Истоки и основы арабской культуры

Лекция № 5. Арабо-мусульманская культура

1.Истоки и основы арабской культуры

2. Прикладное искусство

3. Архитектура

Истоки и основы арабской культуры

Основателем ислама стал арабский купец из племени курейш Мухаммед, который в 610 г. объявил себя пророком единого и всемогущего бога Аллаха. Постепенно сложился культ и догматика новой религии, в основу которых легли проповеди Мухаммеда. После его смерти они были записаны его учениками и составили священную книгу мусульман – Коран. Основанная Мухаммедом мусульманская община стала религиозным и политическим центром объединения Аравии и основой арабо-мусульманской культуры.

Возникновение религии ислама и начало арабской экспансии в период раннего средневековья способ­ствовали возникновению нового типа культуры – арабо-мусульманской. Рас­цвет и широкое распространение арабской культуры начались с IX в., когда в ре­зультате завоевательных войн было образовано единое государство - Халифат. В немалой степени расцвету арабской культуры способствовало использование художественных ценностей, среди которых самыми важными были устные и письменные произведения фольклора. Силу своего воздействия новая религия основывала на слове, а не на изображении живых существ. Поэтому главными святынями в ней стали не иконы и статуи, а старинные рукописи. Эквивалента­ми живописи и скульптуры в европейском искусстве у арабов стали каллиграфия (изящные надписи арабской вязью) и книжная миниатюра.

Особым почетом в арабском мире пользовалось искусство каллиграфии, кото­рое было языком не только религии, но и поэзии, философии, науки. Оно име­ло функции, аналогичные функциям икон в христианском искусстве, так как представляло видимое тело божественного Слова. Также каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для укра­шения. Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейли­вой арабской вязью наряду со стилизованными растительными мотивами и геометрическими узорами. Именно арабам, по-ви­димому, принадлежало первенство в создании этих узоров - арабесок, своеобразных орнамен­тов, включающих ком­позиции из переплетений стилизованных растении и геометричес­ких фигур. Появление арабесок вызвано ярко выраженным стремле­нием арабского искусства к декоративности, которая стала основой образного строя живо­писи и породила замеча­тельное искусство узора. Часто арабески помимо переплетения стилизо­ванных растительных мотивов и геометричес­ких фигур дополняются надписями, выполненными арабскими буквами, похожими на орна­мент. Арабеска обычно составляла «открытую», создающую возможность бесконечногоразвития композицию, поз­воляющую художнику сплошным ковром узора покрывать поверхность большой протяженности и любого очертания.

Достигнув необычайной изощренности в применении различных усложнен­ных почерков, каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента, игравшего значительную роль в искусстве мусульманского средневековья. В разработке орнамента арабские мастера достигли изумляющей виртуозности, создав бес­численное множество композиций, основанных на точном математическом рас­чете и вместе с тем одухотворенных огромной силой художественной фантазии. Таким образом, для мусульман арабеска - это возможность создания искусства без картин, что особым образом решает основную его задачу - отражение красоты божественного мира, существенными чертами которой являются симметрия и ритм. Для отображения этой красоты была избрана абстрактная форма, которая не имеет ничего общего с современным абстракционизмом, воплощающим иррациональные подсознательные импульсы художника.

 

Прикладное искусство

Мусульманское искусство воспроизводило предметы в соответствии с их природой - самой по себе прекрасной, поскольку она сотворена Богом. Бога в странах ислама нельзя было изображать, но можно было обозначать буквами и знаками. Поэтому в искусстве получил распростра­нение геометрический орнамент, нередко состоявший из знаков и мотивов, имевших символическое религиозное значение. Например, слово «Аллах» обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые схематически выражали буквы этого слова. Составленные в квадрат, они становились символами Каабы. Два пересеченных квадрата образовывали восьмилучевую звезду – самый рас­пространенный элемент мусульманской орнаментики. Разнообразное умноже­ние квадратов рождало сложный многоугольный рисунок. Треугольник обозначал «око» Бога. Пятиугольник символизировал пять основных заповедей ислама (вера в единого Бога, пятикратная молитва, милостыня, пост, паломничество в Мекку). Пронизанный символизмом, орнамент в средневековом мусульманс­ком обществе «читался» как открытая книга. Развиваясь под влиянием изобра­зительных традиций других народов, он все время значительно усложнялся. Ор­намент стал для художников главной сферой приложения творческих сил, его невиданное развитие восполняло ограничения некоторых изобразительных видов искусства.

Также широко было распространено в арабском мире искусство книжной ми­ниатюры, обусловленное почтительным отношением арабов к книгам. Посколь­ку в запретах Корана она не упоминалась, то на страницах каллиграфических рукописей мы видим изумительно выполненные изображения эпических героев, пиров, батальные сцены. Вообще искусство оформления книги достигло на арабском Востоке исключительной высоты. Виртуозное мастерство каллиграфа-переписчика, его безукоризненно точное и изощренное чувство линии, тончай­шее сочетание узоров заставок и титульных листов и, конечно, великолепные миниатюры, иллюстрирующие текст, - все это превращало книгу в единое художественное произведение, все части которого - от роскошного переплета до хрупкого завитка орнамента – взаимно дополняли друг друга, образуя нерасторжимое целое.

В своем развитии миниатюра прошла различные этапы, каждый из которых обладал самостоятельной ценностью, особенностями поэтического образного строя. Главные центры этого искусства находились в Сирии, Иране, отчасти в Египте, Испании и Северной Африке. Вершиной ее развития стали в XIII в. Ширазская (Иран), Гератская (Афганистан) и особенно Багдадская школы.

Искусство миниатюры отличается повышенной декоративностью. На плоскости листа фигуры и предметы расположены подобно красочному узору, создавая своеобразную «ковровую» композицию. Образ строится на основе тончайшего линейного рисунка и сочетания звучных, интенсивных и чистых цветовых пятен. Миниатюра – это живопись без светотени. В этом искусстве чувство цвета - один из главных элементов эстетического воздействия миниатюры – не­обычайно изощренное.

При всей своей изобразительной условности миниатюра достигла огромной художественной выразительности, раскрывающей жизненное содержание в глубоко поэтичных образах. Значение миниатюры далеко не исчерпывается высо­кими декоративными качествами – великолепным колоритом, превосходной композицией, гибкостью рисунка. В интенсивности красочных пятен, музы­кальности ритма линий миниатюры проявляется реальное, чувственное, радостное ощущение жизни. Мир предстает в своем праздничном аспекте – это роскошный сказочный сад, то в нежной бело-розовой пене цветущего миндаля, то в багряно-желтом уборе как бы трепещущих от ветра листьев. Это розовые, голубые, сиреневые, золотые, покрытые пестрым ковром цветов лужайки, гро­моздящиеся скалы, подобные застывшим кускам драгоценной лавы, серебрис­тые ручьи, ярко-синее или золотое небо с затейливо бегущими облаками. Люди в ярких одеждах, звери и птицы с любовно переданными их повадками, богатые, украшенные узором здания, отмеченные тонким вкусом предметы утвари - все это, связанное воедино композиционным и цветовым ритмом, создает целост­ный образ, проникнутый светлой радостью жизни.

В сюжетах некоторых миниатюр, в их сложной символике несомненно сказы­вались мистические (суфийские) тенденции ислама. Но преувеличенная спиритуализация внутренней жизни человека, характерная во многом для искусства Византии и западноевропейского Средневековья, была в целом чужда восточной миниатюре. Часто вложенный в нее мистический смысл воспринимался только рассудочно, а не эмоционально-образно, в то время как весь ее художественный строй рождал чувство жизненной полноты и богатства земного реального бытия.

Наряду с условно-декоративной тенденцией в искусстве миниатюры развивалось и другое направление, для которого были характерны расширение сюжетного и тематического круга, убедительность реального изображения, передача бытовых подробностей, интерес к конкретной натуре, в частности, к человеку. Однако поиски нового не выходили здесь из рамок той условной выразительнос­ти и повышенной декоративности, которые были присущи всему образному строю средневековой восточной живописи. Так в единстве традиционного и нового, фантастического и реального, идеально-отвлеченного и конкретно-жизненного развивалось искусство миниатюры Востока, принадлежащей к выдающимся достижениям мировой художественной культуры.

В наследии мусульманской культуры важная роль принадлежала произведени­ям прикладного искусства и художественных ремесел. На территории арабского Халифата существовало много процветающих центров, в которых производилась керамика, оружие, изделия из металла и стекла, ткани. Изделия декоратив­но-прикладного искусства отличались высоким вкусом и изысканной красотой, это и позволило ему занять важное место в истории художественной культуры.

В произведениях прикладного искусства эстетическое качество, красота в значительной мере зависят от понимания специфики материала, от умения художников использовать его природные качества, заставляя их в процессе творческой обработки звучать по-новому. Вместе с тем произведениям прикладного искусства свойственна особая, иногда очень сложная архитектоника, в основе которой лежит органическое слияние в одно художественное целое пластической формы вещи и украшающего ее узора. При достижении этого единства простой бытовой предмет превращается в подлинное произведение искусства, функционально удобная форма становится красивой, а нанесенный на ее поверхность узор воспринимается как совершенно необходимый. Именно такими высокими художественными качествами отличается прикладное искусство арабского Востока.

Среди произведений искусства народов этого региона в первую очередь должны быть названы превосходные ковры и ковровые изделия. В декоре этих изделий преобладают геометрические орнаменты, растительные узоры и надписи. Но часто художники изображали людей, животных, нередко к созданию рисунка для ковров, тканей, других изделий привлекались художники-миниатюристы. Особой популярностью пользовались знаменитые персидские ковры, для изготовления которых требовался труд множества людей в течение долгих месяцев. Они удивляли гармонией цветов, тонкостью рисунка, но в то же время мягкостью ворса.

Персидские ковры широко известны европейцам с XVI в. С этого времени об­раз «персидского ковра» стал самым ярким выражением декоративного искусства арабской средневековой культуры. Ковры ткали практически во всех областях арабского мира, но самыми лучшими и дорогостоящими были созданные в придворных мастерских иранских (персидских) шахов. Персидские ковры исключительно разнообразны. Они различаются по месту изготовления, по назначению, по характеру изображений. Их ткали из лучших сортов овечьей, иногда верблюжьей шерсти, а самые дорогие – из шелка. При их изготовлении применялись только натуральные красители – кожура грецкого ореха, гранат, кашениль, индиго.

Персидские ковры до настоящего времени славятся красотой цвета. Удиви­тельна гармония их сильных, ярких, насыщенных и в то же время ласкающих глаз красок, изысканность сочетания оттенков. Ворс ковра не только придает плотность и массивность фактуре, но и сообщает поверхности особый бархатистьтй нежный отлив. Образ каждого ковра был сугубо индивидуален, обладал особым тональным звучанием, то солнечно-золотистым, то серебристо-зеленым, то сине-малиновым, то желто-красным. Все элементы цветовой и линейной композиции выступали в нерасторжимом единстве и покрывали ковер необычайно сложной и изощренной системой узора. Господствующим элементом в сюжете был тончайший растительный орнамент с гибкими, мягко переплетающимися формами. Композиция ковра представляла собой обычно широкое прямоугольное центральное поле с полосой бордюра, образующего четкую раму. Распреде­ление узора имело то характер густой, заполняющей всю поверхность поля сетки, то было построено по принципу медальонного решения. В этом случае центр ковра занимает крупный медальон, четвертая часть которого повторена в каж­дом углу среднего поля. Все композиции рождали поэтическое представление о сказочно прекрасном многообразии реального мира.

Архитектура

Образование Халифата привело к широкому размаху строительства. Возводились различные типы построек: как куль­товые (мечеть, минарет, медресе), так и светские сооружения - караван-сараи и крытые рынки, роскошные дворцы пра­вителей и знати, укреп­ленные цитадели, горо­дские стены с башнями и воротами, величествен­ные мосты и другие по­стройки.

В культовой архитек­туре самым распростра­ненным типом сооруже­ния была мечеть- «место для поклонения». Считает­ся, что прототипом ме­чети явился дом Мухам­меда в Медине, огороженный двор которого имел с южной стороны навес, укрепленный на пальмовых стволах. Классический тип арабской мечети, которую называют колонной, или дворовой, представляет собой прямоугольный участок, огороженный высокой стеной. Основным элементом композиции яв­ляется двор, окруженный аркадой на колоннах или столбах. Колонны чаще все­го расположены в несколько рядов, в сторону киблы (направление на Мекку), они образуют обычно глубокий колонный зал. Киблу отмечает также специаль­ная, украшенная надписями и орнаментом ниша - михраб. Рядом с мечетью возвышался минарет - высокая круглая башня с купо­лообразным завершением. Для зодчих, возводивших мусульманские культовые здания, образцом, естественно, являлись большие столичные мечети - в Дамас­ке, Самарре. Однако в различных областях Халифата строители широко исполь­зовали местные, привычные для народа традиционные приемы и архитектурные формы. Поэтому тип колонной мечети в каждой из арабских стран получил своеобразную интерпретацию.

Блистательными образцами арабской архитектуры являются дворцовые комп­лексы, которые включали дворцы, крепость, мечети, жилые дома, бани, склады, кладбище и сады. Дворцовые помещения группировались вокруг центрального двора, откуда можно было пройти в парадный зал и жилые помещения, располо­женные вокруг внутренних двориков.

Одним из лучших памятников мусульманской архитектуры стал дворцовый ансамбль близ Гранады – Альгамбра (от араб. аль-Хамра - «красная»). На запад­ном склоне холма расположена его самая старая часть – Алькасаба (от араб, кас-ба - «крепость»). Сама Алькасаба входит в общую оборонительную систему, плотным кольцом длиной 1400 м замыкающую холм. Северная часть комплекса была укреплена наиболее сильно, поскольку здесь расположены дворцовые зда­ния. Покои и помещения для личных приемов сконцентрированы вокруг боль­ших открытых дворов – Львиного и Миртового. Башни ансамбля вырастают на гребне обрывистого ущелья. Главенствует среди них квадратная башня Комарес, высотой 45 м. В оформлении интерьеров были использованы разноцветный мрамор, мозаика, керамические изделия, раскрашенный алебастр. Все это отра­жается в воде фонтанов.

Задача зодчего Альгамбры заключалась в использовании всех доступных ему средств для создания роскошного, поражающего богатством своих интерьеров дворца, предназначенного и для пышных приемов, и для интимной жизни вос­точного правителя. В архитектуру дворца органично включены вода и зелень. Идущая древними подземными водопроводами холодная и чистая вода снабжает весь дворец, его бассейны и фонтаны, пробегает светлыми ручейками в специ­альных желобках, устроенных в мраморных плитах пола, и выходит в сад и в го­род, наполняя его улицы тихим журчанием. Во дворце бьющие из фонтанов сверкающие струи оживляют и дополняют вертикальный ритм колонн. Их отра­жение в зеркальной поверхности водоемов еще более усиливает впечатление легкости и хрупкости архитектурных форм. Своды и стены дворца покрыты огромным количеством красочных декоративных украшений — сталактиты спускаются со сводов; на стенах, арках и карнизах развертываются виртуозно ис­полненные арабески; игра света и теней в ячейках сталактитов, во множестве ко­лонн, полуколонок, арок и карнизов придает интерьеру дворца сказочный, фан­тастический облик.

В Средней Азии и Иране наряду с колонной мечетью появились четырехайванные ансамбли, архитектуру которых позднее стали воспроизводить и в свет­ском строительстве. Айван - это сводчатый куполообразный зал, открываю­щийся во внутренний двор мечети или медресе. Вход в него образуют мощные пилоны, соединенные арками. Айваны возводились в мечетях со стороны, обра­щенной к Мекке. Это, очевидно, заложило основу четырехайванной мечети (и других культовых и гражданских зданий). Она представляла собой большое сооружение с квадратным или прямоугольным внутренним двором. К середине каждой из его сторон в виде глубокой сводчатой ниши выходил айван. Стены двора между айванами были решены в виде аркад, возведенных в один или два яруса. Снаружи вся постройка была замкнута глухой стеной, над которой видны лишь верхушки айванов. Рядом с мечетью возвышались минареты, представлявшие собой высокие, тонкие, круглые в сечении башни с балкончиком. Муэдзин, сообщавший о времени молитвы, поднимался туда по винтовой лестнице, заключенной внутрь башни.

Византийская традиция строительства крестово-купольных храмов была ис­пользована арабскими зодчими при строительстве медресе (араб. Мадрасе - «изучать») и мавзолеев. Они имеют форму куба, на котором возвышается купол.

Сохранилось много мавзолеев, построенных над могилами особо почитаемых лиц. Среди них - мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, построенный в начале XV в. В его архитектуре доминирует огромный ребристый купол, нависающий над высоким цилиндрическим барабаном. Нижняя часть здания представляет собой восьмигранник. Пропорции постройки таковы, что на долю купола и барабана приходится более половины общей высоты здания. Купол покрыт узором из голубых и синих изразцов, не менее великолепно украшен и барабан. Пышное решение интерьера контрастирует со строгим надгробием Тимура. Архитек­тура мавзолея отличается своеобразием форм, гармонией пропорций и соверше­нством конструкции.

Однако самым известным памятником архитектуры этого типа является мав­золей Тадж-Махал в Агре (Индия), построенный Шах-Джаханом в память люби­мой жены. Квадратный в плане, со скошенными углами, он перекрыт пятью куполами. Общая высота мавзолея около 75 м. Два здания из красного песчаника по сторонам белоснежного мавзолея, кипарисовый сад с водоемом, каналами и фонтанами создают гармоничный и прекрасный архитектурный ансамбль.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: