double arrow

Музыкальное искусство эпохи Возрождения

 

Творчество композиторов-полифонистов сыграло ведущую роль в развитии главного жанра музыки эпохи Возрождения – мессы. Возникнув в эпоху Средневековья, жанр мессы в XIV–XVI веках стремительно преобразуется, продвигаясь от образцов, представленных отдельными, разрозненными частями, до сочинений стройной циклической формы.

В зависимости от церковного календаря в музыке мессы пропускались одни и вставлялись другие части. Обязательных же частей, постоянно присутствующих в церковной службе, пять. В I и V – «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») и «Agnus Dei» («Агнец божий») – выражалась мольба о прощении и помиловании. Во II и IV – «Gloria» («Слава») и «Sanctus» («Свят») – хвала и благодарность. В центральной же части, «Credo» («Верую»), излагались основные догматы христианского вероучения.

В полифонической музыке эпохи Возрождения постепенно идет процесс обмерщения. В основе культового пения лежит не григорианский хоралл, а протестанский хоралл. В этих попевках обнаруживаются народные попевки. Полифонический стиль получил название строгого. Он обобщил принципы церковного пения:

1. развитие каждого строя;

2. старинные диатонические лады;

3. отсутствие цезур;

4. народно-песенные интонации;

5. избегание хроматизмов;

6. ритмическая строгость;

7. господство консонансов.

Протестанские хораллы в полифонии строгого стиля были организованны следующим образом: текст Cantus firmus излагался в теноре и преобладали имитационные приемы развития, в частности канонические.

В Италии образовались 2 полифонические школы: Римская и Венецианская.

Римская школа – характерно только хоровое пение, полифоническое письмо гомофонного стиля. Ее представители Палестрино.

Венецианская школа – стиль более экспрессивный, вводится инструменты. Жанры – концерта, симфонии, мессы. Представитель Габриели.

Французская школа – Гийом де Машо, Жанекен.

Нидерланская школа – Орландо Лассо, Окегем, Обрехт, Дюфаи.

В-третьих, возрастание роли инструментальной музыки (при явном преобладании вокальных жанров). Если европейское Средневековье почти не знало профессионального инструментализма, то в эпоху Возрождения создаётся множество произведений для лютни (самый распространённый музыкальный инструмент того времени), органа, виолы, виуэлы, верджинала, продольных флейт. Они ещё следуют вокальным образцам, но интерес к инструментальной игре уже определился.

Лютневая музыка была связана с домашним музыцированием. Возникает самостоятельная лютневая литература.

Жанры инструментальной музыки – прелюдии (Франческо да Милано), вариации, фроттола, мадригалы и др.

Скрипка постепенно вытесняет лютню. Ее расцвет приходит на 60гг. 16 века.

Орган, первоначально инструмент сугобо культовой музыки, постепенно становится солирующим и светским. Формируются органные школы. Известные органисты – Ф. Ландини, братья Габриэли.

Основные жанры инструментальной музыки:

1. прелюдия (с лат. «перед», «игра»);

2. ричеркар («изысканная пьеса» полифонического склада), предшественница фуги (аудио файл №5);

3. кансона («песня без слов», слышны вокальные истоки, полифоничны, 3х голосные) (аудио файл №6);

4. токката («пьеса моторного характера»).

В-четвертых, в эпоху Возрождения происходило активное формирование национальных музыкальных школ (нидерландских полифонистов, английских верджиналистов, испанских виуэлистов и других), творчество которых опиралось на фольклор своей страны.

Наконец, далеко вперед шагнула теория музыки, выдвинувшая целый ряд замечательных теоретиков. Это француз Филипп де Витри, автор трактата «Ars nova» («Новое искусство», где дано теоретическое обоснование нового полифонического стиля); итальянец Джозеффо Царлино, один из создателей науки о гармонии; швейцарец Глареан, основоположник учения о мелодии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: