Общая характеристика полномочий судебной власти (функции)

Суд как государственный орган имеет властные полномочия. Это означает, что все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Республики.

Вступившие в законную силу приговор, решение или поста­новление суда обязательны для всех как в отношении указанных в них предписаний, так и установленных судом обстоятельств и их правовой оценки. Никто не вправе произвольно искажать решение суда, порочить его и препятствовать исполнению. Выражение не­согласия с судебным решением и его обжалование (опротестова­ние) в вышестоящий суд должны производиться в установленном законом порядке.

В случае невыполнения судебного решения органы, их испол­няющие, вправе применить принудительные меры для их реализа­ции. Злостное неисполнение вступившего в законную силу судеб­ного постановления, а равно воспрепятствование его исполнению гражданами, представителями власти и служащими влечет уго­ловную ответственность.

Неотъемлемыми признаками судебной власти в государстве, придерживающемся курса демократизации общественной жиз­ни, являются ее независимость, самостоятельность и обособлен­ность.

Независимость означает, что суды при отправлении правосу­дия подчиняются только Конституции и закону, не зависят от ор­ганов законодательной и исполнительной власти, от иных органов, организаций, партий, движений, должностных лиц, от мнений и позиций сторон в судебном процессе, от выводов органов предва­рительного следствия и прокурора, от вышестоящих судов. Самостоятельность судебной власти выражается в том, что суд не делит свои полномочия с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Самостоятельность и независимость судебной власти нужны не для того, чтобы она стала неконтролируемой и неуправляемой, а для обеспечения реальной возможности пресечь произвол других властей и защитить права и свободы как отдельных граждан, так и их объединений и общества в целом.

Обособленность судебной власти тесно связана с ее незави­симостью и самостоятельностью. Судебная система не входит в какую-либо другую государственную структуру и действует обо­собленно в своей специфической сфере. Ее взаимодействие с дру­гими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей.

Таким образом, судебную власть можно определить как неза­висимую ветвь единой государственной власти, установленную Конституцией, реализуемую от имени государства специально уполномоченными органами (суд, судья), наделенными законом компетенцией по рассмотрению и разрешению правовых споров и дел, выполнению других возложенных задач с соблюдением про­цессуальных норм и обладающими правом издавать решения обя­зательного характера на всей территории Республики.

Основные международные стандарты и требования по обеспе­чению независимости судебной власти закреплены в целом ряде документов ООН. Среди них — Всеобщая декларация прав чело­века (1948 г.), Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Основные принципы независимо­сти судебных органов, принятые по профилактике преступности и обращению с правонарушителями (1985 г.) и другие. Кроме того, требуют учета международные инструменты, не имеющие обяза­тельную силу для Республики. Это — Рекомендация Комитета Ми­нистров Совета Европы о независимости, эффективности и роли судей или «Всеобщая хартия судей», принятая в 1999 г. в Тайва­не Международной ассоциацией судей и «Хартия судей Европы», принятая в 1993 г. Европейской ассоциацией судей и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: