double arrow

Задания 2-4 и ТРИЗ задание Вы выполняете на отдельных листах, в матрицу ответов баллы за выполненное Вами задание будут внесены жюри.

1

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

Муниципальный этап2014-2015


Класс

Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить несколько видов заданий, которые отличаются по уровню сложности. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению отдельных заданий, ознакомьтесь со всей работой и правильно распределите свои силы.

Длительность теоретического тура – 2 урока.

Заполните «рубашку» конкурсной работы (в матрице ответов ФИО шифрует жюри).

-Внимательно читайте конкурсные задания.

-Задание № 1 предполагает выбор правильного ответа из четырех предложенных. Выбор правильного ответа – 1 балл, выбранную Вами букву занесите в матрицу ответов.

Задания 2-4 и ТРИЗ задание Вы выполняете на отдельных листах, в матрицу ответов баллы за выполненное Вами задание будут внесены жюри.

- Задание № 2 предполагает выбор и обоснование правильного ответа. Выбор правильного ответа – 2 балла, обоснование ответа – до 2 баллов (максимально 4 балла за каждый тест).

-Задание № 3 предполагает выбор и обоснование правильного ответа, а также обоснование ошибочности других ответов. Выбор правильного ответа – 2 балла, обоснование каждого ответа– до 2-х баллов (максимально 10 баллов за тест).




- Задание №4 состоит из отдельных задач.

-После выполнения всех заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов и написанных обоснований.

-Работа считается выполненной, если Вы вовремя сдаете её членам жюри.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

  Задание 1. Выберите один правильный вариант ответа из четырёх возможных Ответы занесите в матрицу.
1. Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организма или превышает ее, называют: а) оптимальным; б) биотическим; в) сигнальным; г) ограничивающим.
2. В целом на Земле в наибольшей степени подвержен колебаниям следующий экологический фактор: а) газовый состав атмосферы; б) солевой состав морской воды; в) радиационный фон Земли; г) освещённость.
3. Способность биологических систем противостоять изменениям и сохранять динамически относительное постоянство состава и свойств называется: а) гомеостаз; б) мутагенез; в) комменсализм; г) функциональное дублирование.
4. Целостная система – совокупность живых организмов, которые обитают на определенном месте и зависят друг от друга и от окружающей среды – называется: а) биотоп; б) экосистема; в) биоценоз; г) вид.
5. Совокупность организмов и неорганических компонентов, в которых может поддерживаться круговорот веществ, называется: а) биотоп; б) экосистема; в) биоценоз; г) вид.
6. Организмы, способные производить органическое вещество из неорганического, используя энергию света, называются: а) продуценты; б) фототрофы; в) консументы; г) гетеротрофы.
7. Самая низкая продуктивность и биомасса растений наблюдается: а) в степях; б) в тайге; в) в тропиках; г) в тундре.
8. Основная роль в круговороте серы принадлежит: а) высшим растениям; б) прокариотам; в) грибам; г) беспозвоночным.
9. Растения, предпочитающие влажные места обитания и с высокой влажностью воздуха а) гидатофиты; б) гидрофиты в) гигрофиты; г) склерофиты
10. Определенный тип внешнего строения организмов, который отражает способ взаимодействия со средой обитания, называют: а) средой жизни; б) фактором среды; в) жизненной формой; г) метаморфозом.
11. Характерным признаком древесных растений, произрастающих в зоне повышенного проявления пирогенного фактора, считают: а) уходящие на большую глубину ветвящиеся корни; б) толстую кору, особенно в нижней части ствола; в) покрытые толстой кутикулой, опушенные листья; г) мелкие, невзрачные цветки, собранные в соцветия.
12. Не является характеристикой высокой гетерогенности почвы как среды обитания: а) трёхфазность; б) отсутствие света; в) резкие градиенты отдельных факторов; г) насыщенность энергетическим материалом – мертвым органическим веществом.
13. Организмы, способные жить в различных условиях среды, называют: а) стенобионтами; б) олигобионтами; в) комменсалами; г) эврибионтами.
14. Под экологическим кризисом понимается такое состояние, при котором: а) развитие производительных сил и производственных отношений не соответствует возможностям ресурсного потенциала природы; б) загрязнения присутствуют во всех важнейших сферах жизнедеятельности человека; в) имеется недостаток тех или иных природных ресурсов, которые приходится закупать за рубежом; г) нагрузка на природу вызывает сопротивление общественных экологических организаций.
15. К концентрационной функции живого вещества биосферы относят: а) образование озонового экрана; б) накопление СО2 в атмосфере; в) образование кислорода при фотосинтезе; г) способность хвощей накапливать кремний.
  Задание 2. Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно, на отдельном листе указав номер задачи, обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным
16. Пространство превращается в потенциально лимитированный ресурс лишь тогда, когда: а) Еще какой-либо ресурс находится в недостатке; б) Плотность вида превышает некий лимитированный уровень; в) При избытке пищи организмы в своих возможностях ограничены; г) Численность особей превышает допустимую величину в данных условиях.
17. Некорректным определением устойчивого развития является: а) устойчивое развитие – такое развитие, при котором возможны стабильный неограниченный рост финансового и промышленного капитала, увеличение валового внутреннего продукта, и как следствие, рост благосостояния людей; б) устойчивое развитие – такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности; в) устойчивое развитие – это улучшение жизни людей в условиях устойчивости, т.е. когда хозяйственная деятельность не порождает превышение допустимого порога возмущения биосферы; г) устойчивое развитие – это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы, при котором улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы.    
  Задание 3. Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным, а также в чём заключается ошибочность трёх других предложенных вариантов ответа
18. Что мешает внедрению в городах России технологии раздельного сбора мусора? а) Проблема утилизации бытовых отходов путём раздельного сбора мусора не является актуальной для городов России. б) Отсутствие стратегии и реализуемой государством политики в области рационального ресурсопользования, включая превращение отходов во вторичное сырьё путём раздельного сбора мусора. в) Раздельный сбор мусора невозможно организовать в городах России из-за низкого уровня экологической культуры населения. г) Вместо сложной организации раздельного сбора бытовых отходов надо строить мусоросортировочные заводы, совмещая их с цехами для переработки вторсырья.  
  Задание 4. Решите и письменно обоснуйте свою точку зрения, сделайте необходимые расчёты
19. Задача (4 балла) Известно, что общая сравнительная биомасса простейших организмов сравнительно невелика. Однако простейшие вносят гораздо больший вклад в общий круговорот веществ на планете, чем это можно было бы предположить. Поясните этот феномен, подкрепив его аргументами.
20. Задача (3 балла). Осенью каждая самка нерки (рыба семейства лососевых) откладывает 3200 икринок. Следующей весной 640 мальков, выведшихся из отложенной икры, выходят в озеро вблизи отмели. Уцелевшие 64 серебрянки (мальки постарше) живут в озере 1 год, а затем мигрируют в море. 2 взрослых рыбы (уцелевшие из числа серебрянок) возвращаются к местам нереста спустя 2,5 года; они нерестятся и умирают. Подсчитайте % смертности для нерки в каждый период.

 







1




Сейчас читают про: