Синтагматическая организация текста

В тексте использованы различные виды тропов для усиления художественной выразительности, образности описываемой картины, например: эпитет «знойное», метонимия«после обеда», олицетворение«гуляют мухи», а также диминутивная лексика – уменьшительно-ласкательные суффиксы с целью насмешки – «старичок», «жеребчиков», «головка», «ручка». Именно поэтому, анализируя данный рассказ, мы приходим к выводу, что синтагматическая речь здесь используется по-чеховски в юмористических целях, предавая тексту более живой и ироничный тон.

Парадигматическая организация текста

В рассказе А.П.Чехова «Козёл или негодяй?» можно выделить два основных тематических поля - это тема лени и тема духовного разврата. Важно отметить, что описываемая сцена начинается со слов «знойное "после обеда"», которыми автор описывает атмосферу лени и барского ничегонеделания. Этакая «обломовщина». Таким образом, тема лени выражается с первых же слов в рассказе. Далее мы видим, что разнеженная барышня «полулежит» на кушетке и спит настолько крепко, что по её лицу преспокойно разгуливают мухи, а она попросту этого не замечает, так глубок её сон. Комичность ситуации подчёркивается ещё и тем, что она оказывается несчастна только лишь от того, что ей, видите ли, вечно снятся то козлы, то негодяи.

Тема духовного разврата полностью раскрывается в образе князя, иронично именуемого «из породы мышиных жеребчиков». «Какая прелесть», «спящая красавица», «эта головка», «эта ручка», словом весь набор слов, который изливается из уст данного персонажа, был бы уместен и не вызывал никаких нареканий, если бы пылкость сердца этого блудливого «старца» приличествовала его преклонным летам.

Эта образность и едкая сатира соответствуют духу раннего творчества Чехова. Он обнажает человеческие пороки, показывает всем нам как не надо делать, уверенной рукой настоящего мастера рисует уродливое в человеке, ни в коем случае не выставляя его на всеобщее осмеяние, но в гиперболизированной форме высмеивая всё то в его характере, что делает людей безобразными, то есть лишёнными образа и подобия Божия, без образными, осуждая не человека как такового, но его пороки, в той или иной мере присущие всем людям.

 

Березнева Д.Е.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: