double arrow

Л.Н.Толстой «Анна Каренина»: сюжет, конфликт, композиция.


Роман “Анна Каренина” начал печататься в журнале “Русский вестник” с января 1875 года и сразу вызвал в обществе и русской критике бурю споров, противоположных мнений и отзывов от благоговейного восхищения до разочарования, недовольства и даже возмущения.

Всего в романе три сюжетных линии: 1) история супружеской измены Анны, треугольник Анна – Вронский – Каренин; 2) история семейство Облонских; 3) история любви Левина и Кити Щербацкой.

На первый взгляд, эти сюжетные линии слабо связаны между собой. Анна – сестра Стивы Облонского. Кити – сестра Долли Облонской; Анна и Левин дважды встречаются в романе (на балу, когда Левин делает предложение Кити, и незадолго до гибели Анна). Судьбы героев переплетены. Но на самом деле их связь гораздо глубже. Эти три сюжетных линии – три версии семьи, человеческих отношение и человеческих типов. Роман построен так, что история Анны – это роман в романе. Начинается повествование с семьи Облонских, с приезда и сватовства Левина и последняя глава романа описывает события после смерти Анны. Т. о., на примере судьбы Анны Толстой решает важные общественные вопросы: что есть семья, добро и зло, жизнь и смерть. На уровне проблематики судьбы Анны и Левина тесно переплетены, хотя сюжетно они не пересекаются.




Это одно из немногих произведений, которое начинается с эпиграфа: «Мне отмщение, и Аз воздам». Правосудие в руках Божьих, и только он может судить. Смысл этого эпиграфа в том, что Анна стала жертвой общественной морали. Судьба человека не в его руках, она подчинена неправильным, безнравственным законам общества, так как есть высшая правда, о которой люди часто не подозревают. Иначе это можно сказать: «Не судите, да не судимы будете». Это не значит, что Т-ой оправдывает Анну. Толстой показывает человеческую трагедию, в том числе трагедию совести, которая усугубляется общественным осуждением и общественной моралью.

Первая фраза «Все смешалось в семействе Облонских» задает авторскую идею и поднимает вопрос о супружеской измене. Стива Облонский изменяет жене с гувернанткой, но Анна тоже в девичестве Облонская, т. о., мысль о супружеской измене потенциально связана и с ней. Этот мотив, так или иначе, организует все три сюжетные линии. Но максимально он реализуется в треугольнике: Анна – Вронский – Каренин. Это дает Толстому поставить нравственные и социальные вопросы о праве человека на свободные чувства, об ответственности за свои поступки, в том числе и перед детьми, о губительной роли государства, которое вмешивается в личную жизнь человека. Мотив супружеской измены становится сквозным в романе. Помимо этого в произведении есть общая атмосфера неверности и измены. В петербургском обществе, куда возвращается Вронский, считается хорошим тоном соблазнить хорошенькую жену и обмануть ее мужа. Анну осуждают не за то, что она изменила мужу и завела любовника, а за то, что эта связь стала явной, и Анна настаивает на своем праве на любовь. Толстой изображает любовь Анны и Вронского от ее рождения до ее конца. Вначале – это соблазнительное чувство, любовная игра. Ни у Вронского, ни у Анны нет мысли о серьезных отношениях. Анна в целиком отдается семье, а для Вронского – это очередная интрижка. Вронский и Анна постоянно меняются местами: то Вр-й «нападает», Анна защищается, то наоборот. Важен тот факт, что Анна долго сопротивлялась близости, пока любовь становится неодолимой. Наконец, он начал тяготиться ею, она это чувствует, поэтому гибнет. Любовь Анны и Вр-го Толстой изображает как всепоглощающую страсть. В этом смысле она противопоставлена рациональной любви Каренина к Анне. Между Анной и Вронским развиваются прекрасные, но гибельные отношения. Каждый из них несколько раз стоит на грани жизни и смерти: Анна чуть не умирает при родах, Вронский стреляется; Анна бросается под колеса поезда, Вронский – едет в Среднюю Азию. Оба они все потеряли: общественное положение; Анна первого ребенка. Но, несмотря на это, между Анной и Вронским существует только физическая близость. Анна целиком занята заботой о своей внешности, даже в ущерб материнскому чувству: она не знает ничего о своей дочери, Анна редкий гость в детской. Между Анной и Карениным существует именно душевная близость. Это видно из того, что Каренин недоумевает, почему Анна перестала говорить с ним по вечерам. Ведь раньше каждый вечер они делились мыслями и впечатлениями. Особенно ярко положительные качества Каренина проявляются в эпизоде болезни Анны. Но, по мнению Т-го, общественные условия способствуют не лучшим человеческим качествам, а худшим. И Каренин играет роковую роль в судьбе Анны, как и Вронский. Их параллелизм по отношению к Анне подчеркнут именами: они оба Алексеи, они допускают возможность тайной связи, если это не вредит репутации, хотят получить Анну в нераздельную собственность. И оба губят ее. В романе много образов символов. Сквозным символом является железная дорога, поезд как символ жизненного пути и одновременно неодолимого влияния обстоятельств на человека. В поезде происходит первая встреча Анны и Вронского. В этот момент под поездом гибнет рабочий, и Анна воспринимает это как предзнаменование. Символическим является образ свечи, который живет в сознании Анны и гаснет в момент ее смерти. Символом является образ Фру-фру, лошади Вронского, и в целом сцена скачек как гонки, состязания героев романа. Неловкое движение Вронского ломает спину Фру-фру и он ее пристреливает. Вронский является виновником гибели и Анны. Т. о., тема смерти становится очень важной в романе и приобретает философский смысл: для чего живет человек? Анна и Вронский живут для любви, но любви чувственной, плотской. Каренин для общественной деятельности, и только Левин в романе дает окончательный и верный ответ: человек живет ради любви к людям. Левин единственный в романе задумывается над философскими вопросами. Он приходит к выводу, что в патриархальном укладе русской деревни ничего не нужно менять. Смерть Анны приводит его к мысли о зыбкости человеческого существования. Его тоже посещают мысли о смерти, но любовь к Кити и ребенку, ко всему миру спасает его и устанавливает равновесие между ним и миром: он обретает смысл жизни в деятельности для людей.





С самого начала романа параллельно сюжетной линии Анны развивается линия Константина Левина. Константин Дмитриевич Левин — помещик, живет в деревне, ведет большое и сложное хозяйство. Родовой дом “был целым миром для Левина”. Он с гордостью рассуждает об истинном аристократизме, патриотизме своих предков. Теперь же наступает период разорения “дворянских гнезд”, и Левин понимает неизбежность этой драмы.

Константин Дмитриевич пытается понять тайну новых общественных отношений, свое место в этих новых условиях и правду жизни. Левин не оторванный от жизни мечтатель. Он трезво смотрит на жизнь, борется за счастье, стараясь найти душевное равновесие.

В общении с простыми мужиками, в близости к природе, ее естественным законам Левин видит залог своего счастья и благополучия. Его брак с Кити Щербацкой вполне счастливый, они понимают друг друга с полунамека, без слов. Но духовные запросы Левина не ограничиваются интересами семьи. Он внимательно вглядывается в окружающую жизнь, видит важность момента: “Но у нас теперь, когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть единственный важный вопрос в России”.

Примерным укладом для России Левин видит большую и дружную крестьянскую семью, которой до всего есть дело, где все производится самими ее членами. Левин понимает, что западные теории преобразований страны не годны для России. Надо учитывать ее специфику. В крестьянской стране надо заинтересовать работников в труде, тогда они поднимут государство.

Левин мучительно ищет правду жизни, старается обрести душевное равновесие. Близко общаясь с крестьянами, он проникся “мужицкой правдой жизни”, бессознательной верой в Бога.

Роман Толстого «Анна Каренина» — произведение, обладающее художественным единством.

Описание жизни Левина образует свою сюжетную линию в романе “Анна Каренина”, но не вступает в противоречие с общим замыслом и композицией произведения.

Душевные терзания Анны и поиски истины Левина — это взаимосвязанные стороны жизни России в пореформенную эпоху, раскрывающие кризис в судьбах людей и пути его преодоления.

Сюжетная линия Анны развертывается «в законе» (в семье) и «вне закона» (вне семьи). Сюжетная линия Левина движется от положения «в законе» (в семье) к сознанию незаконности всего общественного развития («мы вне закона»). Анна мечтает избавиться от того, что «мучительно беспокоило» ее. Она избирает путь добровольной жертвы. И Левин мечтает «прекратить зависимость от зла», и его мучает мысль о самоубийстве. Но то, что представляется Анне «правдой», было для Левина – «мучительная неправда». Он не может остановиться на том, что зло владеет обществом. Ему необходимо найти «высшую правду», тот «несомненный смысл добра», который должен изменить жизнь и дать ей новые нравственные законы: «вместо бедности общее богатство, довольство, вместо вражды — согласие и связь интересов»[9,52]. Круги событий в обоих случаях имеют общий центр.

При всей обособленности содержания эти сюжеты представляют концентрические круги, имеющие общий центр. «В области знания существует центр, и от него бесчисленное количество радиусов,— говорил Толстой.— Вся задача в том, чтобы определить длину этих радиусов и расстояние их друг от друга». Это высказывание, если его применить к сюжету «Анны Карениной», объясняет принцип концентричности расположения больших и малых кругов событии в романе.

Толстой сделал «круг» Левина значительно более широким, чем «круг» Анны. История Левина начинается гораздо раньше, чем история Анны и заканчивается уже после гибели героини, именем которой назван роман. Книга завершается не гибелью Анны (часть седьмая), а моральными исканиями Левина и его попытками создать положительную программу обновления частной и общественной жизни (часть восьмая).

Особенность композиции романа в том, что в центре него – две истории, которые развиваются параллельно: история семейной жизни Анны Карениной, и судьба дворянина Левина, который живет в селе и стремиться усовершенствовать хозяйство. Это главные герои романа. Их пути пересекаются под конец произведения, но это не влияет на развитие событий романа. Существует внутренняя связь между образами Анны и Левина. Эпизоды, связанные с этими образами, объединены между собой контрастом, или по закону соответствия, так или иначе, дополняют друг друга.

 







Сейчас читают про: