Как известно, государственная власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Она едина, прежде всего, по своему источнику. Единство и неделимость народа как источника государственной власти не позволяет рассматривать указанные ветви власти как действующие параллельно и абсолютно независимо друг от друга.
Еще сто лет тому назад Г. Ф. Шершеневич заметил, что это не три самостоятельные ветви власти, а «только три формы проявления единой, неделимой государственной власти». В этих условиях законодательная, исполнительная и судебная власть могут рассматриваться как формы проявления этой единой, неделимой государственной власти.
Принцип разделения властей означает, что все три ветви самостоятельны в сфере реализации полномочий, у каждой из них свой круг ответственности и свои возможности в системе сдержек и противовесов. В период советского режима вообще не было самого термина «судебная власть» ни в политическом, ни в законодательном и ни в научном лексиконе. Указанное понятие относительно новое и стало предметом исследования в основном с начала 90-х годов.
|
|
В настоящее время судебная власть — одна из трех независимых ветвей власти, которая осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики. Судебная власть как вид государственной деятельности принадлежит специальным органам государства — судам, входящим в судебную систему Казахстана.
По мнению К. А. Мами, судебная власть — это самостоятельная и независимая ветвь единой государственной власти, установленная Конституцией, реализуемая от имени государства специальными государственными органами — судами, учреждаемыми в предусмотренном Конституцией порядке, наделенными законом компетенцией по разрешению правовых споров и дел; выполнению других возложенных на них задач в целях защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, государства и организаций, действующими в особых процессуальных формах и обладающими правом издавать решения обязательного характера на всей территории государства, обеспечиваемые его принудительной силой.
К. X. Халиков полагает, что судебная власть — это особая деятельность государства по защите прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов всех органов, организаций, по обеспечению исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров на основе принципов демократии, социальной справедливости, гуманизма и законности2.
|
|
Есть более краткое определение, что под судебной властью необходимо понимать функции, полномочия управомоченных на их осуществление специальных государственных органов3. К исключительной функции, составляющей содержание судебной власти, Основной Закон (ч. 1 ст. 77 Конституции РК) относит правосудие.
В целях усиления гарантий по защите прав и свобод человека и гражданина и упрощения судебных процедур 17 ноября 2008 года принят Конституционный закон «О внесений изменений и дополнений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей», направленный на приведение названного закона в соответствие с обновленной Конституцией. Конституционный закон предусматривает создание трехзвенной системы судов в республике. В соответствии с мировыми стандартами — все дела, без исключения, как гражданские, так и уголовные, будут рассматриваться в судах первой инстанции — районных, городских.
Областной суд будет выступать в качестве апелляционной и кассационной инстанций. В отличие от действовавшей ранее апелляции областной суд теперь наделяется полными правами суда первой инстанции — полностью исследовать все обстоятельства дела и выносить решение или приговор. Апелляционная инстанция не будет отправлять дело в суд первой инстанции для нового рассмотрения, поскольку наделена правами суда первой инстанции. В связи с тем что граждане имеют право на пересмотр дела вышестоящим судом в коллегиальном составе, за апелляцией вводится в действие судебная инстанция, называемая «кассационной», где проверяются решение или приговор, вынесенные как судом первой инстанции, так и апелляционной.
Верховный суд рассматривает дела в надзорном порядке и должен отменять, изменять и принимать новое решение только в случаях существенного нарушения норм материального либо процессуального права.
Суды как орган судебной власти являются субъектами правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Основными признаками судебной власти являются:
Судебная власть — одна из трех ветвей власти и осуществляется только государственными органами, которые выражают государственную волю;
Судебная власть принадлежит только судам. Это означает, что субъектом, осуществляющим судебную власть, является не любой государственный орган, а лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способами воздействия на поведение людей, а через это — и на процессы, происходящие в обществе. Помимо судей, постоянно действующих на профессиональной основе, судебную власть в Казахстане могут осуществлять с 1 января 2007 года и присяжные заседатели, привлекаемые к уголовному судопроизводству в установленном законом порядке;
Судебная власть осуществляется путем судопроизводства на основе и строгом в соответствии с процессуальным законом, где подробно регламентируются правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Запрещено издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам;