Судебная власть: понятие и основные признаки

Как известно, государственная власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соот­ветствии с принципом ее разделения на законодательную, испол­нительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с ис­пользованием системы сдержек и противовесов. Она едина, пре­жде всего, по своему источнику. Единство и неделимость народа как источника государственной власти не позволяет рассматривать указанные ветви власти как действующие параллельно и абсолют­но независимо друг от друга.

Еще сто лет тому назад Г. Ф. Шершеневич заметил, что это не три самостоятельные ветви власти, а «только три формы проявле­ния единой, неделимой государственной власти». В этих условиях законодательная, исполнительная и судебная власть могут рассма­триваться как формы проявления этой единой, неделимой государ­ственной власти.

Принцип разделения властей означает, что все три ветви само­стоятельны в сфере реализации полномочий, у каждой из них свой круг ответственности и свои возможности в системе сдержек и противовесов. В период советского режима вообще не было са­мого термина «судебная власть» ни в политическом, ни в законо­дательном и ни в научном лексиконе. Указанное понятие относи­тельно новое и стало предметом исследования в основном с начала 90-х годов.

В настоящее время судебная власть — одна из трех независи­мых ветвей власти, которая осуществляется от имени Республи­ки Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики. Судебная власть как вид государственной деятельности принадлежит специальным орга­нам государства — судам, входящим в судебную систему Казах­стана.

По мнению К. А. Мами, судебная власть — это самостоятель­ная и независимая ветвь единой государственной власти, установ­ленная Конституцией, реализуемая от имени государства специ­альными государственными органами — судами, учреждаемыми в предусмотренном Конституцией порядке, наделенными законом компетенцией по разрешению правовых споров и дел; выполне­нию других возложенных на них задач в целях защиты прав, сво­бод и законных интересов человека и гражданина, государства и организаций, действующими в особых процессуальных формах и обладающими правом издавать решения обязательного характера на всей территории государства, обеспечиваемые его принудитель­ной силой.

К. X. Халиков полагает, что судебная власть — это особая дея­тельность государства по защите прав, свобод и законных инте­ресов граждан, прав и законных интересов всех органов, органи­заций, по обеспечению исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров на осно­ве принципов демократии, социальной справедливости, гуманизма и законности2.

Есть более краткое определение, что под судебной властью не­обходимо понимать функции, полномочия управомоченных на их осуществление специальных государственных органов3. К исклю­чительной функции, составляющей содержание судебной власти, Основной Закон (ч. 1 ст. 77 Конституции РК) относит правосудие.

В целях усиления гарантий по защите прав и свобод человека и гражданина и упрощения судебных процедур 17 ноября 2008 года принят Конституционный закон «О внесений изменений и допол­нений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей», направленный на приведение названного закона в соответ­ствие с обновленной Конституцией. Конституционный закон пред­усматривает создание трехзвенной системы судов в республике. В соответствии с мировыми стандартами — все дела, без исключе­ния, как гражданские, так и уголовные, будут рассматриваться в судах первой инстанции — районных, городских.

Областной суд будет выступать в качестве апелляционной и кас­сационной инстанций. В отличие от действовавшей ранее апелля­ции областной суд теперь наделяется полными правами суда пер­вой инстанции — полностью исследовать все обстоятельства дела и выносить решение или приговор. Апелляционная инстанция не будет отправлять дело в суд первой инстанции для нового рассмо­трения, поскольку наделена правами суда первой инстанции. В связи с тем что граждане имеют право на пересмотр дела выше­стоящим судом в коллегиальном составе, за апелляцией вводится в действие судебная инстанция, называемая «кассационной», где проверяются решение или приговор, вынесенные как судом пер­вой инстанции, так и апелляционной.

Верховный суд рассматривает дела в надзорном порядке и дол­жен отменять, изменять и принимать новое решение только в слу­чаях существенного нарушения норм материального либо процес­суального права.

Суды как орган судебной власти являются субъектами право­применительной и правоохранительной деятельности.

Основными признаками судебной власти являются:

Судебная власть — одна из трех ветвей власти и осуществля­ется только государственными органами, которые выражают госу­дарственную волю;

Судебная власть принадлежит только судам. Это означает, что субъектом, осуществляющим судебную власть, является не любой государственный орган, а лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способами воздействия на поведение людей, а через это — и на процессы, происходящие в обществе. Помимо судей, постоянно действующих на профессиональной основе, судебную власть в Казахстане могут осуществлять с 1 ян­варя 2007 года и присяжные заседатели, привлекаемые к уголовно­му судопроизводству в установленном законом порядке;

Судебная власть осуществляется путем судопроизводства на основе и строгом в соответствии с процессуальным законом, где подробно регламентируются правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Запрещено издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключи­тельных полномочий суда другим органам;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: