double arrow

Использование методов научного познания


МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:

* ОБЩИЕ –используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.

1 — методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

Эмпирический – основанный на опыте, опирающийся на реальные факты и непосредственное наблюдение

Наблюдение- активный познавательный процесс, опирающийся на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность;

· наиболее простой метод, выступающий, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов;

· должен приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов;

· должен информировать об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений;

· дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию о мире.

Требования к наблюдению:

1) планомерность;

2) целенаправленность;

3) активность;

4) систематичность.

Сравнение- из наиболее распространенных методов, позволяющих установить сходство и различие между предметами и явлениями.

Требования к сравнению:

1) сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность.

2) сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями.

· в качестве непосредственного результата сравнения.

· путем получения вторичной, или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных способом умозаключения по аналогии.

Измерение -более точное познавательное средство, процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.

· дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

· важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом — от имеющихся измерительныхприборов.

ЧАСТНЫМ СЛУЧАЕМ НАБЛЮДЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯЭКСПЕРИМЕНТ -вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях.

Преимущества эксперимента:

1) в процессе возможно изучение того или иного явления в «чистом виде»;

2) позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях; 3) повторяемость.

2 — методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

Моделирование. Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с «заместителем» этого объекта — моделью.

Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно.

Абстрагирование –универсальный, так как каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата.

Сущность - в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Различают процесс абстрагирования и абстракцию.

Процесс абстрагирования — это совокупность операций, ведущих к получению результата, т. е. к абстракции. Пример абстракции - понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т. п.

Анализ- метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части.

Синтез -соединение полученных при анализе частей в нечто целое.

Методы анализа и синтеза органически связаны между собой и могут принимать различные формы, в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования.

Прямые (эмпирические) анализ и синтез применяются на стадии поверхностного ознакомления с объектом; осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего.

Возвратные или элементарно-теоретические анализ и синтез используются как мощное орудие достижения моментов сущности исследуемого явления; осуществляются не механически, базируются на теоретических соображениях – предположениях о причинно-следственных связях различных явлений.

Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяют структурно-генетические анализ и синтез; требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное в них,их «клеточку», оказывающую решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.

Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод; используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.

3 — методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Метод восхождения от абстрактного к конкретному –процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него — к конкретному в мышлении – всеобщая форма движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении.

Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.

На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений, превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.

Второй этап процесса познания – восхождение от абстрактного к конкретному. Суть - в движении мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании; как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности — но уже в мышлении.

Оба этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительного «анатомирования» объекта мыслью, без восхождения от конкретного в действительности к абстрактным его определениям.

* СПЕЦИАЛЬНЫЕ –для специальных научных проблем и даже отдельных этапов исследования, имеют весьма специфический характер, не бывают произвольными, т. к. определяются характером исследуемого объекта, характерны для определенных областей научного знания

 


Сейчас читают про: