Задачи по определению потребности тормозных средств сводятся к определению тормозного коэффициента поезда при заданных:
· допускаемой скорости движения поезда
;
· уклоне
, на котором происходит торможение поезда;
· длине тормозного пути
;
· необходимые сведения о поезде.
Методика решения задачи сводится к следующему:
задаются не менее трёх значений расчётного тормозного коэффициента поезда
;
для каждого принятого
рассчитываются удельные равнодействующие силы поезда при экстренном торможении
, Н/кН;
в масштабе строится диаграмма удельных равнодействующих сил для каждого принятого
;
по диаграмме удельных равнодействующих сил на заданном уклоне и тормозном пути строятся кривые скорости торможения;
определяются допускаемые скорости движения для заданных
;
на основании данных расчётов строят диаграмму
;
по заданной начальной скорости и построенной диаграмме
, определяется требуемый тормозной коэффициент поезда
;
Пример 2. Определить, какой расчётный тормозной коэффициент должен иметь поезд, состоящий из тепловоза 2ТЭ116 и состава из 80 четырёхосных вагонов. Каждый вагон массой 70 т на роликовых подшипниках. Поезд движется по бесстыковому пути со скоростью 80 км/ч на спуске 12 ‰ и должен остановиться в пределах 1300 м. Поезд движется по участку со спусками более 20 ‰ и, в данном случае, тормозную силу локомотива и его массу нужно учитывать.
Решение.
1. Определение веса состава
кН.
2. Определение веса тепловоза
кН.
3. Определение средней осевой нагрузки состава
кН/на ось.
4.Определение основного удельного сопротивления вагонов при движении по бесстыковому пути
Н/кН.
5.Определение удельного основного сопротивления движению локомотива в режиме холостого хода при скорости 80 км/ч
Н/кН.
6.Определение удельного основного сопротивления движению поезда на выбеге (холостой ход локомотива)
Н/кН.
7. Значение расчётного коэффициента трения определяется по формуле

Результаты расчётов удельных сил сопротивления движению при других скоростях приведены в таблицу 2.
Таблица 2. Удельные силы сопротивления движению
| v км/ч | Н/кН | Н/кН | Н/кН | | Н/кН, при | , Н/кН, при | ||||
0,33 | 0,4 | 0,5 | 0,33 | 0,4 | 0,5 | |||||
| 2,04 1,80 1,60 1,41 1,26 1,13 1,02 0,93 0,93 | 5,36 4,75 4,20 3,73 3,32 2,99 2,72 2,53 2,53 | 2,19 1,94 1,71 1,52 1,36 1,22 1,10 1,01 1,01 | 0,097 0,102 0,108 0,116 0,126 0,140 0,162 0,198 0,27 | 32,0 33,7 35,6 38,8 41,6 46,2 53,5 65,3 89,1 | 38,8 40,8 43,2 46,4 50,4 56,0 64,8 79,2 108,0 | 48,5 51,0 54,0 58,0 63,0 70,0 81,0 99,0 135,0 | 34,2 35,6 37,3 39,8 43,0 47,4 54,6 66,3 90,1 | 41,0 42,7 44,9 47,9 51,8 57,2 65,9 80,2 109,0 | 50,7 52,9 55,7 59,5 64,4 71,2 82,1 100,0 136,0 |
8. Удельные тормозные силы, в зависимости от тормозных коэффициентов, определяются по формуле
Н/кН;
Н/кН;
Н/кН.
9. Удельные замедляющие силы определяются сложением
.
Результаты всех расчётов сводятся в таблицу 2. По полученным данным строятся диаграммы удельных замедляющих сил, по которым строят скорости кривых действительного торможения (Рисунок 2а, б, в), начиная с конца подготовительного пути до остановки поезда.
10. Подготовительный тормозной путь рассчитывается с определения количества осей в составе
.
При скорости
км/ч, i = -12‰,
и
, т.е.
Н/кН определяется подготовительное время к действительному торможению
с;
с;
с.

Рисунок 2. К определению потребных тормозных средств.
Длины подготовительных тормозных путей определяются по формуле
при
м;
при
м;
при
м.
11. Построение графика v (S) при торможении начинается с точек концов подготовительных путей при скорости
км/ч, построенных от ординаты начала торможения.
12. Полученные построением длины тормозных путей:
при
м;
при
м;
при
м позволяют построить график (рисунок 2в)
, по которому для заданного тормозного пути -
м на i = -12‰ уклоне и скорости движения -
км/ч, в поезде должны действовать тормозные силы, соответствующие расчётному тормозному коэффициенту
.
Н/кН
Н/кН
Н/кН
Н/кН, при
, Н/кН, при
0,33
0,4
0,5
0,5