Потребность общества в радикальных переменах в экономике, переход к рыночным отношениям, наполнение внутреннего российского рынка зарубежными товарами потребовало от государства в начале 90-х годов проведения действенных мер по обеспечению качества и безопастности товаров для населения. Постаноовлением правительства в 1992-1994гг. была введена обязательная сертификация по безопастности на все товары и услуги, включая импортируемые. Но в последние годы стало очевидно, что несовершенна росиийская сертификация, сроки ее проведения стали тормозом в продвижении на международный рынок товаров и услуг российских предприятий. Не все виды сертификации и порядок подтверждения качества соответствовали международным стандартам ISO/МЭК. Эти же недостатки явились одним из препятствий принятия России в ВТО. Поэтому была разработана концепция совершенствования системы российской сертификации и перехода к новым способам подтверждения соотетствия, более упращенным, но гарантирующим качечество. Например подтверждение соответствия через дикларацию о соответствии заявителя.
Реализация концепции дает возможность:
1. Найти баланс между риском потребителя и издержками на сертификацию
2. создать благоприятный климат для добросовестных изготовителей и поставщиков товаров
3. обеспечить необходимые условия для вступления России в ВТО.
За 90-е годы в России создана инфраструктура сертификации и испытаний изделий, которая базируется на системе гос. стандартизации. Это важно и потому, что переход к подтверждению соответствия путем дикларации изготовителя, обеспечивая качество, резко снижается бюджетные затраты на организацию и проведение сертификации. Но необходимо время и осознание изготовителем понимания ответственноти за свои заявления и дикларации, а также понимание прибыльности своевременно проведенной сертификации.
Переход на новые принципы (упращенные) подтверждения соответствия требует доработки и нормативной базы (законы о стандартизации, сертификации и т.д.)