Творения преподобного Андрея

Наследие преподобного Андрея Критского обширно. Профессор И. А. Карабинов в своем основательном исследовании Постной Триоди считает, что всех канонов пастыря Критского по древним ирмологиям насчитывается до 70. Он указывает, что песнотворческая деятельность преподобного Андрея очень мало изучена[180].

Преосвященный Филарет Черниговский различает в песнотворческом наследии Критского пастыря различные формы произведений[181].

1. ПЕСНИ БОГОСЛОВСКИЕ. К ним относятся:

а) трипеснцы на повечерии Недели ваий и первых четырех дней Страстной седмицы;

б) каноны:

на воскрешение Лазаря,

на Неделю мироносиц,

на Преполовение Пятидесятницы,

на Рождество Иоанна Предтечи;

в) стихиры самогласны: на Сретение Господне,

на Воздвижение Креста Господня, на Рождество Христово.

2. ПЕСНИ В ЧЕСТЬ БОГОМАТЕРИ: канон на Рождество Богородицы,

канон на Зачатие святой Анны (9 декабря).

3. ПЕСНИ В ЧЕСТЬ АПОСТОЛОВ: стихиры святым апостолам Петру и Павлу,

стихиры святому апостолу Андрею.

4. ПЕСНИ МУЧЕНИЧЕСКИЕ: каноны святым Маккавеям,

канон Усекновению главы Иоанна Предтечи,

канон святым мученикам Трифону и Феофилу (23 июля),

канон священномученику Игнатию Богоносцу (20 декабря),

святым избиенным младенцам (29 декабря),

мученику Прову (12 октября), великомученику Димитрию (26 октября).

Однако наряду со всеми упомянутыми произведениями преподобного Андрея наибольшую известность дал ему его ВЕЛИКИЙ КАНОН, который положен Святой Церковью к чтению на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста, а также по частям на великом повечерии в первые четыре дня 1-й седмицы Святой Четыредесятницы.

Архиепископ Филарет Черниговский утверждает, что во время жизни преподобного Андрея Критского именования КАНОНА как такового не имелось; Великий канон назывался стихирою, или «стихирами Святоградца» (напомним, что за преподобным Андреем сохранилось имя ИЕРУСАЛИМЛЯНИНА), а также «последованием песней Святоградца». Эта Великая стихира преподобного Критского пастыря лишь позднее приобрела форму канона. При этом были написаны тропари преподобной Марии, поскольку и самое чтение Великого канона положено на день ее памяти на утрени в четверг 5-й седмицы Великого поста.

Это преобразование Великой стихиры Святоградца в форму канона преосвященный Филарет Черниговский относит к трудам преподобного Иоанна Дамаскина[182], в то время как более поздний исследователь песнопевцев профессор И.А. Карабинов связывает эту работу с именем преподобного Феодора Студита[183]. Ирмосы песен Великого канона преподобный Андрей брал, по-видимому, непосредственно из библейских песен, причем не опуская 2-й песни, которая имеет непосредственное отношение к глубокому чувству покаяния, чему посвящен и весь Великий канон.

Кроме перечисленных произведений Критского пастыря, И.А. Карабинов относит к его трудам канон в среду сырной седмицы, указывая также, что многое из его произведений находится в рукописях, и упоминает, что несколько самогласных стихир на Неделю ваий, Великие Четверток и Пяток также принадлежат перу преподобного Андрея Критского[184].

Преосвященный Филарет Черниговский говорит, что в рукописях находятся каноны преподобного Андрея на исход души и канон покаянный 6-го гласа[185].

Исследователи творчества пастыря Критского единогласно признают, что произведения его были чрезвычайно пространны и позднее сокращались. Сокращены и трипеснцы, несмотря на их высокое достоинство. Имеются сокращения и в 9-й песни Великого канона. В практике церковного богослужения многие каноны святого Андрея Критского со временем были заменены появившимися позднее канонами преподобных Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина. Возможно, что одной из причин этой замены было то, что каноны преподобного Андрея были чрезвычайно пространны.

Воскрешая образ преподобного пастыря Критского в своем «Историческом обзоре песнопевцев... Греческой Церкви», преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, говорит, что в его произведениях отмечаются «основательное знание и богатство учености, речь приятная и стройная»[186]. В другом своем произведении преосвященный Филарет характеризует преподобного Андрея прежде всего как витию и церковного поэта. Он перечисляет большое количество его «Слов» (до 20) на великие Господские и Богородичные праздники, упоминает и о стихах, которые написал Преподобный архидиакону Агафону в благодарность за доставленное ему архидиаконом описание деяний VI Вселенского Собора. В этих стихотворениях преосвященному Филарету наиболее значительными представляются слова Критского пастыря: Два во Христе действия, – два в Нем хотения. Это утверждение преподобного Андрея очень важно как его мнение против распространенной в то время монофелитской ереси[187].

Ссылаясь на издание проповедей преподобного Андрея Комбефизом и Дюпеном, преосвященный Филарет с большим удовлетворением отмечает, что эти издатели, подобно ему самому, с похвалой отзываются о достоинстве произведений Критского пастыря, «указывая в них украшения речи приятные, стройный состав, обилие чувствований, основательность мыслей богословских, высоту созерцаний таинственных»[188].

Следует также указать, что в своих чтениях по литургике профессор Московской Духовной Академии А.П. Голубцов, часто высказывающий критические замечания в адрес знаменитых церковных песнописцев, не делает таковых в отношении трудов преподобного Андрея Критского. Он говорит, что «составители полных песненных канонов Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский отмечают уже эпоху окончательной организации этого рода произведений и стоят на конце долгого пути, пройденного этою отраслью песнопения. Поднимаясь от них выше, – продолжает А.П. Голубцов, – мы встречаемся с именем Андрея Критского...». Он допускает, что Преподобный пользовался в качестве ирмосов особыми песнями «и по ним составлял свои строфы или тропари». Вслед за преосвященным Филаретом Черниговским А.П. Голубцов говорит о Великом каноне преподобного Андрея как о поэме[189]. Из слов А. П. Голубцова о трудах Критского пастыря явствует глубокое уважение его к деятельности Преподобного.

Интересно, что и в новых исследованиях по истории Византии авторы, дающие разбор византийской культуры, отзываются с большой симпатией о личности преподобного Андрея, говоря об «эмоциональной теплоте» его произведений[190].

Образ святителя Критского, подвизавшегося на удаленном от центров Византийской империи острове, умершего на пути, на другом острове при исполнении своего церковного послушания, вырисовывается с определенной отчетливостью из толщи многих веков. Еще отчетливей можно прочитать особенности души преподобного Андрея, его неповторимой индивидуальности, образ его миросозерцания и мироощущения в строках его божественных произведений.

Скончавшийся в 712 году Критский святитель был канонизирован уже к концу VIII века, когда преподобными песнописцами дорабатывался его Великий канон, и ему, Андрею, как святому были составлены тропари, в которых взыскуется его помощь и заступление пред Престолом Божиим.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: