Стандарты и правила составления анкет-опросников

Поскольку опрос всегда имеет дело с людьми, обладающими как общими, так и индивидуальными особенностями, в социологии были сформулированы принципы, в соответствии с которыми следует составлять анкеты.

1. Анкеты должны строить с учетом психологии восприятия, а не в соответствии с логикой исследования.

2. При построении анкет необходимо учитывать особенности опрашиваемых (их культурный уровень, социальный опыт).

3. При расположении вопросов необходимо идти от частного к общему, а не в обратном направлении.

4. Смысловые блоки, на которые делится анкета, должны быть примерно одинакового объема.

5. Начинать анкету следует с самых простых вопросов, постепенно их усложняя, затем сложность вопросов должна снижаться.

Таким образом наиболее сложные вопросы должны располагаться в середине анкеты и почти в самом ее конце, перед простой для ответов заключительной частью.

Виды вопросов. В анкетах и интервью используются 4 самые разнообразные вопросы, которые задаются с различными целями.

1. С точки зрения целей исследования выделяются:

Основные вопросы используются исследователем для того, чтобы получить необходимую информацию.

Контрольные вопросы предназначены для проверки искренности, непротиворечивости и последовательности ответов респондента. Нередко в таком случае используются другие формулировки вопроса, который уже задавался, или вопросы, связанные с ним по смыслу. Например, сначала респонденту задается вопрос «как вы относитесь к предпринимателям и предпринимательству?».

Затем, спустя несколько вопросов, у него спрашивают о его отношений к национализации собственности. Если в первом и втором случае респондент говорит о положительном отношении, исследователь может допустить, что ответы либо неискренни, либо непоследовательны.

Вопросы-фильтры вводятся для получения дополнительной информации о респонденте — как правило» о том, является ли он компетентным в той или иной сфере. Примером здесь может служить вопрос «как вы понимаете демократию?» На основании того, как респондент ответит на вопрос, можно делать выводы о том, имеет ли он правильное представление о демократии, обладает ли он политологическими и социологическими знаниями и т. д.

2. Вопросы анкеты подготавливаются с учетом психологических особенностей респондентов. С этой точки зрения могут быть выделены дополнительные разновидности вопросов.

Прямые вопросы адресованы непосредственно респонденту и направлены на выявление его личного мнения по тому или ному вопросу.

Косвенные вопросы вводятся тогда, когда есть сомнение, что респондент захочет дать прямой ответ на вопрос (например, о своей интимной жизни). В этом случае вопрос формулируется таким образом, чтобы у респондента возникло впечатление, что он отвечает от лица социальной группы или просто «объективно» оценивает явление.

Буферные вопросы вводятся для того, чтобы подготовить респондента к переходу от одной темы к другой. Ответы на эти вопросы могут не учитываться при анализе, так как, отвечая на них, опрашиваемый как бы «настраивается» на новую тему. Контактные вопросы направлены на установление интереса к исследованию, поддержание внимания, расположения к исследователю.

3. С точки зрения свободы респондента в выборе ответа выделяют варианты:

Открытые вопросы предполагают, что ответы на них респондент строит полностью по своему усмотрению. Примером может служить вопрос: «Можете назвать причины, по которым вы можете изменить свое предпочтение на выборах?».

Опрашиваемый в качестве ответа на такой вопрос может указать любую причину, которую он считает важной, причем такая причина может быть не единственной. Открытые вопросы не предполагают предварительной категоризации: они будут распределяться по группам лишь на этапе интерпретации результатов.

Закрытые вопросы предполагают, что ответы на них выбираются респондентом из заранее определенных вариантов. Такие вопросы обычно используют, если исследователю заранее известно, какую информацию он хочет получить и мнение по каким вопросам его интересует прежде всего

Выделяют разновидности закрытых вопросов. Дихотомические вопросы предполагают выбор между «да» и «нет», например: «есть ли причины, по которым вы можете поменять свои предпочтения на выборах?».

Вопросы-меню предполагают выбор одного варианта или любого сочетания вариантов. Например, может даваться несколько вариантов ответов на вопрос «по каким причинам вы можете изменить свои предпочтения в процессе выборов»: «недостойное поведение кандидата по отношению к другим кандидатам», «получение сведений о преступлениях и проступках кандидата», «влияние

Полузакрытые вопросы — вид вопросов, занимающий промежуточное положение между открытыми и закрытыми вопросами. В этом случае респонденту дается несколько вариантов ответов, но он имеет право ответить в свободной форме, если ни один из вариантов не подходит.

Достоинства и недостатки опроса как метода маркетингового исследования. Во-первых, опрос представляет собой экономичный и оперативный метод сбора информации. Лицам, проводящим опрос, нет необходимости каждый раз задумываться о том, какие вопросы задавать, как наладить контакт с респондентом и т. д.

Они практически не участвуют в заполнении анкет (за исключением предоставления дополнительных инструкций), а потому можно проводить анкетирование одновременно нескольких респондентов.

Во-вторых, опрос позволяет изучать внутренний мир человека: его ценности, интересы, желания, надежды, тревоги и т.п. Люди нередко с интересом относятся к социологическим исследованиям, особенно если они понимают их значимость. А потому они могут стремиться предоставить исследователям максимально точную информацию, — конечно, при условии, что эта информация не является их частным делом.

В-третьих, при помощи опроса можно получить сопоставимые результаты: респонденты дают ответы на одни и те же вопросы, обычно выбирая из предлагаемых ответов. А следовательно, полученные от каждого из респондентов ответы могут быть совершенно свободно сопо- | ставлены с ответами всех остальных респондентов.

Опрос имеет и ряд недостатков:

Во-первых, респонденты могут быть субъективными, а потому в своих ответах будут ориентироваться на общественное мнение и реакцию других. При этом данный недостаток не может быть преодолен массовостью опросов, поскольку массовыми могут быть и стереотипы, предрассудки, заблуждения и т.д.

Во-вторых, в некоторых случаях значительное число респондентов вообще не способны ответить на поставленный вопрос в силу того, что не обладают достаточным образованием или не располагают необходимой информацией.

Кроме того, люди не всегда могут ответить на вопрос правильно, полностью отдавая себе отчет как в смысле вопроса, так и в смысле ответа, который они дают. Это также лишает исследователя возможности получить необходимую ему объективную информацию. В частности, это особенно важно в том случае, если pecпондент не отдает себе отчета в том или ином аспекте своего поведения.

Результаты, которые вы получаете в процессе исследования, часто напрямую зависят от правильно составленной анкеты. Непонятный для респондентов опросник, слишком большой по объему или с неясной логикой, может существенно повлиять на ответы лиц, в нем участвующих. Как грамотно составить анкету для опросов? Есть 10 аспектов, на которые необходимо обратить внимание.

Аспект первый: определите цель исследования. Какие данные необходимы для дальнейшей работы? С учетом цели и нужно составлять вопросы для анкеты.

Пример: если вы изучаете отношение покупателей к сети магазинов «Рублик», спрашивайте их о том, довольны ли они ассортиментом товара, обслуживанием на кассе и в торговом зале, чистотой помещения и прочее.

Аспект второй: будьте вежливы с респондентами. Они тратят свое время, чтобы помочь вашему исследованию, поэтому нужно проявить к ним уважение и заинтересовать.

Пример: поприветствуйте респондентов во вступлении, кратко опишите цели анкетирования, объясните, как заполняется анкета.

Аспект третий: избегайте двоякого прочтения вопросов. При их составлении старайтесь, чтобы они были максимально просты. Не нужно использовать причастные или деепричастные обороты – респондент может в них запутаться.

Пример: вместо вопроса «Вам нравится магазин «Рублик» из-за низких цен или большого ассортимента товара?» лучше спросить «Что вас привлекает в магазинах данной сети?»

Аспект четвертый: предлагайте простые и в то же время разнообразные ответы на вопросы. Чем разнообразнее будут варианты, тем меньше респондентов будут писать в графе «другое». Это значительно облегчит обработку данных в дальнейшем.

Пример – на вопрос: «Что вам нравится в магазинах данной сети?» стоит дать не только ответы «низкие цены» и «разнообразный ассортимент», но и «близость к дому/работе», «акции и скидки», «уровень обслуживания» и др.

Аспект пятый: дайте больше свободы. В конце анкеты обязательно оставьте пустые графы с комментарием: «Ваши пожелания», «Что можно улучшить в работе?» и пр.

Пример: оставьте в конце следующий комментарий: «Спасибо, что прошли анкетирование! Ваше мнение поможет сделать работу магазина «Рублик» еще лучше! Если у вас есть пожелания по улучшению обслуживания – напишите их здесь».

Аспект шестой: не перегружайте анкету. Доказано, что она будет охотнее заполняться, если на 1 листе будет не более 3-5 вопросов. Мелкий шрифт и сложные конструкции предложений также вызывают нежелание заполнять подобный опросник.

Аспект седьмой: безупречная логика. Непонятные, алогичные вопросы могут вызвать у респондентов раздражение и нежелание продолжать работу. Обязательно следите за тем, чтобы во всех вопросах прослеживалась четкая логика.

Пример: если в анкете есть вопрос «Вы пользуетесь дисконтной картой нашего магазина?», то должны быть ответы «да» и «нет». И если следующий момент, который вы хотите уточнить – что привлекает клиента в дисконтных картах, то для ответа «нет» тоже должен быть задан вопрос. К примеру, почему клиент не получил карту на скидки.

Аспект восьмой: безупречная грамотность. Анкета должна быть составлена по всем правилам русского языка. Орфографические или пунктуационные ошибки, использование диалекта или экспрессивно окрашенных слов при формулировке вопросов – все это создаст у респондента ощущение, что фирма ненадежна и работают в ней непрофессионалы.

Пример: вопросы «За что вы обожаете ходить в этот магазин?» и «Какие инциденты показались вам в магазине неприятными?» использовать недопустимо.

Девятый аспект: будьте толерантными. Ваша целевая аудитория – люди разных национальностей, верований, убеждений, они имеют свои индивидуальные особенности. Вопросы и ответы к ним должны быть максимально нейтральны.

Пример: вопрос «Какой дорогой вы предпочитаете ходить в наш магазин?» замените на «Как вы добираетесь до нашего магазина?» – это важно для людей, которые вынуждены передвигаться в инвалидных креслах.

И десятый аспект: не задавайте сложных вопросов. Помните о целевой аудитории. Используйте минимум специальных терминов, при этом объясняйте их значение. Составляйте анкету на простом, живом и понятном языке, и ваше исследование принесет желаемые результаты.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: