Тема: Современный экологический кризис и глобальные экологические проблемы

Цель:

План лекции:

1.Научно-техническая революция и глобальный экологический кризис. Источники экологического кризиса. Тенденции экологизации науки.

2..Глобальные экологические проблемы Демографическая и продовольственная проблемы.

3. Урбанизация. Проблема загрязнения биосферы. Основные источники антропогенного загрязнения. Радиоактивное, акустическое электромагнитное загрязнения.

4. Социоэкологические проблемы литосферы. Влияние деятельности человеческого общества литосферу. Современное состояние почв Украины, России, Донбасса и пути его улучшения.

5.Влияние деятельности человека нагидросферу. Проблемы пресной воды. Источники загрязнения гидросферы. Антропогенное влияние на воды Мирового океана.

6. Источники, масштабы и последствия загрязнения атмосферы. Парниковый эффект, Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя. Состояние воздушной среды России, Украины, Донбасса.

7.Биологические загрязнения. Биологическое оружие.Потенциальные экологические опасности.

8.Гармонизации взаимоотношений человеческого общества и природы.

1 .Научно-техническая революция и глобальный экологический кризис. Источники экологического кризиса. Тенденции экологизации науки.

В эпоху научно-техзнической революции человечество проявляет себя как величайшая геологическая сила по масштвбам своей деятельности на нашей планете.

Нездоровая по своим физическим, химическим, социальным и экономическим показателям среда, отрицательно влияющая на здоровье человека, составляет основу понятия «экологический кризис».

Возникновению экологического кризиса, по мнению ученых-экологов, способствовали следующие факторы:

хищническое отношение к природе, получение прибыли любой ценой, хотя природные ресурсы не безграничны. Именно это привело к тому, что в настоящее время мы считаем кислород в атмосфере, потеря которого в год составляет 10—12 млрд. т. В России объем добычи, и переработки полезных ископаемых удваивается каждые 8 лет, в остальном мире — каж­дые 15 лет;

многофункциональность использования природных ресурсов (в экономическом, биологическом и социальном плане);

несовершенство технологических процессов, когда из добываемого природного вещества только 10 % используется человеком с пользой, а остальное в непотребном виде возвра­щается природе, загрязняет воду, воздух и почву;

экологическая безграмотность общества, незнание законов экологии;

нравственное оскудение общества, потеря гражданской ответственности за последствия его деятельности по отноше­нию к своей среде обитания;

ведомственная собственность на природные ресурсы;

недостаточность государственных средств на природоохранные мероприятия.

Нарушение механизмов саморегуляции в биосфере главным образом связано с производственной деятельностью человека, в результате которой за один год в атмосферу, водный бассейн и почву поступает около 100 тыс. т химических веществ, пере­мешивается около 4 тыс. м3 грунта, из недр извлекается около 100 млрд. т полезных ископаемых, производится 600 млн. т синтетических веществ и т.д.

Поданным Госсанэпиднадзора РФ, только в России ежегодно в атмосферный воздух поступает более 30 млн. т вредных веществ от промышленных предприятий и около 20 млн. т от ав­тотранспорта, что в расчете на одного жителя страны дает не­допустимую нагрузку в 400 кг. Особой зоной риска для чело­века становятся города, где деформация среды обитания чело­века особенно выражена.

В результате нарушены все принципы биосферной этики, т.е. принципы нравственного поведения человека по отношению к биосфере, запрещающие:

выбрасывать в биосферу отравляющие вещества (ядохими­каты, полихлорбифенилы, весь арсенал искусственного хими­ческого мира), так как они, выброшенные в одном месте, постепенно распространяются во все части биосферы, приобре­тая региональный и глобальный характер;

повышать радиоактивный фон биосферы, выбрасывая радиоактивные изотопы, используемые в атомной энергетике и промышленности;

0бавлять в естественную среду новые электромагнитные и судные им поля и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: