Транспортные коридоры

Транспортные коридоры - это системы коммуникаций в определенных направлениях, обеспечивающие наиболее экономичную, быструю и безопасную транспортировку пассажиров и грузов. Транспортных коридоров, имеющих мировое значение, ООН насчитывает двенадцать. Для России наибольшую роль играют такие, как Северный морской путь и Транссибирская магистраль (принадлежат России), а также Северное море-Суэц-Сингапур-Япония и Северное море-Стамбул-Басра-Сингапур (конкурентные).

Северный морской путь находится в тяжелом положении - не только из-за трудных географических условий, но и из-за трудностей с его обслуживанием. У РФ осталось только семь достаточно старых атомных ледоколов, а постройка одного такого корабля обходится в 250 млн долларов. Всего за прошлый год Севморпутем провезли 2 млн тонн грузов, в то время как реальные возможности его в десятки раз выше, и над этим предстоит поработать как следует.

Транссиб работает исправно, но и его пропускной способности уже не хватает - вот когда аукнулись призывы российских и советских экономистов неустанно расширять пропускную способность Транссиба, довести его до шести и даже восьми колей! Но пока Транссиб дает неплохую выручку за транзит - только доставка контейнеров в Европу из Кореи и Японии за пять лет приносит миллиард рублей. Не говоря уже о колоссальном значении Транссиба для собственной экономики и оборонных нужд.

Тем не менее в период распада СССР родился проект восстановления Великого шелкового пути, то есть создания международного транспортного коридора в обход территории России, через Закавказье, Среднюю Азию и Китай. Придумали это японцы - как ни экономично возить нефть и сжиженный газ в супертанкерах вокруг всей Азии, гораздо экономичнее получать их по трубопроводам (проект родился еще восемь-десять лет назад, но только сейчас сложились реальные условия для его осуществления).

Китай поддержал проект - сколько бы он ни добывал углеводородов, его растущей экономике их все равно не хватает. Да и самые легкие месторождения Китай уже выбрал, теперь надо делать серьезные инвестиции в нефте- и газодобычу. Средние азиаты и, естественно, закавказцы тоже восприняли проект на ура - уж очень им хотелось в те времена избавиться от <диктата Кремля> (сейчас тоже хочется, но, кажется, даже до бывших первых и вторых секретарей начало доходить, что хрен редьки не слаще).

Проект назвали <TRACEKA> и потихоньку начали претворять в жизнь. Закавказский транспортный коридор - его часть, а гвоздем проекта должен был стать нефтепровод от Красноводска (он же Туркменбаши) до самой Японии. Потихоньку планируется и строительство трансконтинентальной железной дороги из Китая через Киргизию, Таджикистан и далее.

Если бы дело шло только о создании конкурентного транспортного коридора, можно было бы не слишком беспокоиться. В конце концов, здоровая конкуренция Россию не очень пугает. Но все дело в том, что за проектом <TRACEKA> без труда просматривается старый план Соединенных Штатов по созданию геополитической оси Запад-Восток, с тем чтобы <приложить горчичник к затылку Китая> и в конечном счете установить контроль над <сердцевинной землей> (Heartland Макиндера). А это означает для России установление прямого контроля над ней.

Пока что положение американцев в Центральной Азии неустойчиво и неуверенно. Исход афганского конфликта многими уверенно прогнозируется аналогичным исходу конфликта во Вьетнаме, российская дипломатия энергично борется против продления соглашений об американском военном присутствии в Центральной Азии - в общем, пока все у них вилами на воде писано, но если заработает транспортный коридор в этот регион, обходящий территорию России...

Какое-то время Российская федерация взирала на все это безмятежно, но даже в мозги бюрократа способна проникнуть тревожная мысль: если Россию удастся изолировать, то не отразится ли это на его зарплате? Это мы и имели в виду, когда говорили, что Россия начинает просыпаться. Читай: начинает просыпаться российская бюрократия.

Так или иначе, ответ на планы <TRACEKA> был молниеносным и полностью обезоруживающим. В 2002 году в Хабаровском крае начались работы по строительству магистрального нефтепровода Ангарск (восточная оконечность трубопроводной системы РФ)-побережье Японского моря. В 2003 году тогдашний предсовмина Касьянов подписывает в Пекине договор о строительстве трубопровода, соединяющего системы РФ и Китая. Строительство началось в 2004 году, мощность первой очереди - 20 млн тонн нефти в год. Подписывая договор, Касьянов заодно предварительно договорился о строительстве газопровода в Китай (Барнаул-Бийск-Алтай).

Но если бы Россия лишь отвечала на проекты контрпроектами и занималась борьбой против конкурентных планов, то это привело бы нашу геостратегию в русло концепций конкурентов, и только. Нет, в данном случае идет реализация плана придания всей транспортно-транзитной системе РФ большей гибкости и оперативности.

На это нацелено создание международного транспортного коридора (МТК) Приморск-Бомбей, или, как его еще называют, МТК <Север-Юг> (неофициальное название <Аскольдов путь>). Из портов бассейна Северной Атлантики через Приморск, по хорошо развитой системе железнодорожных, автомобильных, речных и трубопроводных путей европейской части России в Астрахань (быстро расширяющийся порт Оля - между прочим, единственный в России, в котором имеются приспособления для перегрузки сжиженного газа), морем в иранские порты, по иранским транспортным системам в Бендер-Аббас, откуда морем в Бомбей, - вот его трасса. Все соответствующие договоры с Ираном и Индией уже подписаны - мало того, прикаспийские государства уже суетятся, чтобы включиться в <Север-Юг> (Россия идет навстречу - уже открыто паромное сообщение Оля-Красноводск... прошу прощения, Туркменбаши).

Уместен вопрос - а с чего мы взяли, что грузы пойдут по этому МТК, а не по привычному Суэцкому пути? Конечно, инерция древнего пути будет действовать. Но расчеты и опытные контейнерные перевозки показали, что <Север-Юг> короче на 10-14 дней и дешевле на 30-40%, а кроме того, имеет большой выбор оптимальных маршрутов. Так что у этого МТК большое будущее. Он, как воронка, втягивает в себя не только всю Европу, но и весь бассейн Северной Атлантики.

Если, конечно, израильско-американским банкирам не удастся втянуть США в войну с Ираном. Даже периодические бомбардировки иранских городов (типа иракско-иранской <войны городов> и <танкерной войны> в 1982-1988 годах) способны заметно осложнить <Аскольдов путь>. Строго говоря, уже осложняют: систематическое распространение слухов о военных планах США в Иране тормозит его развитие. Но и в этом случае удастся только оттянуть на какое-то время выход <Аскольдова пути> на достойное место в системе мировых транспортных коридоров.

Дешевый транзит нефти в Восточную Азию, доставка в которую традиционно ведется исключительно танкерным флотом, вызовет настолько коренную ломку в экономическом и геополитическом плане на всем Тихом океане, что последствия трудно вообразить. Самое интересное, что никто не сможет ничего противопоставить этому прорыву. Нефть Китая и Юго-Восточной Азии выбирается государствами Восточной Азии вся без остатка и далеко не удовлетворяет их потребностей. Нефть Аляски не покроет дефицита, даже если весь ее поток повернуть в Восточную Азию. А это не так-то просто, потому что вся нефть Аляски идет на немалые внутренние нужды США, и конверсия здесь хотя и возможна, однако потребует значительного времени и немалых инвестиций (а также резкого повышения экспорта в США из Персидского залива - пока что Штаты импортируют оттуда только 18% своей потребности). Назревает очень интересный переломный момент не только в геоэкономике, но и в глобальной геополитике в целом.

Законы геополитики - природные законы, они в конечном счете принуждают государственных деятелей постепенно отодвигать на второй план идеологические догмы и следовать велениям земли. Мы не уверены, что президент В.Путин такой уж ярый приверженец либерально-демократического догматизма. Мы вообще не знаем, какую идеологию он разделяет и разделяет ли вообще какую-либо идеологию. Но мы видим, что он во многих вопросах нащупывает верный путь, совпадающий с рекомендациями геополитики. Этот процесс мы наблюдаем и в рассмотренных нами процессах коммуникационной политики, экспорта углеводородов и строительства отношений с государствами Северной Евразии.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: