Огневодные заграждения

 

Одним из самых эффективных видов искусственных инженерных препятствий являются огневодные заграждения, используемые в качестве противодесантной обороны. Военные специалисты рассматривают создание ог- неводных преград в качестве одного из важных элементов оперативного оборудования территории.

Огневодные заграждения образуются путем воспламенения разлитых на поверхности воды горючих жидкостей (нефть, нефтепродукты и т. п.) или смесей (напалм и др.).

Такие заграждения характеризуются высокой температурой горения (›1000°С), свойством налипать на различные поверхности (десантно-высадочные средства), высокой концентрацией окиси углерода, наличием сильных воздушных потоков, образованных вследствие недостатка кислорода и втягивающих переправочно-десантные средства в зону горения. Согласно оценке военных специалистов, минимальная толщина пленки горючей жидкости на воде, обеспечивающая воспламенение, со- ставляет для бензина 0,6мм (расход бензина 0,6 л на 1 м поверхности), для нефти 3 мм (3 л на 1 м 2). Интенсивность горения пленки нефти и нефтепродуктов в среднем около 1 мм/мин. Поданным исследований, наибольший эффект поражения достигается при создании очагов горения на расстоянии друг от друга не более 50 м.

Известны случаи использования зажигательных средств для устройства заграждений на воде в период Второй мировой войны. Так, в конце 1940 г. англичане с целью защиты от высадки немецкого десанта уложили под водой, вблизи некоторых участков побережья, трубы с горючей жидкостью (нефтью). В нужный момент жидкость могла быть выпущена на поверхность и воспламениться. Однако боевой проверки это средство не получило.

Во время обороны Севастополя в 1941-1942 гг. наступавшие немецкие войска были неожиданно остановлены стеной огня горевшей в бетонной канаве жидкости, поступавшей туда по трубам.

Сами немцы использовали огневодные заграждения довольно ограниченно и фактически только в конце войны, когда вермахт вел жестокие оборонительные бои. К тому же этому способствовала географическая ситуация; союзники (как советские, так и англо-американские войска) наступали вдоль морского побережья и поперек направления течения многочисленных рек, последовательно их форсируя. В этих условиях огненные преграды на воде оказались для немцев очень кстати.

В прессе приводились сведения о подготовке армии США к созданию в Западной Европе огневодных заграждений, образуемых путем сброса в воду имеющихся запасов нефти и нефтепродуктов, расположенных вдоль внутренних водных путей. При этом рассматривались следующие способы образования этих заграждений; выпуск горючей жидкости из резервуаров нефтебаз, разрушение нефтепроводов в месте пересечения ими водных преград, подрыв танкеров и эластичных емкостей, служащих для транспортировки нефтепродуктов по водным путям. Для воспламенения разлитой по поверхности воды горючей жидкости предполагается использовать стандартные воспламенители, применяемые войсками армий НАТО в огневых фугасах, баках и авиабомбах, снаряженных напалмом, а также электровоспламенители, ранцевые и танковые огнеметы.

В армиях Запада в последнее время большое внимание уделяется исследованию возможностей применения горючих жидкостей на основе нефтепродуктов. В частности, военные специалисты планируют использовать сырую нефть или другие легковоспламеняющиеся жидкости для устройства так называемых огневодных заграждений, принцип действия которых основан на горении нефтепродуктов, разлитых на поверхности водной преграды (реки, канала и т. п.), которую предстоит преодолеть противнику.

Вопросы, связанные с созданием огневодных заграждений, военные специалисты разрабатывали еще во времена Второй мировой войны. Однако ограниченные запасы нефти и нефтепродуктов не позволили в тот период применить такие заграждения в широких масштабах на Европейском театре войны. В основном этот тип инженерных заграждений использовали (в ограниченных количествах) гитлеровские войска на заключительном этапе войны, когда вермахт вел в основном оборонительные бои, а направление наступления союзников происходило в поперечном направлении относительно русел крупнейших рек, расположенных в зоне боевых действий.

В послевоенный период в странах Западной Европы потребление нефти и нефтепродуктов значительно увеличилось. Росли и их запасы, что позволило по-новому оценить возможности устройства огневодных заграждений на Европейском театре войны.

Почти все нефтеперерабатывающие заводы и значительная часть нефтебаз в Европе размещены по берегам рек и каналов: во Франции 17 из 19 действующих нефтеперерабатывающих заводов, в ФРГ 28 из 30, в Нидерландах – все нефтеперерабатывающие заводы.

Магистральные нефтепроводы, резервуарные парки нефтебаз и наливные суда, по взглядам военных специалистов, могут быть использованы для сброса нефти и нефтепродуктов на водную преграду с целью создания огне-водного заграждения. Не исключена также, по их мнению, возможность применения специальных систем для создания огневодных заграждений на важных в стратегическом отношении водных рубежах.

В зависимости от конкретных условий сброс нефти и нефтепродуктов на водную поверхность предполагается осуществлять двумя основными способами: включением насосного или компрессорного оборудования или подрывом стенок резервуара, трубопровода, танкера и т. п.

По мнению военных специалистов, успешному использованию нефтепроводов для сброса нефти на воду в значительной мере способствует наличие большого количества переходов трубопроводов через водные преграды. Так, трансальпийский нефтепровод на пути Триест- Инголыптадт пересекает 166 водных преград, в том числе такие реки, как Изонцо и Тальяменто в Италии, Гейл, Драва, Зальцах и Инн в Австрии, Изар и Дунай в ФРГ. Почти все переходы этого трубопровода – подводные, заглубленные ниже линии размыва речного дна. Через крупные водные преграды трубы подводного перехода укладываются в специально сооруженных тоннелях. Южноевропейский нефтепровод, например, на участке перехода через р. Дюранс уложен в тоннеле длиной 760 м, высотой 2,4 м и шириной 1,8 м. Нередко встречаются переходы и других типов: по эстакаде или специально сооруженному мосту, в виде самонссущего моста-трубопровода.

По мнению специалистов, подрыв стенок трубопровода на участке перехода через водную преграду дает возможность управлять сбросом нефти и нефтепродуктов на водную поверхность даже при автоматизированной системе управления работой трубопровода, останавливающей насосные станции при возникновении аварийной ситуации. Переход на ручное управление позволяет оператору центрально-диспетчерского пункта осуществлять подачу продукта к месту разрыва трубопровода.

Военные специалисты считают, что сброс на воду нефти или другой легковоспламеняющейся жидкости из береговых резервуаров и танкеров (или наливных барж) в зависимости от принятого способа может быть как неуправляемым (при подрыве), так и управляемым, т. е. осуществляться с помощью табельного или передвижного насосно-компрессорного оборудования.

Изучению процессов растекания нефтепродуктов по поверхности воды и горения пленки разлитой горючей жидкости уделяется большое внимание, особенно в плане борьбы с загрязнением водной поверхности. В этих исследованиях принимают участие и военные специалисты. В опубликованных материалах указывается, что на процесс растекания горючей жидкости по поверхности воды оказывают влияние количество разлитой жидкости и ее физико-химические свойства, скорость течения воды, скорость и направление ветра. В начальный момент времени после сброса на воду горючей жидкости процесс растекания ее происходит довольно интенсивно, так как определяется в основном действием гравитационных сил. В дальнейшем этот процесс замедляется и происходит под преобладающим влиянием сил поверхностного натяжения на границе раздела двух сред: нефтепродукт- воздух и нефтепродукт-вода. Вязкость нефтепродукта весьма незначительно влияет на процесс его растекания по поверхности воды. Ход процесса растекания определяется расчетами. Так, по сообщениям японской печати, при экспериментальной проверке расчетных данных 1000 т нефти, вылитые в море, распространились за 6 ч в радиусе 500 м.

Специалисты считают, что перемещение пленки нефтепродуктов по реке или каналу и их растекание происходит под влиянием поверхностной скорости течения воды. На эти процессы оказывают влияние сила и направление ветра. Исследованиями установлено, что дрейф нефтяных полей происходит со скоростью, составляющей 3-4% от средней скорости ветра в приводном слое. Минимальная толщина пленки колеблется от 6-15 мм для легких нефтепродуктов (бензин, газойль, машинное масло) до 20-25 мм для нефти. Толщина пленки нефти на морской воде, особенно после эмульгирования нефти, достигает 80-90 мм и более. Толщина пленки загущенных нефтепродуктов может быть еще большей.

Поджигание разлитой нефти или другой горючей жидкости планируется производить с помощью фосфорной или натриевой гранаты, электровоспламеняющего устройства, огнемета или другим способом. По расчетам военных специалистов, характер воспламенения пленки зависит от концентрации паров горючей жидкости в приповерхностном слое. При высокой степени концентрации может происходить детонационное воспламенение горючей жидкости. Если концентрация паров горючей жидкости невысока, то распространение фронта пламени по поверхности разлитой жидкости происходит с небольшой скоростью (порядка нескольких десятков сантиметров в секунду). Скорость и направление ветра также оказывают влияние на скорость распространения фронта пламени. Считается, например, что при встречном ветре со скоростью 1,25 м/с огонь практически не распространится по пленке нефти, перемещаемой по реке со скоростью течения воды 0,8 м/с. По мере испарения легких фракций нефти условия воспламенения пленки затрудняются. Поданным некоторых исследований, поджог разлитой нефти становился невозможным уже после 6 ч пребывания ее на поверхности моря. В других случаях нефть легко поджигалась даже на вторые сутки.

На воспламенение горючей жидкости оказывает влияние и толщина ее пленки на поверхности воды. При толщине пленки бензина менее 0,6 мм, а нефти менее 6 мм поджечь их без применения специальных средств (порошков, древесных опилок, стеклянных шариков и т. п.) не удавалось. Время горения зависит от толщины пленки и интенсивности выгорания данного вида горючей жидкости с открытой поверхности. В опытах английских и западногерманских ученых, исследовавших процесс горения сырой нефти, разлитой в прудах, время горения пленки нефти толщиной 20-25 мм составляло немногим более 20 мин. В опытах японских исследователей нефть, вылитая в море в объеме 78 000 м 3, после растекания поджигалась и горела в течение 14 мин. Максимальные высота пламени и теплоизлучение отмечались уже после 3 мин. с момента поджога.

В материалах исследований указывается, что высота пламени при очаговом горении достигает 6 м и более. В зоне сплошного горения пленки на больших площадях (более 4000 м 2) высота пламени часто не превышает 1,5 м, главным образом ввиду затруднения притока кислорода воздуха в зону горения. Температура пламени при горении различных нефтепродуктов достигает 1000-1100°С. Высокая температура пламени обусловливает степень поражения личного состава, находящегося не только в зоне горения, но и на некотором удалении от нее.

Военные специалисты отмечают, что если на расстоянии 100-200 м от зоны сплошного горения возможно поражение верхних дыхательных путей различной степени, то уже на расстоянии 10м обугливается одежда личного состава. Недостаток кислорода (при содержании его в воздухе менее 15%) и высокая концентрация окиси углерода (более 0,5%) не позволяет живой силе противника преодолевать огневодное заграждение в промежутках между отдельными очагами горения. В этих промежутках образуются также мощные потоки воздуха, которые в состоянии «всосать» в зону горения некоторые виды переправочно-десантных средств.

Военные специалисты, помимо поражающих факторов огпеводного заграждения, отмечают большое психологическое воздействие внезапно возникающего на водной поверхности моря огня, приводящего людей в шоковое состояние.

Процесс горения нефти и нефтепродуктов сопровождается образованием сильно коптящего густого облака дыма, поднимающегося на высоту нескольких десятков и даже сотен метров. Ведение наземной разведки, а во многих случаях и разведки с вертолетов через такую дымовую завесу практически исключается. Становится невозможным визуальное прицеливание и применение систем оружия, использующих в системах наведения лазерное или тепловизионное оборудование.

В печати приводятся данные, которые свидетельствуют о подготовке в армиях некоторых государств к использованию огневодпых сооружений в будущих войнах. При этом изучается опыт Израиля, который, после захвата Синайского полуострова, построил специальную систему для создания огневодных заграждений по всей линии Суэцкого канала. Накануне ближневосточной войны 1973 г. (Октябрьская война, она же Война судного дня, она же Война Рамадана) израильтянами на восточном берегу канала была создана так называемая «Линия Барлева» (по фамилии бывшего начальника израильского генерального штаба) – полоса обороны глубиной 10-15 км.

Она состояла из системы опорных пунктов с оборудованными в них позициями и укрытиями для танков, орудий и минометов, а также из развитой системы траншей и ходов сообщения. Опорные пункты, между которыми устанавливались инженерные заграждения, прикрывались комбинированными проволочными минно- взрывными заграждениями. «Линия Барлева» включала также песчаные валы высотой 10-20 м, а также была подготовлена система огневодных заграждений по рубежу Суэцкого канала. Система предназначалась для слива горючей смеси в канал и создания «моря огня» в случае начала наступления египетских войск.

В ротных опорных пунктах израильских войск по берегу канала размещались защищенные валом песка резервуары. Эта система включала подземные резервуары емкостью по 200 т, трубопроводы обвязки, насосное и компрессорное оборудование, а также элсктровоспламе- нительные устройства. Горючее из резервуаров с помощью компрессоров сбрасывалось по трубопроводам диаметром 100 мм на поверхность воды и поджигалось с помощью электровоспламепителей.

Опробование системы в феврале 1971 г. показало ее эффективность. Выпущенная из одного резервуара легковоспламеняющаяся жидкость горела по всей ширине Суэцкого канала на участке протяженностью 120 м. Интенсивное горение жидкости продолжалось в течение 20 мин.

Вследствие высокой температуры отмечались случаи тления обмундирования у личного состава, находившегося на удалении около 50 м от зоны горения.

Но в боевых условиях эта система так и не была опробована. 6 октября 1973 г. внезапным захватом этих систем специально обученными подразделениями АРЕ удалось предотвратить применение израильтянами огневодных заграждений во время боевых действий. Б результате египтянам удалось форсировать Суэцкий канал и прорвать «Линию Барлева».

По мнению военных специалистов, на Европейском театре войны имеются большие возможности для создания огневодных заграждений. Войска основных европейских стран на учениях отрабатывают технику и тактику их применения и, в случае возникновения вооруженного конфликта, огневодные инженерные заграждения обязательно будут применяться обороняющейся стороной. Командование армий в своих планах предусматривает широко использовать огневодные заграждения, чтобы ограничить мобильность противника и создать условия для нанесения ему максимальных потерь в живой силе и технике.

Совсем недавно, во время конфликта в районе Персидского залива в 1991 г. войска Ирака использовали в своей системе обороны рвы, заполненные горящей нефтью. Но в современной высокоманевренной войне это не послужило заметным препятствием для американских войск, имеющих подавляющий технологический перевес. Поэтому этот пример не говорит о принципиальной слабости подобных заграждений, а всего лишь о той азбучной истине, что оборона эффективна и устойчива лишь при гармоничном сочетании различных систем оружия и методов ведения вооруженной борьбы, одним из эффективных видов которой и являются огневодные заграждения. Кстати, обширное горящее нефтяное поле, созданное Ираком в прибрежной части Персидского залива, послужило серьезным препятствием для войск противостоящей ему коалиции и послужило одной из причин отказа от десантной операции на иракское побережье.

 

Огонь-диверсант

 

Современная война приносит новые неожиданные конструкции и новые способы применения, новые эффективные комбинации зажигательных средств. Диверсанты-поджигатели уже около ста лет используют диверсионные зажигательные мины.

Наряду с перечисленными в предыдущих главах видами зажигательных средств практика войны ввела для вооружения современных армий и партизанско-диверсионных отрядов, оперирующих в тылу врага, специализированные зажигательные средства, применяемые вручную. Действие их подобно действию ручных зажигательных гранат. От последних они отличаются простотой устройства и воспламенения. К числу этих средств относятся; термитные шашки (обыкновенные и с замедлением), термитные патроны и термитные шары. Вот как были устроены и действовали диверсионные зажигательные боеприпасы середины ушедшего века.

Использовались как штатные зажигательные шашки, так и спецсредства, замаскированные под обычные бытовые предметы. Обыкновенная термитная шашка представляет брикет прессованного термита с вмонтированной в него звездкой воспламенения или с воспламени- тельным составом, запрессованным с основным термитным снаряжением в бумажной или картонной оболочке. К звездке или воспламенительному составу присоединяется небольшой отрезок (5-8 см) бикфордова шнура. Шашка воспламеняется наложением спички на сердцевину среза бикфордова шнура и последующим зажиганием ее путем трения намазкой спичечной коробки (обычная технология работы подрывника).

Шашка разгорается через 15-20 с и интенсивно горит, в зависимости от качества и рода снаряжения, в течение 45 с и даже до 1 мин.

Термитная шашка с замедлением может быть рассчитана на кратковременное (от 30 до 40 с) и долговременное замедление (от 30 до 60 мин). Шашки с замедлением могут быть с пиротехническим или химическим замедлением.

Пиротехнический замедлитель (отрезок бикфордова шнура) соответствующей длины обычно применяется для создания кратковременного замедления (несколько десятков секунд или 2-3 мин.).

Химический замедлитель дает замедление в несколько десятков минут и основан на действии серной кислоты, проедающей металлическую или иную диафрагму или просачивающейся через пористую диафрагму.

Шашка (общий вес 0,5 кг) представляет собой жестяную или картонную коробку, в которую впрессован термит. При прессовании снаряжения отпрессовывается отверстие для звездки воспламенения; она монтируется на отдельной жестяной диафрагме вместе с отрезком бикфордова шпура. По центру диафрагмы вырезано газоотводящее отверстие, заклеенное картонной крышкой; сбоку диафрагмы сделано отверстие (диаметром 7-8 мм), сквозь которое поверх диафрагмы выведен срез бикфордова шнура; отверстие и срез шнура обмазаны терочным составом. Другой конец шнура прикреплен к звездке воспламенения. После отпрессовки снаряжения смонтированная воспламенительная головка (диафрагма, бикфордов шнур и звездка воспламенения) вставляются в корпус шашки (звездка воспламенения точно входит в выпрессованное отверстие) и для герметизации подмазывается лаком. Поверх воспламенительной головки надевается жестяная крышка, которая обматывается изоляционной лентой для герметизации при долговременом хранении.

 

 

Термитная шашка с коротким пиротехническим замедлением: 1 – жестяная коробка; 2 – звездка воспламенения; 3 – крышка; 4 – картонный кружок, закрывающий газоотводящее отверстие; 5 – жестяная диафрагма, на которой смонтирована спираль бикфордова шнура; 6 – изоляционная лента; 7 – термитное снаряжение (прессованный термит); 8 – гнездо звездки воспламенения

 

Для зажигания шашки нужно снять крышку, провести намазкой спичечной коробки по терочной головке и шашку поставить или бросить на объект, который требуется зажечь. Через 30-40 с начинается воспламенение шашки; она интенсивно горит от 40 до 50 с.

Термитная шашка с долговременным химическим замедлителем представляет собой картонный цилиндр, заполненный термитной смесью. Для зажигания шашки с ее футляра снимают крышку, вынимают ампулу и вставляют ударник, затем нажимают до отказа ударник, ампулу вкладывают в держатель, футляр закрывают и шашку ставят в вертикальное положение (обязательно) в том месте, где желательно создать очаг огня. Подобная шашка воспламеняется через 30-40 мин. и горит интенсивно до 1 мин.

Термитный патрон представляет собой металлический или картонный цилиндр, заполненный термитной смесью с отдельной звездкой воспламенения или с запрессованным вместе термитным снаряжением и воспламенительным составом с коротким замедлителем (бикфордов шнур, стопин) или без него, с терочной головкой вверху.

Для воспламенения патрона вскрывают крышку; при трении намазкой спичечной коробки о головку патрона последний воспламеняется или немедленно, или с замедлением от 3 до 5 с. Патрон горит интенсивно до 1 мин, в зависимости от количества снаряжения и его рецептуры.

Термитный шар представляет собой шар, отпрессованный из термита одновременно с термитным запалом и покрытый особой воспламенительной рубашкой, загорающейся от трения (спичечная коробка). Обычно шары применяются весом от 100 до 300 г (диаметром 35 и 60 мм). Шар зажигается резким трением особой теркой или намазкой спичечной коробки по поверхности воспламенительной рубашки; загорается он через 2-3 с и горит, в зависимости от веса, от 30 с до 1 мин. Вместо воспламенительной рубашки в шар может быть впрессован запал, проходящий по его диаметру.

Зажигательные термитные шашки (обыкновенные и с замедлением), патроны и шары применяются для поджога зданий и дерево-земляных сооружений, складов с боеприпасами, фуражом, горючим, снаряжением и обмундированием, а также самолетов, автомашин, автоцистерн с горючим и для порчи оружия и прочей боевой техники противника.

Следует обратить внимание на многочисленные, искусно замаскированные зажигательные средства, применяемые агентурой для выполнения диверсионных актов.

Июль 1917 г. От причалов нью-йоркского порта в Англию отошел пароход, нагруженный оружием и боеприпасами. Но в английский порт назначения он не прибыл. Была получена только короткая радиограмма: «На пароходе пожар. Рвутся снаряды». И все. Пароход водоизмещением в пять тысяч тонн бесследно исчез в Атлантическом океане.

Пожар и гибель парохода были вызваны зажигательным устройством, которое по внешнему виду представляло собой сигару, подброшенную немецким диверсантом. Устройство «зажигательной сигары», сконструированной в 1915 г. немцем Вальтером Шеле, было очень простое. Ее свинцовый трубчатый корпус размерами с обычную сигару снаряжался сильным зажигательным составом и химическим взрывателем. Корпус адской машинки разделялся перегородкой на две половины. В одной половине находилась серная кислота, а в другой – реагирующая с серной кислотой и выделяющая при этом большое количество тепла смесь веществ (например, хлорноватистый калий, смешанный с сахарной пудрой). В нужный момент сигара приводилась в действие. После разъедания перегородки в «сигаре» происходила реакция взаимодействия этих веществ, сопровождающаяся взрывом и образованием пламени. И в том месте, где сигара находилась, возникал сильный пожар.

 

 

Термитный шар (натуральный размер): 1 – воспламенительная рубашка, загорается от трения намазкой спичечной коробки; 2 – термит (прессованный); 3 – термитный запал

 

Немецкая разведка широко применяла зажигательные «сигары» как во время Первой мировой войны, так и в последующий период между войнами.

Диверсионные зажигательные снаряды имели самую различную конструкцию и внешний вид. Изготовлялись они в виде карандашей, авторучек, папиросных коробок, даже инструмента и различных распространенных в обиходе предметов (известно применение зажигательных устройств, оформленных в виде молотка, гаечного ключа, рубанка и т. п.). С помощью таких снарядов только в США было взорвано и сожжено свыше 40 военных предприятий и 47 пароходов, нагруженных военными материалами. Широко применялись диверсионные зажигательные средства и во время Второй мировой войны.

Особо необходимо остановиться на искусно сделанном зажигательном средстве, известном под названием «синего карандаша», применявшегося германскими диверсантами в самых неожиданных случаях. Длина этого карандаша 175 мм, толщина 4,1 мм, вес 12,5 г. По виду он представляет собой обычный синий конторский карандаш. Содержимое «карандаша» состояло из целлулоидной трубки, наполненной смесью хлорноватокислого калия, органического вещества (сахар) и стеклянной ампулки, заполненной концентрированной серной кислотой. Ампулка заканчивалась капилляром на расстоянии 11 мм от тупого конца карандаша; здесь же находилось скрытое ударное приспособление в виде кнопки, разбивавшее ампулку от нажима пальца. Между этими двумя основными частями карандаша, именно целлулоидной трубкой со смесью хлората калия и сахара и ампулкой с серной кислотой, помещалась диафрагма из обожженной глины, рассчитанная на просачивание серной кислоты в известное время (10-30 мин.). Концентрированная кислота из разбитой ампулки, просочившись в установленное время сквозь диафрагму, вызывала немедленное воспламенение с образованием интенсивно горящего пламени, нацело уничтожавшего карандаш, независимо от того, был ли он окружен горючим материалом или нет. Этот карандаш, таким образом, не оставлял почти никаких следов на месте его применения. Такие карандаши обычно применялись для поджога складов хлопка, обмундирования, военных материалов, амбаров, элеваторов, а также для поджога фабрик, заводов, пароходов и т. д. Хранение и ношение таких карандашей никаких подозрений не вызывало. В этом зажигательном приборе был применен запал Кабальчика.

 

 

Зажигательная сигара Шеле: 1 – свинцовый корпус; 2 ~ серная кислота; 3 – хлорноватистый калий с сахарной пудрой; 4 – перегородка

 

Советский изобретатель А. Т. Качугин, один из соавторов «коктейля Молотова», в 1941 г. разработал для партизан диверсионное зажигательное средство, которое смогло заменить дефицитные и дорогие магнитные мины. Изготовленная Качугиным мастика походила па обычное мыло, ею даже можно было мыться, и поэтому не вызывала подозрений у немцев и полицейских на оккупированных территориях. В состав «партизанского мыла», кроме собственно мыла, добавляли фосфорные соединения – и это не случайно: отпадала нужда во взрывателях и воспламенителях. Партизаны прикрепляли мастику к вагонам, а когда поезд набирал скорость, фосфор начинал интенсивно окисляться под воздействием набегающего потока воздуха и загорался, поджигая мастику, а та развивала температуру более 1000°С, так что от этого жара полыхал и металл. При этом установить причину пожара, где и когда он занялся, было невозможно.

 

 

Схема устройства «синего» карандаша; 1 – карандашный графит; 2 – стенка карандаша из целлулоида или прессованной бумаги; 3 – двухсторонняя стеклянная колба с серной кислотой; 4 – рычаг для обламывания колбы; 5 – Бертолетовая соль и органическое вещество

 

Следует отметить, что применение зажигательных средств при диверсии обычно даст результат, значительно лучший по сравнению с использованием даже крупных зарядов взрывчатых веществ. Пожар может распространиться и причинять значительно больший ущерб, нежели взрыв. Кроме того, зажигательные снаряды обладают малыми размерами. Их легко замаскировать под окружающие предметы, и, так как они сгорают без остатка, бывает трудно выяснить, отчего произошел пожар: в результате случайности или диверсии.

 

 

Диверсионная термитная шашка с коротким пиротехническим замедлением: 1 – жестяная коробка, 2 – звездка воспламенения, 3 – крышка, 4 – картонный кружок, закрывающий газоот- водящее отверстие, 5 – жестяная диафрагма, на которой смонтирована спираль бикфордова шнура, 6 – изоляционная лента, 7 – термитное снаряжение (прессованный термит), 8 – гнездо звездочки воспламенения

 

Поэтому как в мирное, так и особенно в военное время на предприятиях, складах и в транспорте требуется исключительная бдительность с целью обнаружения и предотвращения действия диверсионных зажигательных средств. Всякий посторонний, лишний или оказавшийся не на месте предмет необходимо тщательно проверять. Только бдительность обслуживающего персонала (или личного состава, если угодно) может предотвратить возможный пожар и катастрофу.

 

Атомное пламя

 

Середина 40-х годов минувшего века была ознаменована величайшим открытием человечества – ученые-физики раскрыли тайну атомной энергии. Люди пока не знают более мощного источника энергии, чем энергия атомного ядра. Взрыв атомной бомбы, как известно, сопровождается воздушной ударной волной, интенсивным световым (тепловым) излучением и проникающей радиацией. Ядерный взрыв, точнее, его световое и тепловое излучение, обладает колоссальным зажигательным действием.

Потрясшие мир ядерные взрывы, произведенные американцами в августе 1945 г. над японскими городами Хиросимой и Нагасаки, мгновенно унесли жизни сотен тысяч людей.

Ранним утром 6 августа 1945 г. в 8.15 над Хиросимой вспыхнуло второе солнце. Это стратегический бомбардировщик США В-29 «Энола Гэй», названный так по имени матери командира экипажа полковника Поля Тиббстса, сбросил пятитонную атомную (урановую) бомбу «Малыш». По воспоминаниям американских пилотов, сбросившим А- бомбу на Хиросиму им в числе прочих заданий было приказано сосчитать пожары, вызванные взрывом атомной бомбы. Но задание экипаж выполнить не смог; весь город был объят морем огня! Вскоре пожар принял катастрофические формы; все пожары слились, перейдя в огневой шторм. Бушующим огнем была охвачена площадь 11,5 км 2. Были уничтожены все горючие материалы, от нестерпимо жаркого огня пострадало много зданий, в том числе построенных даже из несгораемых материалов.

 

 

Район эпицентра в Нагасаки (район в радиусе 300 м) до и после взрыва атомной бомбы

 

Такая же участь постигла и другой японский город – Нагасаки. Утром 9 августа 1945 г. в небе неожиданно появился одиночный американский бомбардировщик. От

него отделился предмет, над которым раскрылся белый купол парашюта. Самолет резко повернул и исчез за вершинами гор, а через несколько мгновений Нагасаки озарила ярчайшая вспышка. В считанные секунды взрыв плутониевой бомбы «Толстяк» (названной так, по слухам, в честь Черчилля) унес 75 тысяч человеческих жизней. Восемнадцать с половиной тысяч домов лежали в развалинах. Три часа после взрыва небо сочилось черным радиоактивным дождем. Хлопья пепла кружились над морем пожаров. Когда они прекратились, задымились другие костры. Три дня и три ночи специальные отряды жгли останки людей. Хоронить их по-другому не было ни сил, ни возможностей. И это при том, что атомная бомба была сброшена с промахом, в стороне от центра города, а туманная погода значительно уменьшила зажигательный эффект от атомного взрыва!

Следует особо отметить, что оба несчастных японских города являлись тихими провинциальными городами. В них отсутствовали стратегические военные объекты и их бомбардировку можно объяснить только одним: желанием американского командования уничтожить сами города, т. е. людей.

И полностью уничтожил японские города все же огонь: если ударная волна уничтожила только их центральную часть, то огонь завершил уничтожение прилегающих районов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: