МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:
* ОБЩИЕ – используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.
1 — методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
Эмпирический – основанный на опыте, опирающийся на реальные факты и непосредственное наблюдение
Наблюдение - активный познавательный процесс, опирающийся на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность;
· наиболее простой метод, выступающий, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов;
· должен приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов;
· должен информировать об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений;
· дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию о мире.
Требования к наблюдению:
1) планомерность;
2) целенаправленность;
3) активность;
4) систематичность.
Сравнение - из наиболее распространенных методов, позволяющих установить сходство и различие между предметами и явлениями.
|
|
Требования к сравнению:
1) сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность.
2) сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.
С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями.
· в качестве непосредственного результата сравнения.
· путем получения вторичной, или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных способом умозаключения по аналогии.
Измерение -более точное познавательное средство, процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.
· дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.
· важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом — от имеющихся измерительных прибо ров.
ЧАСТНЫМ СЛУЧАЕМ НАБЛЮДЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЭКСПЕРИМЕНТ -вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях.
Преимущества эксперимента:
1) в процессе возможно изучение того или иного явления в «чистом виде»;
2) позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях; 3) повторяемость.
2 — методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
|
|
Моделирование. Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с «заместителем» этого объекта — моделью.
Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно.
Абстрагирование – универсальный, так как каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата.
Сущность - в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
Различают процесс абстрагирования и абстракцию.
Процесс абстрагирования — это совокупность операций, ведущих к получению результата, т. е. к абстракции. Пример абстракции - понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т. п.
Анализ - метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части.
Синтез -соединение полученных при анализе частей в нечто целое.
Методы анализа и синтеза органически связаны между собой и могут принимать различные формы, в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования.
Прямые (эмпирические) анализ и синтез применяются на стадии поверхностного ознакомления с объектом; осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего.
Возвратные или элементарно-теоретические анализ и синтез используются как мощное орудие достижения моментов сущности исследуемого явления; осуществляются не механически, базируются на теоретических соображениях – предположениях о причинно-следственных связях различных явлений.
Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяют структурно-генетические анализ и синтез; требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное в них,их «клеточку», оказывающую решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.
Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод; и спользуется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.
3 — методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Метод восхождения от абстрактного к конкретному – процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него — к конкретному в мышлении – всеобщая форма движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении.
Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.
На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений, превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.
Второй этап процесса познания – восхождение от абстрактного к конкретному. Суть - в движении мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании; как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности — но уже в мышлении.
Оба этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительного «анатомирования» объекта мыслью, без восхождения от конкретного в действительности к абстрактным его определениям.
|
|
* СПЕЦИАЛЬНЫЕ – для специальных научных проблем и даже отдельных этапов исследования, имеют весьма специфический характер, не бывают произвольными, т. к. определяются характером исследуемого объекта, характерны для определенных областей научного знания