Бухгалтерские проводки

МДК 02.02.

Тема 1.Понятие инвентаризации имущества и обязательств организации. Цели и задачи проведения инвентаризации. Классификация инвентаризаций. Порядок проведения инвентаризации. Формы первичной учетной документации.

Инвентаризация - это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации.

Основными целями инвентаризации являются:

1. Выявление фактического наличия имущества;

2. Сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

3. Проверка полноты отражения в учете обязательств;

4. Обеспечение сохранности собственности учреждения.

Классификация инвентаризаций

Инвентаризации бывают:

1) по объёму – полная и частичная;

2) по методу проведения – выборочная и сплошная;

3) по назначению – плановая, внеплановая, повторная, контрольная.

Полная инвентаризация проводится перед составлением годового отчёта, при аудиторской проверке или ревизии и охватывает все материальные, денежные средства и расчетные отношения с другими организациями и лицами. При полной инвентаризации охватываются также все виды средств, не принадлежащие организации (арендованные ОС, ТМЦ, принятые на ответственное хранение, материалы, принятые в переработку и т.д.).

Каждая отдельная инвентаризация, охватывающая часть конкретных средств организации, называется частичной инвентаризацией. Например, инвентаризация денежных средств (ревизия кассы), инвентаризация материальных ценностей, связанная со сменой материально ответственного лица, инвентаризация расчетов с поставщиками и т.д.

При выборочной инвентаризации у конкретного материально-ответственного лица проверяют только некоторые ценности на выбор. Выборочная инвентаризация проводится в организациях с большой номенклатурой ценностей.

Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях и предприятиях, которые принадлежат данной организации.

Плановая инвентаризация проводится по графику в указанные сроки, утверждённые руководителем, причем сроки её проведения не подлежат оглашению.

Внеплановая инвентаризация проводится не по плану, а в силу сложившихся обстоятельств (при хищениях, при передаче дел материально ответственным лицом, после стихийных бедствий и прочее).

Повторная инвентаризация проводится, если возникли сомнения в достоверности, объективности, качестве проведённой инвентаризации.

Контрольная инвентаризация. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации с участием членов инвентаризационных комиссий и материально-ответственных лиц, обязательно до открытия склада, кладовой, секции, где проводилась инвентаризация.

В меж инвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации ТМЦ по местам их хранения и переработки. Выборочные инвентаризации, проводимые в меж инвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.

Количество инвентаризаций в отчетном году, время их проведения, перечень проверяемого имущества устанавливаются руководителем предприятия.

Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственного лица (на день приемки-передачи дел);

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных обстоятельств;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

За качественное и своевременное проведение инвентаризации несут ответственность руководитель предприятия и главный бухгалтер.

Порядок проведения инвентаризации.

. Этап первый - подготовительный. Этот этап включает в себя следующие мероприятия:

1. Составляется план обязательной инвентаризации на год.

2. Определение сроков проведения и видов инвентаризуемого имущества (график проведения ревизии);

3. Готовится приказ не менее чем за 10 дней до наступления срока инвентаризации в котором назначается комиссия из представителей администрации и материально ответственных лиц;

4. Формирование инвентаризационной комиссии;

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В ее состав можно включить и представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Материально ответственное лицо не может быть членом инвентаризационной комиссии.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

5. Получение расписок от материально ответственных лиц.

Материально ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие -списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам) с указанием «до инвентаризации на ««(дата)» что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

6. С даты проведения инвентаризации прекращаются все хозяйственные операции (особенно на складе).

7. Бухгалтер распечатывает сличительные ведомости (не заполняя графу «По данным бухгалтерского учета») по объектам и подразделениям, подлежащим инвентаризации (не менее 2 экземпляров)

8. Подготовленные сличительные ведомости раздаются по всем материально ответственным лицам для заполнения строки «фактически имеется в наличии» с указанием сроков заполнения.

На втором этапе происходит взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправными весами, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение массы (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

При инвентаризации большого количества таких товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально- ответственное лицо. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально-ответственных лиц.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) документы должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

1. Бухгалтер вносит полученные сведения в инвентаризационную опись, где проводится сличение фактического положения дел со сведениями, полученными по бухгалтерским документам.

2. Составляется специальная опись для объектов, не пригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ), а также предложений источников списания этих объектов.

Третий этап - это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета. Данные результатов расхождения между фактическими и учетными данными по проверяемым объектам учета проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов.

В ведомости указываются:

- фамилия, имя, отчество материально ответственного лица;

- наименование объекта учета и его номер;

- единица измерения;

- номер счета бюджетного учета;

- результаты инвентаризации:

- недостача в пределах норм естественной убыли и сверх норм естественной убыли в количественном и стоимостном выражении, рыночная стоимость объекта учета, разница между рыночной и балансовой стоимостью;

- излишки в количественном и стоимостном выражении.

И, наконец, четвертый (заключительный) этап.

На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации.

1. Проводится заседание инвентаризационной комиссии, на котором обсуждаются результаты проведения инвентаризации. На основании данных Ведомости составляется Акт. Данные из Акта регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций

В акте отражается:

- наименование объекта инвентаризации;

- единица измерения;

- количество, номер счета бюджетного учета;

- стоимость за единицу;

- недостача по дебету и кредиту отнесенная за счет учреждения, за счет виновных лиц;

- оприходование излишков по дебету и кредиту.

Акт подписывается председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии.

2. Составляется бухгалтерская справка, на основании ее делаются бухгалтерские проводки по списанию выявленных недостач с указанием возможных направлений списания выявленных недостач: на хищения, в результате стихийных бедствий, порчу при хранении, а также по халатности виновных лиц.

3. Лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.

4. Результаты каждой инвентаризации подшиваются в папку «Инвентаризация» и хранятся не менее 5 лет.

Основной нормативной базой для проведения инвентаризации имущества и обязательств на сегодняшний момент являются, следующие законодательные акты:

1) ФЗ«О бухгалтерском учете»;

2) Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"С изменениями и дополнениями от: 8 ноября 2010 г.

3) Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» - содержит формы первичной учетной документации оформляемых в ходе проведения инвентаризации;

4) Приказ Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г. № 20н «Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке» - устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной проверке, правила проведения налоговой инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств, порядок оформления результатов инвентаризации.

ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

(в ред. Постановления Госкомстата РФ от 27.03.2000 N 26)

Номер формы Наименование формы Формат
ИНВ-1 Инвентаризационная опись основных средств 2А4
ИНВ-1а Инвентаризационная опись нематериальных активов 2А4
ИНВ-2 Инвентаризационный ярлык Б5
ИНВ-3 Инвентаризационная опись товарно - материальных ценностей 2А4
ИНВ-4 Акт инвентаризации товарно - материальных ценностей отгруженных А4
ИНВ-5 Инвентаризационная опись товарно - материальных ценностей, принятых на ответственное хранение 2А4
ИНВ-6 Акт инвентаризации товарно - материальных ценностей, находящихся в пути 2А4
ИНВ-8 Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них 2А4
ИНВ-8а Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях 2А4
ИНВ-9 Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них 2А4
ИНВ-10 Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств А4
ИНВ-11 Акт инвентаризации расходов будущих периодов А4
ИНВ-15 Акт инвентаризации наличных денежных средств А5
ИНВ-16 Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности 2А4
ИНВ-17 Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами А4
Приложение к форме ИНВ-17 Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами А4
ИНВ-18 Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств А4
ИНВ-19 Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно - материальных ценностей 2А4
ИНВ-22 Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации А4
ИНВ-23 Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации 2А4
ИНВ-24 Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей 2А4
ИНВ-25 Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций 2А4
 
       

МДК 02.02

Тема: Порядок документального оформления результатов инвентаризации: Порядок составления инвентаризационных описей и сличительных ведомостей, сроки передачи их в бухгалтерию; Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации.

Порядок документального оформления результатов инвентаризации

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом чернилами или шариковой ручкой четко и ясно без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи прописью указывают число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Ошибки исправляются во всех экземплярах описей, т.е. зачеркиваются неправильные записи и над ними проставляются правильные. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочёркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных. В них отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную.

Оформление результатов инвентаризации активов и пассивов производятся с использованием унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998г № 88 (с изменениями и дополнениями

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

- основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

- убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в законодательном порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на затраты (расходы на продажу) организации.

Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача, нормы естественной убыли должны применяться только к тем ценностям, по наименованию которых установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

О допущенной пересортице материально- ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

Бухгалтерские проводки.

1. Недостача

Д94 К10 - недостача материалов

Д94 К41 - недостача товаров

Д94 К01 - недостача основных средств (по остаточной стоимости - сначала надо сделать проводку Д02 К01)

Д94 К50 - недостача денежных средств в кассе

2. Определение виновности материально-ответственного лица

Д73 К94

3. Взыскание недостачи с материально-ответственного лица

Д70 К73 - удержание из заработной платы на основании заявления работника или приказа руководителя, но не более 50% от з/п (в случае удержания через суд - не более 70%)

4. Если отсутствует вина материально-ответственного лица или отсутствует материально-ответственное лицо

Д91 К94 - списание на прочие расходы

Д91 К73 - в случае если организация приняла решение простить недостачу. НДФЛ не взыскивается.

5. Приходование излишков (по рыночной стоимости)

Д10 К91 - излишки материалов

Д41 К91 - излишки товаров

Д50 К91 - излишки денежных средств

Д08 К91 - излишки основных средств

6. Пересортица

Предположим, инвентаризация выявила излишек материала А - 3 единицы стоимостью 3 рубля и недостачу материала Б - 3 единицы стоимостью 2 рубля.

Д10/А К94 - 9 рублей (3*3 рубля)

Д94 К10/Б - 6 рублей (2*3 рубля)

Д94 К91 - 3 рубля (9 рублей - 6 рублей) в доход

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: