В настоящее время основным организационным объединением лиц, занимающихся адвокатской деятельностью является коллегия адвокатов.
Коллегия адвокатов — это некоммерческая, независимая, профессиональная, самоуправляемая и самофинансируемая организация адвокатов, создаваемая для оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, для выражения и защиты прав и законных интересов адвокатов, выполнения иных функций, установленных Законом «Об адвокатской деятельности». На территории области, города республиканского значения, столицы может функционировать одна коллегия адвокатов. Адвокат должен быть членом коллегии адвокатов, созданной и действующей на территории соответствующей административно-территориальной единицы. Коллегии адвокатов создают юридические консультации. Адвокат вправе осуществлять свою деятельность через юридическую консультацию либо учредить самостоятельно или совместно с другими адвокатами адвокатскую контору, а также индивидуально без регистрации юридического лица. Коллегии адвокатов руководствуются уставом. Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) членов коллегии; ее исполнительным органом — президиум; контрольным органом — ревизионная комиссия.
Общее собрание (конференция) вправе решать любые вопросы деятельности коллегии адвокатов.
Президиум коллегии адвокатов и председатель президиума избираются тайным голосованием сроком на четыре года. Председателем президиума коллегии адвокатов может быть избран адвокат, который непосредственно до дня его избрания состоял членом коллегии адвокатов не менее двух лет.
Председатель Президиума коллегии адвокатов в соответствии с Уставом коллегии: организует работу президиума, председательствует на его заседаниях и осуществляет контроль за выполнением решений президиума, общих собраний (конференций) членов коллегии; руководит работой аппарата президиума, осуществляет прием и увольнение работников аппарата коллегии; представляет коллегию адвокатов в государственных органах, общественных объединениях, других организациях и учреждениях, ведет переписку с ними и с гражданами.
Ревизионная комиссия коллегии адвокатов является ее контрольно-ревизионным органом. Ревизионная комиссия проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности коллегии адвокатов, юридических консультаций, адвокатских контор, а также финансовой деятельности адвокатов, практикующих индивидуально.
Для организации работы по оказанию юридической помощи президиум коллегии адвокатов создает юридические консультации как структурное подразделение (филиалы) коллегии адвокатов. Место нахождения юридической консультации определяется президиумом коллегии адвокатов. Она имеет печать и угловой штамп, иную атрибутику, необходимую для организации оказания юридической помощи и действует на основании Положения, принимаемого общим собранием (конференцией) коллегии адвокатов. Юридической консультацией руководит заведующий, назначаемый президиумом коллегии адвокатов.
Адвокатская контора является некоммерческой организацией в форме учреждения и создается в целях обеспечения материальных, организационно-правовых и иных условий оказания адвокатами юридической помощи. Адвокатская контора создается членом (членами) коллегии адвокатов. Адвокатская контора, учрежденная одним адвокатом, осуществляет свою деятельность на основании Устава. При создании адвокатской конторы несколькими адвокатами учредительным документом может быть также и Учредительный договор. Специальное разрешение на создание адвокатских контор не требуется.
Адвокат вправе осуществлять свою деятельность через юридическую консультацию либо учредить самостоятельно или совместно с другими адвокатами адвокатскую контору, а также индивидуально без регистрации юридического лица. Адвокат должен быть членом коллегии адвокатов, созданной и действующей на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Адвокат, осуществляющий профессиональную деятельность индивидуально без регистрации юридического лица, обязан иметь служебное помещение, необходимое для приема граждан и представителей юридических лиц, соблюдения условий для обеспечения сохранности адвокатского производства и сохранения адвокатской тайны.
Организация юридической помощи населению для органов власти является одним из приоритетных направлений. К сожалению, на практике вопрос обеспечения адвокатом стал большой проблемой, особенно на территории отдаленных и малонаселенных районов, в результате чего органы расследования испытывают большие проблемы при проведении неотложных следственных действий (задержания, предъявления обвинения и т.д.). Вопрос о том, что в республике недостаточно реализованы правозащитные функции адвокатов в сфере оказания квалифицированной юридической помощи неимущим гражданам, а также лицам, проживающим в сельской местности, отмечено и в Послании Конституционного Совета «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан».
Так, в Послании Конституционного Совета «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» за 2006 год было указано, что «не принято исчерпывающих мер для того, чтобы наполнить реальным содержанием нормы Основного Закона, гарантирующие каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Решение проблемы видится в оптимизации модели предоставления юридической помощи, в том числе бесплатной, в уголовном судопроизводстве, причем не только подозреваемым (обвиняемым), но и потерпевшим от преступлений».
В целом, Министерство юстиции признает, что проблема доступа к профессии адвоката на сегодня является актуальной.
Для получения статуса адвоката, помимо наличия лицензии, действующим законодательством требуется обязательное членство в коллегии адвокатов. Для вступления в коллегию адвокатов необходимо оплатить первый членский (вступительный) взнос, размер которого в различных регионах колеблется от 116 тыс. до 518 тыс. тенге. Помимо этого за прохождение обязательной стажировки в территориальные коллегии адвокатов оплачивается от 60 до 194 тыс. тенге. Таким образом, еще до начала своей профессиональной деятельности кандидат на получение статуса адвоката должен оплатить в среднем до 700 тыс. тенге. И новый Министр юстиции полагает необходимым законодательно запретить коллегиям адвокатов взимать первые членские (вступительные) взносы и отказывать в приеме в члены коллегии лицам, имеющим государственную лицензию. Также считает целесообразным размер оплаты за стажировку ограничить разумными пределами (по аналогии с нотариатом — от трех до десяти МРП в месяц).
В Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года отмечено, что ведущую роль в системе правозащитных институтов играет адвокатура, являющаяся ядром системы оказания гражданам юридической помощи. Реализация гражданами конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи является условием и гарантией доступа к правосудию. Механизмы реализации этого права нуждаются в совершенствовании. Совершенствования требует и сама система предоставления юридической помощи. Прежде всего, необходимо улучшать систему оказания правовой помощи лицам с низким уровнем доходов.
Также указано, что следует последовательно решать проблемы неравномерности обеспечения адвокатскими услугами в городской и сельской местности. Требует также коррекции система администрирования оплаты труда адвокатов, предоставляющих бесплатную юридическую помощь. Эту систему необходимо сделать консолидированной и прозрачной, что позволит более эффективно использовать бюджетные средства.