Цель:
План лекции:
1.Научно-техническая революция и глобальный экологический кризис. Источники экологического кризиса. Тенденции экологизации науки.
2..Глобальные экологические проблемы Демографическая и продовольственная проблемы.
3. Урбанизация. Проблема загрязнения биосферы. Основные источники антропогенного загрязнения. Радиоактивное, акустическое электромагнитное загрязнения.
4. Социоэкологические проблемы литосферы. Влияние деятельности человеческого общества литосферу. Современное состояние почв Украины, России, Донбасса и пути его улучшения.
5.Влияние деятельности человека нагидросферу. Проблемы пресной воды. Источники загрязнения гидросферы. Антропогенное влияние на воды Мирового океана.
6. Источники, масштабы и последствия загрязнения атмосферы. Парниковый эффект, Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя. Состояние воздушной среды России, Украины, Донбасса.
7.Биологические загрязнения. Биологическое оружие.Потенциальные экологические опасности.
|
|
8.Гармонизации взаимоотношений человеческого общества и природы.
1 .Научно-техническая революция и глобальный экологический кризис. Источники экологического кризиса. Тенденции экологизации науки.
В эпоху научно-техзнической революции человечество проявляет себя как величайшая геологическая сила по масштвбам своей деятельности на нашей планете.
Нездоровая по своим физическим, химическим, социальным и экономическим показателям среда, отрицательно влияющая на здоровье человека, составляет основу понятия «экологический кризис».
Возникновению экологического кризиса, по мнению ученых-экологов, способствовали следующие факторы:
хищническое отношение к природе, получение прибыли любой ценой, хотя природные ресурсы не безграничны. Именно это привело к тому, что в настоящее время мы считаем кислород в атмосфере, потеря которого в год составляет 10—12 млрд. т. В России объем добычи, и переработки полезных ископаемых удваивается каждые 8 лет, в остальном мире — каждые 15 лет;
многофункциональность использования природных ресурсов (в экономическом, биологическом и социальном плане);
несовершенство технологических процессов, когда из добываемого природного вещества только 10 % используется человеком с пользой, а остальное в непотребном виде возвращается природе, загрязняет воду, воздух и почву;
экологическая безграмотность общества, незнание законов экологии;
нравственное оскудение общества, потеря гражданской ответственности за последствия его деятельности по отношению к своей среде обитания;
ведомственная собственность на природные ресурсы;
|
|
недостаточность государственных средств на природоохранные мероприятия.
Нарушение механизмов саморегуляции в биосфере главным образом связано с производственной деятельностью человека, в результате которой за один год в атмосферу, водный бассейн и почву поступает около 100 тыс. т химических веществ, перемешивается около 4 тыс. м3 грунта, из недр извлекается около 100 млрд. т полезных ископаемых, производится 600 млн. т синтетических веществ и т.д.
Поданным Госсанэпиднадзора РФ, только в России ежегодно в атмосферный воздух поступает более 30 млн. т вредных веществ от промышленных предприятий и около 20 млн. т от автотранспорта, что в расчете на одного жителя страны дает недопустимую нагрузку в 400 кг. Особой зоной риска для человека становятся города, где деформация среды обитания человека особенно выражена.
В результате нарушены все принципы биосферной этики, т.е. принципы нравственного поведения человека по отношению к биосфере, запрещающие:
выбрасывать в биосферу отравляющие вещества (ядохимикаты, полихлорбифенилы, весь арсенал искусственного химического мира), так как они, выброшенные в одном месте, постепенно распространяются во все части биосферы, приобретая региональный и глобальный характер;
повышать радиоактивный фон биосферы, выбрасывая радиоактивные изотопы, используемые в атомной энергетике и промышленности;
0бавлять в естественную среду новые электромагнитные и судные им поля и т.д.