Материал для подготовки к контрольным занятиям

Тема: Знаменательные. Служебные слова. Грамматические нормы.

Задание 1. Укажите отличия служебных частей речи от самостоятельных.

Задание 2. Образуйте формы родительного падежа и расставьте ударения.

Джинсы, туфли, гектары, рельсы, амперы, гусары, румыны, гольфы, баклажаны.

Задание 3. Определите род имен существительных и составьте словосочетания (прилагательное и существительное).

Ранчо, пони, Сочи, жалюзи, авеню, цунами, портье, толь, шампунь, неряха.

Задание 4. Исправьте ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1. Не успел он из дому выйти, как в него вошел Кузнецов. 2. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику «Мир глазами путешественника». 3. У меня сегодня много делов. 4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован. 5. Катаясь на лыжах, у меня больно подвернулась нога.

Глава X. Графика

Материал для практических занятий

Задание 1. Расположите слова в алфавитном порядке.

Брошюра, влияние, вложить, владение, двойной, издать, класть, пресс-конференция, костный, шлифовка, путепровод, звереныш, линолеум, жнивье, мрачный, костлявый, глубокий, ржавый, створка, брошь, влететь, клейкий, костяной, монтаж, двойственный, глубина, клубок, ржаной, зверолов, мрамор, время, путешествие, ствол, изгнать, зверский, восполнить, монография, гнездо, путеобходчик, звериный, костистый, ноль, экран, фильм, якорь, адрес, тупик, ельник, чердак, окно, холст, юг, щель, емкость, цена.

Задание 2. Назовите звуки и буквы в выделенных словах. Установите соотношение между буквой и звуком. Укажите гласные и согласные звуки.

Синее небо, цветная дуга.

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым у малиновых сёл,

Свадьба ворон облегла частокол.

Снова я вижу знакомый обрыв

С красною глиной и сучьями ив,

Грезит над озером рыжий овес,

Пахнет ромашкой и медом от ос.

(С. Есенин).

Задание 3. Укажите, какую роль выполняют буквы е, ё, ю, я: 1) в начале слова; 2) в середине слов после согласных.

1. Ад – яд, арка - ярко, Орша (город) – ёрш, умора – юмор, эхо – ехать. 2. Бурый – бюро, Бэла (имя) – белый, вал – вял, лук-люк, мода – мёда, мать – мять, нос – нёс, ряд – рад, томный – темный.

Контрольные вопросы:

1. Что изучает графика?

2. В чем различие между буквой и звуком?

3. Что такое алфавит?

4. Как обозначается мягкость согласных на письме?

 

 

Глава XI. Орфография. Нормы правописания

(для самостоятельной работы студентов)

 

Правописание гласных в корне. Корни с чередованием


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: