double arrow

Арабо-мусульманская культура

Скажи: «Если бы собрались люди и джинны, чтобы сделать подобное этому Корану, они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим помощниками».

Коран 17:90

Ислам родился в Аравии VII-го века – родоплеменном обществе, разделённом на множество отдельных племён и племенных союзов, ведущих кочевой или осёдлый образ жизни. Первые назывались жителями пустыни (бедуинами, от араб. бадиа – пустыня), вторые обитали в оазисах и занимались земледелием и торговлей. Вне зависимости от образа жизни араб мыслил социальными категориями рода и племени, для него не существовало понятия государства и царя-правителя, обладающего единоличной властью. К последнему арабы относились презрительно, подчеркивая собственную свободолюбивость и дух родового коллективизма. Ядром племени был род, представляющий собой семью с большим количеством сыновей. Во главе племени стоял сейид, как правило, происходящий из одного и того же рода. Он выполнял функции вождя, заботясь о соплеменниках в мирное время, и военного предводителя во время стычек между племенами и набегов. Власть сейида держалась скорее на авторитете и добровольном подчинении соплеменников. Человек не осознавал себя самостоятельным индивидом. Род давал кров и защиту, но поглощал индивидуальность. Покушение на жизнь или честь одного араба считалось посягательством на весь род в целом, который согласно обычаю имел право кровной мести. Поэтому самым тяжелым наказанием для провинившегося было отлучение от племени, что равнозначно смертному приговору – такой человек выпадал из общества и терял его покровительство, за его убийство мщения не предусматривалось. В Западной и Центральной Аравии, где родился ислам, за 16 веков проживания арабы так и не создали государства. Самым крупным политическим объединением, которое знали бедуины был союз племен, который носил неустойчивый, временный характер. Единственный древнейший центр государственности и развитой цивилизации на Аравийском полуострове располагался в Южной Аравии (Йемен и Хадрамаут), ко времени рождения ислама пришедший в упадок.

Основателем новой монотеистической религии был выходец из купеческой среды города Мекка – Мухаммад (ок. 570–632). Мекка – древний культовый и торговый центр Аравии. Выросшая из караванной стоянки возле целебного источника Замзам, с древнейших времен она считалась заповедной территорией, где запрещалось охотиться и проливать кровь. Особое квадратное строение Кааба (араб. куб), построенная около источника, служила святилищем языческих богов. Раз в год в Мекку совершались паломничества, там проводились религиозные церемонии и общеарабские ярмарки. На это время, в течение четырех священных месяцев запрещалось вести войну.

Мухаммад принадлежал к одному из родов могущественного мекканского племени курайшитов, однако происходил из обедневшей семьи и рано осиротел. В сорокалетнем возрасте Мухаммад осознал свою пророческую миссию, когда ему стало ниспосылаться божественное откровение. В первый раз ему явился ангел со свитком священного писания с приказом «читай!». Не будучи грамотен, Мухаммад запоминал обращенные к нему слова на слух. Из отдельных стихов к концу жизни пророка сложился единый Коран (араб. чтение), в основном передававшийся изустно. Позднее, уже при халифе Усмане, откровения были записаны и составили священную книгу мусульман.

Начав открытую проповедь, Мухаммад призывал арабов отречься от языческих богов и обратиться к почитанию единого и единственного Бога. Он проповедовал о воскрешении мёртвых и Страшном Суде, воздаянии за земные поступки адским огнём или райским блаженством. Все эти идеи были созвучны библейским религиям, с которыми была знакома часть местного населения (евреи, исповедующие иудаизм, и арабы, принявшие христианство), но совершенно чуждо мировоззрению арабов-язычников, привыкших к обожествлению природных сил и почитанию родоплеменных богов. Мысль о возможности воскрешения человека в прежнем облике вызывала у них лишь скептические усмешки. Племенная аристократия курайшитов восприняла проповедь новой веры как угрозу обычаям своих предков. Из-за смертельной опасности, нависшей над жизнью Мухаммада после около двенадцати лет мирной проповеди пророку пришлось эмигрировать из родного города в оазис Йасриб в 622 г. (впоследствии названный Мединой, сокращение от Мадинат ан-Наби – «Город Пророка»). Это событие получило название хиджра (переселение) и положило начало мусульманскому календарю. В Медине сформировалась крепкая мусульманская община, глава которой выступал арбитром в межплеменных спорах. В размежевании с иудейской и христианской традициями окончательно сложился мусульманский культ.

Мухаммад не считал, что создает новую религию. Наоборот, он воспринимал ислам как возрождение забытого единобожия времен ветхозаветного Авраама, общего прародителя арабов и евреев. На раннем этапе он ожидал особенного сочувствия к своей вере от аравийских иудеев. Не случайно первой киблой (направлением, в сторону которого обращен верующий при молитве) был установлен Иерусалим. Казалось, что иудеи не в пример христианам сохранили единобожие в более чистом виде и именно они готовы принять нового пророка. В самом Коране существует множество укоров в отношении христианского учения о Святой Троице, трёх лиц (ипостасей) единого Божества. Для ислама Иисус Христос – всего лишь пророк, но не Сын Божий. Коран учил, что у Аллаха нет ни сыновей, ни дочерей и нельзя Ему придавать сотоварища. Абсолютный монотеизм ислама совпадал с иудейским учением о Боге. Однако, не найдя отклика в иудейской среде, враждебно отнесшейся к Мухаммаду, ислам полностью отмежевался от иудаизма. Киблой стала Кааба – мусульманская святыня в Мекке. Днём соборной молитвы в мечети, завершающим неделю, была объявлена пятница (выходной день у иудеев – суббота, у христиан – воскресенье).

После серии войн между мусульманами и мекканцами, незадолго перед своей кончиной Мухаммад завоевал Мекку и очистил Каабу от языческих идолов. Мусульманская община, созданная Мухаммадом, очень быстро превратилась в государственное образование, которое после смерти пророка получило название халифат. Во главе государства стоял халиф, считавшийся заместителем пророка в деле руководства общиной. Соответственно, в руках халифа сосредотачивалась высшая светская и религиозная власть, что придавало теократический характер государству.

Ислам возвысил арабов до более высокого уровня социального и политического самосознания. С признанием новой веры арабы и все многочисленные народы, принявшие ислам в ходе арабских завоеваний, стали мыслить себя прежде всего членами единой религиозной общины, а уже потом представителями конкретной нации, племени, рода. В своей проповеди Мухаммад объявил, что все мусульмане равны перед Аллахом, вне зависимости от генеалогического и социального происхождения, различие между ними только в степени благочестия. Язык Корана – арабский, стал официальным языком государства и средством межнационального общения. Множество покоренных народов (иранских, тюркских и др.) добровольно приняло ислам и влилось в единое пространство мусульманской культуры, сохраняя свои региональные и этнические отличия. Их совместными усилиями была создана богатая и уникальная арабо-мусульманская культура.

Классическая мусульманская культура существовала с VII по XVI в., с утверждения ислама и пророческой миссии Мухаммада до падения Аббасидского халифата. Время правления первых, «праведных халифов» Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (632–661) считается золотым веком халифата. В этот период элита строго хранила заветы пророка, а мусульманская община сохраняла единство. Концу правления последнего халифа предшествует смута, противостояние между Али и наместником Сирии Муавией, основателем династии Умаййадов (661–750). Если первые правители мусульманского государства были выборными лицами, то Муавия, придя к власти, ввел принцип наследования власти. Центр халифата переместился в Дамаск. После гибели Али единая община испытала раскол на суннитов и шиитов, ростки которого можно было заметить ещё раньше. Последние придерживались представления о наследственном характере власти халифа, считая что пророку могут наследовать только прямые родственники из семьи Али, двоюродного брата и зятя Мухаммада. В отличие от суннитов шииты не признавали выборного принципа, будучи убежденными что семья пророка отмечена особой благодатью самим Богом.

Умело используя шиитские оппозиционные настроения, род дяди пророка сверг Умаййадов, основал новую династию Аббасидов (750–1517). Столицей арабского государства стал Багдад. При Аббасидах арабо-мусульманская цивилизация достигла зенита своего могущества, её территория простиралась от Северной Африки до Средней Азии и Индии. Один из уцелевших отпрысков рода Умаййадов создал самостоятельное государство в Испании – Кордовский эмират, оказавший значительное культурное влияние на Европу. При Аббасидах наступил период культурного подъема, расцвета науки и искусства. После нашествия монгол в XIII в. Багдадский халифат был разрушен, Аббасидский халиф переехал в Египет под опёку мамлюков и стал номинальной фигурой. Династия окончательно пресекла своё существование после выхода на историческую сцену турок, завоевавших Египет в XVI в. и основавших Османскую империю, султан которой присвоил себе халифские полномочия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: