Организация адвокатуры: коллегия адвокатов и их органы, юридические консультации

В настоящее время основным организационным объедине­нием лиц, занимающихся адвокатской деятельностью является коллегия адвокатов.

Коллегия адвокатов — это некоммерческая, независимая, профессиональная, самоуправляемая и самофинан­сируемая организация адвокатов, создаваемая для оказания квали­фицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, для выражения и защиты прав и законных интересов ад­вокатов, выполнения иных функций, установленных Законом «Об адвокатской деятельности». На территории области, города ре­спубликанского значения, столицы может функционировать одна коллегия адвокатов. Адвокат должен быть членом коллегии адво­катов, созданной и действующей на территории соответствующей административно-территориальной единицы. Коллегии адвокатов создают юридические консультации. Адвокат вправе осущест­влять свою деятельность через юридическую консультацию либо учредить самостоятельно или совместно с другими адвокатами ад­вокатскую контору, а также индивидуально без регистрации юри­дического лица. Коллегии адвокатов руководствуются уставом. Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) членов коллегии; ее исполнительным органом — президиум; контрольным органом — ревизионная комиссия.

Общее собрание (конференция) вправе решать любые вопросы деятельности коллегии адвокатов.

Президиум коллегии адвокатов и председатель президиума из­бираются тайным голосованием сроком на четыре года. Председа­телем президиума коллегии адвокатов может быть избран адвокат, который непосредственно до дня его избрания состоял членом кол­легии адвокатов не менее двух лет.

Председатель Президиума коллегии адвокатов в соответствии с Уставом коллегии: организует работу президиума, председатель­ствует на его заседаниях и осуществляет контроль за выполнени­ем решений президиума, общих собраний (конференций) членов коллегии; руководит работой аппарата президиума, осуществляет прием и увольнение работников аппарата коллегии; представляет коллегию адвокатов в государственных органах, общественных объединениях, других организациях и учреждениях, ведет перепи­ску с ними и с гражданами.

Ревизионная комиссия коллегии адвокатов является ее контрольно-ревизионным органом. Ревизионная комиссия прово­дит ревизии финансово-хозяйственной деятельности коллегии ад­вокатов, юридических консультаций, адвокатских контор, а также финансовой деятельности адвокатов, практикующих индивиду­ально.

Для организации работы по оказанию юридической помощи президиум коллегии адвокатов создает юридические консульта­ции как структурное подразделение (филиалы) коллегии адвока­тов. Место нахождения юридической консультации определяется президиумом коллегии адвокатов. Она имеет печать и угловой штамп, иную атрибутику, необходимую для организации оказания юридической помощи и действует на основании Положения, при­нимаемого общим собранием (конференцией) коллегии адвокатов. Юридической консультацией руководит заведующий, назначае­мый президиумом коллегии адвокатов.

Адвокатская контора является некоммерческой организацией в форме учреждения и создается в целях обеспечения материаль­ных, организационно-правовых и иных условий оказания адвока­тами юридической помощи. Адвокатская контора создается членом (членами) коллегии адвокатов. Адвокатская контора, учрежденная одним адвокатом, осуществляет свою деятельность на основании Устава. При создании адвокатской конторы несколькими адвоката­ми учредительным документом может быть также и Учредительный договор. Специальное разрешение на создание адвокатских контор не требуется.

Адвокат вправе осуществлять свою деятельность через юридиче­скую консультацию либо учредить самостоятельно или совместно с другими адвокатами адвокатскую контору, а также индивидуально без регистрации юридического лица. Адвокат должен быть членом коллегии адвокатов, созданной и действующей на территории соот­ветствующей административно-территориальной единицы.

Адвокат, осуществляющий профессиональную деятельность индивидуально без регистрации юридического лица, обязан иметь служебное помещение, необходимое для приема граждан и пред­ставителей юридических лиц, соблюдения условий для обеспече­ния сохранности адвокатского производства и сохранения адвокат­ской тайны.

Организация юридической помощи населению для органов вла­сти является одним из приоритетных направлений. К сожалению, на практике вопрос обеспечения адвокатом стал большой пробле­мой, особенно на территории отдаленных и малонаселенных райо­нов, в результате чего органы расследования испытывают большие проблемы при проведении неотложных следственных действий (задержания, предъявления обвинения и т.д.). Вопрос о том, что в республике недостаточно реализованы правозащитные функции адвокатов в сфере оказания квалифицированной юридической по­мощи неимущим гражданам, а также лицам, проживающим в сель­ской местности, отмечено и в Послании Конституционного Совета «О состоянии конституционной законности в Республике Казах­стан».

Так, в Послании Конституционного Совета «О состоянии кон­ституционной законности в Республике Казахстан» за 2006 год было указано, что «не принято исчерпывающих мер для того, что­бы наполнить реальным содержанием нормы Основного Закона, гарантирующие каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Решение проблемы видится в оптимизации модели предоставления юридической помощи, в том числе бес­платной, в уголовном судопроизводстве, причем не только подо­зреваемым (обвиняемым), но и потерпевшим от преступлений».

В целом, Министерство юстиции признает, что проблема до­ступа к профессии адвоката на сегодня является актуальной.

Для получения статуса адвоката, помимо наличия лицензии, действующим законодательством требуется обязательное член­ство в коллегии адвокатов. Для вступления в коллегию адвокатов необходимо оплатить первый членский (вступительный) взнос, размер которого в различных регионах колеблется от 116 тыс. до 518 тыс. тенге. Помимо этого за прохождение обязательной ста­жировки в территориальные коллегии адвокатов оплачивается от 60 до 194 тыс. тенге. Таким образом, еще до начала своей профес­сиональной деятельности кандидат на получение статуса адвоката должен оплатить в среднем до 700 тыс. тенге. И новый Министр юстиции полагает необходимым законодательно запретить колле­гиям адвокатов взимать первые членские (вступительные) взносы и отказывать в приеме в члены коллегии лицам, имеющим государ­ственную лицензию. Также считает целесообразным размер опла­ты за стажировку ограничить разумными пределами (по аналогии с нотариатом — от трех до десяти МРП в месяц).

В Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года отмечено, что ведущую роль в системе правозащитных институтов играет адвокатура, являющаяся ядром системы оказания гражданам юридической помощи. Реализация гражданами конституционного права на получение квалифици­рованной юридической помощи является условием и гарантией доступа к правосудию. Механизмы реализации этого права нуж­даются в совершенствовании. Совершенствования требует и сама система предоставления юридической помощи. Прежде всего, не­обходимо улучшать систему оказания правовой помощи лицам с низким уровнем доходов.

Также указано, что следует последовательно решать проблемы неравномерности обеспечения адвокатскими услугами в город­ской и сельской местности. Требует также коррекции система администрирования оплаты труда адвокатов, предоставляющих бес­платную юридическую помощь. Эту систему необходимо сделать консолидированной и прозрачной, что позволит более эффективно использовать бюджетные средства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: