Лекция 1. Определение понятия «цивилизация»

Термин «цивилизация» обычно применяется к народам, чья культура уже достигла определенного уровня развития. Этот уровень характеризуется изобретением письменности, созданием календаря, а также развитием крупных общественных образований, таких, как поселения и города, имеющие хорошо организованную систему управления (администрации), своды законов и монументальную архитектуру.

Много времени прошло с тех пор, как человек достиг того, что мы называем цивилизованным обществом.

Сначала человек, подобно животным, пребывал в диком состоянии. Он не владел речью и в пищу употреблял только то, что мог отыскать. Позднее люди стали жить коллективами, научились добывать огонь, а еще позднее научились делать орудия труда и охотиться. Человек научился делать глиняную посуду для приготовления пищи, начал жить племенами, мог переселяться из одной местности в другую.

Следующая стадия развития человека, которая называлась эпохой варварства, показала, что человек научился выращивать продукты питания из семян и приручать животных. Затем он начал выплавлять такие металлы, как медь и железо, что позволило производить более совершенные орудия, строить себе жилище. Возникновение наскальных рисунков можно считать концом эпохи варварства и началом эпохи цивилизации.

Изобретение письменности считается началом эпохи цивилизации, так как она позволяла человеку зафиксировать события прошлого. Таким образом, люди могли изучать опыт предков. Это произошло около 5—6 тысяч лет назад.

К тому времени, когда человек достиг этой стадии развития, он тоже во многом усовершенствовался. Он развил сельское хозяйство и промышленность до такого уровня, что люди могли жить в деревнях и даже в городах.

Появилось управление, торговля, законы, была и миграция людей.

Самые ранние известные нам из истории цивилизации — это египетская и вавилонская. Египтяне изобрели письменность 4500 лет назад. У них была продуманная система управления; они использовали при постройке пирамид математические расчеты; у них был календарь; появились искусные архитекторы; применялись различные механизмы.

Наиболее древние в мире цивилизации возникли свыше 5000 лет назад на Ближнем Востоке, в Египте, Индии и Китае. Около 4000 лет назад цивилизация сложилась на острове Крит, и примерно 4500 лет назад сложилась шумерская цивилизация, существовавшая на берегах рек Тигр и Евфрат.

Мы имеем довольно много сведений о том, как жили люди в ту эпоху. Большинство этих сведений получено учеными из упоминающихся ниже источников. Сухие климатические условия позволили сохранить многие вещи, которыми пользовались тогда люди. Начиная с XVIII века археологи раскопали множество поселений, городов и захоронений, относящихся к эпохе древних цивилизаций.

Древнеегипетские гробницы позволяют получить очень много сведений о жизни и верованиях египтян. Стены внутри гробниц были богато украшены настенными росписями, воспроизводящими сцены из частной жизни погребенных, а также из жизни богов. В большинстве культур древности имущество людей было принято погребать в могилах вместе с его владельцами. Украшения, предметы быта, домашнего обихода, сосуды, ювелирные изделия и даже остатки одежды и пищи — все это было найдено в гробницах. Древнейшие виды письменности, такие, как иероглифика и клинопись, были обнаружены на стенах зданий и глиняных табличках, а также на свитках, изготовленных из особого растения — папируса.

На протяжении многих веков содержание этих письмен оставалось неразгаданной тайной, но начиная с прошлого века ученые получили возможность их прочитать. Древние тексты сообщили интереснейшие подробности о самых разнообразных вещах — о методах управления государством, о системе законодательства, о правлении разных царей, о научных знаниях, о религиозных обычаях, а также истории о богах.

 

Человек, приступающий к изучению древней истории, должен, вероятно, заинтересоваться вопросом: как устанавливается, когда именно происходили события древней истории? Насколько достоверны приводимые даты? Действительно, в специальной литературе мы встречаемся с многочисленными расхождениями в датировке отдельных событий и целых эпох древности, не говоря уже о приблизительности датировок. Трудности в установлении хронологии древней истории обусловлены отсутствием достаточно определенной системы летосчисления во многих древних странах, а также характером и состоянием источников, далеко не всегда содержащих датировку, а зачастую не поддающихся датировке и по косвенным данным (по упоминанию событий, дата которых известна из других, источников, характеру письма и т. п.). Так обстоит дело особенно с определением дат древнейших периодов истории восточных обществ.

Установление хронологии истории древнего Востока очень сложно из-за отсутствия единой эры, т. е. счисления лет от определенной точки отсчета. В каждой стране существовали свои, весьма несовершенные способы определения протекшего времени.

Так, в государствах Двуречья было когда-то принято обозначать годы по выдающимся событиям и велись списки датирующих событий. В источниках встречаются такие датировки: год, когда было построено такое-то здание; год, когда воевали с таким-то племенем, и т. д. В других случаях считали по годам правления каждого царя. В Ассирии считали по ежегодно вменяющимся должностным лицам, так называемым лимм у этих ассирийских должностных лиц также обозначают греческим термином «эпонимы». Для того чтобы можно было соотносить между собой разновременные события, приходилось вести списки всех датировочных формул (названий годов), или списки эпонимов, или списки царей с указанием продолжительности их правлений. Такие списки могли быть прерваны во время войн, завоеваний столицы врагами и т. п., и в них могли быть ошибки, как случайные, так и преднамеренные (округление цифр, исключение из списков отдельных имен и целых династий, которые но политическим соображениям казались нежелательными для упоминания, и др.).

Перевести такие списки па нашу сегодняшнюю систему счета времени возможно лишь тогда, когда их удается в какой-нибудь точке (а лучше в нескольких) привязать к твердо датируемым астрономическим событиям; дата последних зависит от законов небесной механики. Наиболее надежна привязка к солнечным затмениям. Благодаря такой именно привязке все события истории Передней Азии начиная с 1073 г. до и. э. датируются со средней ошибкой, обычно не превышающей один-два года. Meнее надежна, например, привязка к астрономическому счету времени на основании довольно несовершенных древних наблюдений планеты Венеры. Такова привязка для событий истории Вавилонии с XXIV по XVI в. до н. э. Здесь после ряда уточнений, сокративших предполагаемые даты, осталась возможная ошибка около 64 лет в ту или другую сторону для конца периода и до сотни лет — для начала; поэтому историки применяют для этого периода условную среднюю дату (1792—1750 гг. до н. э. для правления вавилонского царя Хаммурапи), от которой и отсчитываются в ту и другую сторону даты событий, расстояние которых во времени от правления Хаммурапи известно.

Когда какая-либо древняя местная хронология имеет астрономическую привязку, то с се помощью можно установить абсолютные даты и для древних хронологических систем других стран, если между ними есть синхронизмы, т. е. исторически проверенные указания па то, что два каких-либо деятеля из той и другой страны были современниками, а также двусторонние сведения о сражениях, войнах, договорах и т. п. Конечно, хронологическая система, основанная на синхронизмах с другой системой, будет менее точной, чем непосредственно привязанная к астрономической шкале времени. Таковы хронологические системы древней Малой Азии, Палестины и др.

Дополнительную трудность для установления точной хронологии древней Передней Азии составляет то обстоятельство, что год был там чаще всего не солнечный (приблизительно 365 дней), а лунно-солнечный, состоящий из 12 месяцев продолжительностью поочередно в 29 и в 30 дней, а всего из 354 дней; расхождение с календарем природы компенсировалось вставкой високосных месяцев, сначала нерегулярно, а с IV в. до н. э.— по строго разработанной системе.

Наше современное летосчисление твердо соотнесено с астрономическим счетом времени: небольшие ошибки, возникающие вследствие не вполне точного совпадения гражданского года с астрономическим, исправляются с помощью вставки одного дня в високосные годы.

В Египте счет лет велся по периодам царствования каждого фараона и возобновлялся с каждым новым правлением. Списки фараонов с указанием продолжительности их царствований дошли до нас не полностью и с писцовыми ошибками, при этом в них обнаружился еще один недостаток, приводящий к необоснованному растягиванию хронологии: царствовавшие одновременно фараоны (цари-соправители, а также цари-современники, каждый из которых управлял какой-то частью страны в период политической раздробленности) изображаются Ъ этих списках как царствовавшие друг за другом. То же наблюдается и в царских списках древнего Двуречья. В результате этого для III тысячелетия до и. э. оценки датировок египетской истории колеблются в пределах до 300 лет и лишь с середины II тысячелетия

до н. э.— в пределах одного-двух десятилетий. Вполне надежны здесь датировки лишь с середины I тысячелетия до я. э.

Очень плохо обстоит дело с датировкой древнеиндийской истории. Это объясняется характером сохранившихся источников. До пас не дошло ни одного собственно исторического сочинения— хроники, летописи или исторического трактата. До сих пор не обнаружено ни царских архивов, ни вообще каких-либо письменных официальных документов. Почти единственным датированным источником по истории древней Индии являются надписи па камне и металле, но и они дошли в небольшом числе и только от сравнительно позднего времени, начиная с III в. до н. э. Напомним, что древнейшие датируемые (хотя и приблизительно) письменные источники по истории Египта и Двуречья относятся к III тысячелетию до н. э.

В противоположность индийским китайские источники содержат многочисленные датировки. Это связано с тем, что Китай, подобно Греции и Риму, принадлежит к числу тех немногих древних стран, где создавались специальные исторические сочинения. От древнего Китая дошли до нашего времени хроники, династийные истории, цепные обобщающие исторические труды. Выдающийся историк древнего Китая Сыма Цянь (145—87 гг. до н. э.) в своем труде «Исторические записки» большое внимание уделил хронологии. Его труд, охватывающий время от мифического сотворения мира до конца И в. до п. э., дает хронологическую канву древнекитайской истории. Но каковы были основания для датировок, предложенных Сыма Цянем и другими китайскими авторами, не всегда ясно, а поэтому и сами датировки далеко не полностью надежны—и чем древнее, тем ненадежнее.

С хронологией античной истории дело обстоит благополучна благодаря дошедшему до нас большому числу исторических сочинений с довольно достоверными датировками. Эти сочинения базировались на нескольких различных хронологических системах. Так, метод летосчисления по высшим должностным лицам, известный из Ассирии, в античном мире применялся в Афинах, где датировали годы по архонтам-эпонимам, и в Риме, где счет лет велся но ежегодно сменявшимся консулам; велись соответственно списки архонтов и консулов, которые частично дошли до нас. Кроме того, существовала общегреческая система летоисчисления по олимпиадам — празднествам, скреплявшим сою» эллинских (греческих) общин. Олимииады регулярно проводились раз в четыре года; первая из них, по греческому преданию, состоялась в 776 г. до н. э..

Позже римляне установили свое летосчисление от легендарной даты основания г. Рима. Римский историк Марк Теренций Варрон (I в. до н. э.) отнес основание Рима к третьему году шестой олимпиады, т. е. к 754—753 гг. до н. э. Пытаясь определить дату основания Рима, Варрон пользовался синхронизмами между римским счетом лет по консулам и греческим — по олимпиадам.

Великий греческий математик и астроном Птолемей (II в. п. э.) увязал греческую хронологию с вавилонской, которая, как уже упоминалось, имеет точную астрономическую привязку. Кроме того, греко-римская хронология имеет и независимые астрономические привязки в ряде точек времени: «Канон» Птолемея содержит указание на ряд отождествимых затмений солнца.

Начиная с VI—V вв. до п. э. важным основанием для истории и хронологии являются источники нумизматические — т. е. монеты, изучаемые с точки зрения их металлического содержания, веса, ареала распространения, объявленного или косвенно установленного номинала, надписей («легенд») и характера изображений, в том числе и портретов государей, выпускавших эти монеты. Надписи на находимых при археологических раскопках монетах нередко упоминают царей, известных (а порой и неизвестных) по нарративным источникам. На монетах часто даны также царские изображения, нередко сопоставимые с найденными ранее скульптурными портретами. Поэтому нумизматические данные служат связующим звеном между другим археологическим материалом и данными официальных и частных надписей и нарративных источников; помимо этого нумизматика дает много историко-экономических, политико-географических и других сведений.

В VI в. п. э. итальянский монах Дионисий Малый, предложивший новое летосчисление — от рождения Иисуса Христа, ориентировался, в свою очередь, на дату основания Рима. Дионисий предложил считать, что Иисус родился 25 декабря 753 г. от основания Рима. Соответственно основание Рима стало датироваться 753 годом до рождества Христова. К настоящему времени установлено, что Дионисий обсчитался и что в действительности Иисус, если он был исторической личностью, должен был родиться на несколько лет раньше — в 4 или даже 5 г. до н. э. Правильность привязки нашей эры к римской эре от основания Рима, а этой эры — к греческой эре олимпиад, а этой последней — к вавилонской хронологии от ошибки Дионисия не меняется.

Новое летосчисление «от рождества Христова» привилось не сразу. В течение всего средневековья оно сосуществовало, с ранее принятым у христианских народов и восходящим к библейской традиции летосчислением «от сотворения мира». Постепенно летосчисление ох рождества Христова, или, как правильнее называть, с начала пашей эры, было принято во многих странах, в том числе и в России. Им пользуется значительная часть человечества. Оно принято и в мировой исторической науке. Однако доныне существуют и другие системы летосчисления, рассматривать которые здесь нет необходимости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: