Понятие о синкретизме древнегреческой мифологии

Вопросы к экзамену по античной литературе (2005 – 2006 уч.г.)

Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности.

Античность- Др. Гр=Др.Рим. Благодаря античному полису(город) – зачатки жур-ки.древнегреч. самая развитая, зачатки демократии.синтезир,заинтерес,анализир.на юге Балк пол-в в 13 в. до н.э., самые древн. племена –ахарняне. У греч. есть басилеи(цари-руководит), племен. цари (агамемнон,ахилес,одиссей), боролись за своё место.племена враждуют. Пыт-ся найти свою плодор.землю.греки пыт-ся обороняться. Крепость в центре г.там возникает город-гос-во.рядом с окрополиом, появл-ся дома, рынок, возникает отношение, рав-во,земля,огород,мужчина-воин=оборона города.член рода,участие в событиях,советах, его могт ыбрать руководителем или советч.на этой основе демократия. Тогда около300тыс.чел.территор. способст. развит. демократии. др греки- юг балк пол-ва,ос-в эгейского моря, поберж мал азии. схожие боги. развитие греч. мифологии. чел может пересел. в др. город, но не стать гражданином.воспр. потомства, жизнь. гос-во стимул дружбы и сплочённости. цивилиз. оконч. сформ к концу 6 в до н.э.


2. Периодизация древнегреческой литературы.

полис.юг балк пол-ва 13 в до н.э. первые письм. пам. 8 в. до н..э. римск – 3 в. до н.э. завершение – 5 в. н.э-падение римск. имп. античн литра заним около 1200 лет

1. АРХАИЧЕСКИЙ 5 в. до н.э. –разложен. род строя, переход к рабовлад госву а) догомеровский период (до 8 в. до н.э.) линейн пис, устн нар ТВ-во. мифология б) гомеровский период (8 в. до н.э.) письменность+эпос– героич ГОМЕРА и дидактич ГЕСИОДА.

в) период становления классового рабовладельческого общ-ва и госва (7 – 6 вв до н.э.) лирич поэзия – мимич. поэзия, хоровая лирика(Пиндар). Тертей (элегия), Солон, Феогнид, Архилох (ямб) монодическая лирика (Алкей, Сапфо)

2. КЛАССИЧЕСКИй (Аттический) 5-4 вв. до н.э. становл и расцвет греч класс рабовлад, полиса, но ростки кризиса системы. развитием личности à формы лирики и драмы (трагедия – Эсхил, Софокл, Эврипид, комедия - Аристофан), появляется софистика, рационализмСократ), красноречия(судебные речи Лисий, Исократ, Демосфен), проза (ораторск - Цицерон, историч– Фукидид, Геродот, философск – Платон, Аристотель)

3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ период. 3 в. до н. э. – 5 в н.э. - до завоев Греции Римом., эллинистический, на новой ступени античного рабовладения, крупного рабовладения. Вместо полисов военно-монархические организации. дифференциация субъект. жизни чела, нет простоты а) 3 в до н.э. – 1 в н.э. – войны Греко-Македонских,Эллинистический эпос, (Аполлоний Родосский - Аргонавтика), новая аттическая комедия (Менандр), Александрийская поэзия (Каллимах, Феокрит) б) Греческая литература эпохи римского владычества (от 1 в до н.э. – по 5 в. н.э.) грец – провинция. Римск империи. в грец приезж учиться. 768 – греция завоёвана римом Жанры лит биографии (Плутарх) Класссатира (Лукиан) Роман (любовно-авантюрный роман, 2-ая софистика роман Лонг и Гелиодор.

 

Понятие о синкретизме древнегреческой мифологии.

со 2 в до н.э. мифология- идеология раннеродового общ-ва.самая раняя часть творения сознания.синкретизм-многослойность, многоуровность.знали о сезнах года и о частях дня.данные в мифах.человек создал богов, они помогали морально(соц. функц+зачатки ис-ва)

С.- влияние других народов на греч цивилиз синтез культур.часть мифов в критской культуре.сознание развивается=диахроническое развитие-эволюция, смена сост. во времени.первая форма сознания тотемизм(человек родство животное гера волокоокая,артемида медведь,олень,афина змея,сова, зевс бык,орёл.),фетишизм,хтонизм(земля),зооморфизм,антропоморфизм.

С. бг солнца гелиос=изначально Зевс,но в новой инкарнации,та же сущность в другом проявл.(христианство бог сын,отец,дух святойв писании апостолы обращ-ся к христу, о конце света не знает ни бог сын, только отец. хотя они все одно и то же.


4. Проблема тотемизма в греческой мифологии.

поклонение еде, т.к. проблема выживания. между челом и животным есть родство.самые ранние этапы цивилиз-ции. Жители Криты поклонялись быку,потом он стал Зевсом. Отец-прародитель должен был подвергнуться убийству и пожранию.мифология неоднородна,долго склад-ся.тотемизм дольше всего, люди медленно эволюционировали.

Гера волокоокая-корова,артемида-олень,медведь,убийство священной ани артемиды.почтиталиАРтем.ю с древности –жертвопринош., на культе сохранилось, надрезали кожи на ней. Геракл, убивший Керинейскуюлавнь, отчитывался перед ней.покровительница охоты.зевс – бык, орл, Афина – змея, сова.


5. Этапы становления антропоморфизма в греческой мифологии.

получеловек, полуживотное-идеал по мнению греков. классич. греч. мифология. близко к гуманизму т.к. человек близок к богам

божества обладали теми же качествами и эмоциями, что и люди, судьбами которых они управляли: они одновременно были великодушны и мстительны, добры и жестоки, влюбчивы и ревнивы, судьба их была также зависима от жребия Мойр, как и жизнь людей зависела от богов. Многие из них жили рядом с простыми смертными и помогали своим любимцам, принимая живое и непосредственное участие в их жизни. Полный острыми событиями эллинский миф воспевает возможности человека, его способность преобразовать своей деятельностью мир, улучшить его.

 


6. Единая система классической греческой мифологии (космогония, теогония, мифы о героях).

Античная мифология отражением человеческой жизни, ее потребностей и стремлений. Периоды мифологии: древнейшая, дофессалийская, или доолимпийская основа античной мифологии, порожденная еще периодом матриархата (все окружающее человек мыслит движымым непонятными силами, земля - основа мифологии, хтонизм), олимпийская основа,связанная с централизацией мифологии вокруг горы Олимп и переходом к строгому героизму.(ранняя классика и поздний героизм), затем наивная и нетронутая мифология гибнет(поздняя классика и декаданс).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: