Организационная структура государственного управления концентрирует в себе многообразные возможности государства и представляет собой определенный состав, организацию и взаимосвязь системообразующих элементов. Она обусловлена общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе и обеспечивает формирование и реализацию управленческого воздействия государства на протекающие в обществе процессы.
Основополагающими признаками организационной структуры являются:
♦ наличие цели; ♦ наличие системообразующих элементов (органов управления);
♦ наличие внутреннего координирующего центра, обеспечивающего стабильность и равновесие организационной системы; ♦ саморегулирование, обеспечиваемое центром на основе имеющейся информации; ♦• обособленность (наличие границ, отделяющих организационную структуру от внешнего мира); ♦• организационная культура, основанная на нормах деятельности и поведения.
|
|
Самообразующим элементом организационной структуры выступает государственный орган - единичная структура власти, формально созданная государством для осуществления закрепленных за ним целей и функций (например, министерство, комитет). Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. В них принимаются и реализуются управленческие решения.
Организационная структура должна обеспечивать и регламентировать:
• полноту ответственности каждого управленческого органа за достижение поставленной перед ним цели и возложенных на него функций;
• сбалансированность целей всех звеньев нижестоящего уровня с целями вышестоящего;
• комплексность выполнения функций управления по отношению к поставленной цели по горизонтали и по вертикали;
• рациональное разделение и кооперацию усилий между звеньями и уровнями государственного аппарата;
• реализацию прав и ответственность при решении управленческой задачи;
• полное соответствие исполнения объему компетенций и прав.
Деятельность органов государственного управления основывается на Конституции государства и принятых в соответствии с ней законодательных актах. Конституция разделяет государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. В классическом варианте разделение властей представлено институтами:
• законодательная власть - парламент, представительные органы местного управления;
• исполнительная - правительство, исполнительные учреждения на федеральном, республиканском, региональном уровне и на местах;
• судебная власть - органы правосудия и надзора.
Каждая из ветвей власти имеет систему органов, учреждений и лиц, обеспечивающих реализацию властных функций через соответствующий механизм реализации.