Опыт 10. Тест «Объем кратковременной памяти»
ВАРИАНТ А. ЦИФРОВОЙ МАТЕРИАЛ
Ход опыта. Студентам зачитывают ряды чисел с постоянно нарастающим количеством цифр. После команды «Записывайте»
студенты должны записать запомнившиеся числа в том же порядке, как они были предъявлены.
Числа: 439, 3 953, 42 731, 619 473, 5 917 423, 98 192 647, 382 951 746.
При проверке правильности запомнившихся цифр начисляют баллы: за каждую правильно воспроизведенную цифру на правильном месте присуждается по 1 баллу, за пропущенную или неверную цифру — 1 штрафной балл, за перестановку места правильно воспроизведенной цифры — штраф в 0,5 балла. Определяются баллы по каждому ряду. Находится максимально высокий показатель, достигнутый студентом в любом из предъявленных рядов. Объем кратковременной памяти (ОКП) = мах (максимальному) баллу.
ВАРИАНТ Б. СЛОВЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Ход опыта. Студентам зачитывают 10 слов. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.
|
|
Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.
Оценка правильности воспроизведения в баллах проводится так же, как в варианте А. Сделать выводы: обьем кратковременной памяти 7±2, но эти показатели могут быть повышены, если «куски информации» более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ»; например, при запоминании словесного материала слова: река, серебро, ребенок, утро — могут быть объединены в единый образ и выступать как один целостный «кусок информации».
Опыт 11. Методика «Память на числа»
Методика предназначена для оценки кратковременной зри-тельной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 с таблица с Основы психологии 5012 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 с запомнить как можно больше чисел. Через 20 с таблицу уберут, и вы должны будетезаписать те числа, которые вы запомнили».
ТАБЛИЦА
Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека — 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования.
Опыт 12. Методика «Память на образы»
Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 с. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.
|
|
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 с запомнить как можно больше образов. Через 20 с уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили».
Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов Норма — 6 правильных ответов и больше.
ТЕСТ I.
20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Закройте текст, на листке напишите слова с их порядковыми номерами.
1. Украинец | 11. Масло |
2. Экономика | 12. Бумага |
3. Каша | 13. Пирожное |
4. Татуировка | 14. Логика |
5. Нейтрон | 15. Стандарт |
6. Любовь | 16. Глагол |
7. Ножницы | 17. Прорыв |
8. Совесть | 18. Дезертир |
9. Глина | 19. Свеча |
10. Словарь | 20. Вишня |
Продуктивность запоминания вы сможете вычислить по формуле:
ТЕСТ 2.
В течение 60 с прочитайте текст. В нем выделеныжирным шрифтом и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность.
В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход «Титаник», шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой — айсбергом. 1) Получил пробоину и стал тонуть. 2) «Спустить шлюпки!» — скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно. 3) Их хватило только на половину пассажиров. «Женщины и дети — к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса », — раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. 4) Пароход медленно погружался в темную холодную воду. 5) Вот началась посадка в последнюю шлюпку. 6) И вдруг к сходням крича бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом. 7) Расталкивая женщин к детей, он пытался вскочить в шлюпку. 8) Послышался щелчок — это капитан выстрелил из пистолета. 9) Трус упал на палубу мертвым. 10) Но никто не оглянулся в его сторону.
Формула:
Сложив цифры, полученные по двум тестам, а затем разделив сумму на два, вы узнаете среднюю продуктивность запоминания.
90—100 — отличный результат;
70—90 —очень хороший результат;
50—70 — хороший;
30—60 —удовлетворительный;
10—30 —плохой;
0—10 — очень плохой.