Практические аспекты маржинального учета

Маржинальный учет позволяет не только строить прогноз объема продаж на основе статистических данных, но и прогнозировать уровень покрытия постоянных затрат, то есть оценить уровень чистой операционной прибыли на конец месяца уже в середине месяца. Однако следует сказать, что к затратам периода следует относить только постоянные затраты, так как отнесение переменных сбытовых и административных расходов по классической схеме искажает прогнозную и учетную модель в случаях, когда переменные сбытовые и административные расходы имеют в структуре затрат высокую долю. Высокий уровень переменных сбытовых затрат характерен для видов деятельности связанной с большими объемами логистики, когда стоимость доставки может существенно влиять на себестоимость.

В данном случае задача информационной системы предприятия заключается в сборе оперативной информации о стоимости погрузо-разгрузочных работ, стоимости доставки, как для планирования себестоимости предполагаемой сделки, так и для расчета фактической себестоимости. Таким образом сравнительная классификация затрат выглядит следующим образом.

Актуальность темы маржинального дохода хорошо раскрыта в книге Института типовых решений «Потери заказчика на проектах ИТ – о чем молчат «автоматизаторы»?» см. главу 3: "Какую продукцию производить выгоднее? О маржинальном подходе"

Приведу довольно сжатый текст из главы:

На одном из наших проектов мы наблюдали любопытную картину – финансовый директор никак не мог договориться с начальником ПЭО о том, до каких пределов можно снижать цену реализации конкретной продукции для безубыточности продаж.

Начальник ПЭО в данном прецеденте доказывал, что отпускная цена (без НДС) не может быть ниже этой себестоимости, и менеджеров продаж, которые допускают снижение отпускной цены ниже этой границы, нужно депремировать.

Финансовый директор отстаивал противоположную точку зрения.

Он настаивал, что во внимание нужно принимать не только цену, но и объем продаж каждого менеджера.

Наверное, вы уже догадались, что финансовый директор был сторонником оценки маржинальной прибыли. А начальник ПЭО не понимал принципиальной разницы между маржинальным доходом и общей прибылью от реализации.

Маржинальный подход дает мощную базу для принятия управленческих решений по ассортименту, объему реализации, ценообразованию, направлениям реализации, мотивации менеджеров!

Для того чтобы знать маржинальный доход в разрезе номенклатуры продукции – надо рассчитать производственную себестоимость по переменным затратам на единицу номенклатуры продукции и сумму коммерческих расходов на ее реализацию.

Вывод:

Для использования маржинального подхода и принятия решений на основе маржинального анализа типовое решение 1C должно рассчитывать отдельно от бухгалтерского учета фактическую себестоимость продукции по переменным затратам для каждой номенклатуры и фактические переменные коммерческие расходы по каждой операции реализации (а следовательно – по каждому складу продукции, номенклатуре, менеджеру, контрагенту, сегменту рынка).

Источники:

1. Рей Гаррисон, Классика МБА, «Управленческий учет» 13-е издание.

2. Потери заказчика на проектах ИТ – о чем молчат «автоматизаторы»?

3. Анализ безубыточности

Основными задачами CVP - анализа являются:

1. расчет объема реализации, при котором обеспечивается полное покрытие затрат – точка безубыточности (порог рентабельности);

2. исчисление объема реализации, обеспечивающее при прочих равных условиях получение необходимой суммы прибыли;

3. аналитическая оценка объема реализации, при котором предприятие может быть конкурентоспособным (запас финансовой прочности);

4. определение цены на продукцию, позволяющее обеспечить спрос и прибыль на запланированном уровне;

5. осуществление выбора наиболее эффективных технологий производства;

6. осуществление принятия оптимального производственного плана.

Допущения CVP - анализа:

1. издержки обоснованно должны подразделяться на постоянную и переменную часть;

2. постоянные расходы остаются неизменными в зависимости от объемов производства в пределах доверительного диапазона производства;

3. переменные расходы в указанных пределах прямопропорционально зависят от объема производства;

4. существуют неизменные цены на реализованную продукцию – с одной стороны, и цены на потребляемые производственные ресурсы – с другой стороны;

5. ассортимент изделий постоянный;

6. в производственной компании величина запасов не изменяется. Объем производства примерно равен объему реализации;

7. эффективность деятельности предприятия остается неизменной.

Основными элементами CVP - анализа являются:

1. Критическая точка;

2. Коэффициент покрытия;

3. Запас прочности;

4. Структура продаж;

5. Структура затрат;

6. Операционный рычаг;

7. Эффект финансового рычага.

Подробнее см Рей Гаррисон, Классика МБА, «Управленческий учет» 13-е издание. Глава 6. «Взаимосвязь величины затрат объемов деятельности и прибыли»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: