенциально-гуманистической психологии в психологическом консультировании и психотерапии, их теоретические положения.

41. Задержка психического развития: определение, классификация, дифференциальная диагностика, медико-психолого-педагогические подходы к работе с детьми с ЗПР. В чём состоят особенности выполнения тестов детьми с задержкой психического развития.

42. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью: врожденная умственная отсталость, приобретенная умственная отсталость, задержка психического развития.

43. Каково содержание и история развития психосоматического подхода. Назовите основные положения психоаналитического направления в психосоматической медицине и психологии. Концепция З.Фрейда о конверсии. Концепция эмоциональной специфичности Ф. Александера. Теории «алекситимии» и «ресоматизации». Структуральная модель Г. Аммона.

44. Дайте определение предмета нейропсихологии. Перечислите основные задачи и межпредметные связи нейропсихологии. Какова история развития и становления нейропсихологии как самостоятельной отрасли знаний. Назовите основные направления нейропсихологии на современном этапе развития.

45. Перечислите методы нейропсихологии: основные группы, их содержание и достижения, полученные с помощью каждой группы методов. Назовите сравнительно-анатомический метод исследования в нейропсихологии. Какие вы знаете категории, объясняющие взаимоотношения между мозгом и психическими процессами.

46. Определите понятие нейропсихологического фактора и нейропсихологического синдрома. В чём состоит синдромный анализ в нейропсихологии. Перечислите типы факторов в нейропсихологии.

47. Каковы психологические механизмы порождения речи. В чём состоит дифференциальная диагностика речи импрессивной и речи экспрессивной. Перечислите зоны мозга, участвующие в становлении и реализации механизмов импрессивной и экспрессивной речи. Дайте сравнительный анализ развития устной и письменной речи в онтогенезе.

48. Классифицируйте и характеризуйте афазии. Назовите локализацию поражения при различных видах афазий и их клинико-психологическую характеристику.

49. Дайте определение межполушарной ассиметрии мозга. Как выглядит индивидуальный латеральный профиль.

50. Дайте нейропсихологическую характеристику нарушению произвольной регуляции функций при поражении коры головного мозга.

51. Перечислите эмоционально-личностные нарушения при поражении мозга различной локализации.

52. Диссоциативные расстройства: определение, клинико-психологическая характеристика, дифференциальная диагностика.

53. Охарактеризуйте следующие понятия: психосоматический феномен, психосоматические и соматопсихические взаимодействия, психосоматическое расстройство, психосоматическая болезнь, классические психосоматозы, соматоформные расстройства.

54. Дайте характеристику синдрому вегетативной дистонии («вегетативные кризы», «панические атаки»). Назовите детерминанты вегетативных кризов, клинические проявления и диагностические критерии.

55. Соматоформные расстройства: определение, классификация, клинико-психологическая характеристика.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: