Для определения психологических возможностей родителей, особенностей внутрисемейных отношений, характера реакций родителей на сложившуюся психогенную ситуацию (рождение в семье ребенка с нарушениями развития) необходимо изучение их характерологических свойств.
В связи с этим задачи такого изучения могут включать:
- исследование личностных особенностей родителей детей с нарушениями в развитии, их интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств;
- изучение характеристик их адаптационных механизмов, способности переносить длительный стресс;
- определение уровня тревожности, типа реакции на стресс, а также уровня предрасположенности к неврозу, психопатии, акцентуациям характера;
- анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории;
- анализ результатов определения вида психокоррекционной помощи каждой конкретной семье.
При проведении психологической диагностики целесообразно использовать методики, позволяющие выявить весь спектр личностных характеристик индивида. К таким методикам (опросникам) относятся:
- MMPI и его модифицированные варианты СМИЛ, СМОЛ, Mini-Mult;
- методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16 ФЛО — 187, форма А; 16 ФЛО — 105, форма С);
- методика определений акцентуаций характера К.Леонгарда;
- методика определения «типа личности» и «вероятностных расстройств» данного типа Дж. Олдхэма и Л. Морриса;
- методика Г.Айзенка — ЕРО;
- методика Г.Айзенка — EPI.
Перечисленные выше методики позволяют выявить характерологические особенности, преобладающие в структуре личности родителей больных детей. Они ранжируются в соответствии с выделяемыми в них шкалами, или факторами.
С целью определения характера внутрисемейных отношений, уровня интегрированности семей данного типа, выявления семейного источника психической травматизации личности могут быть использованы методики, предложенные Э.Г.Эйдемил-лером:
- методика «Семейно-обусловленное состояние»;
- опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT);
- опросник «Конструктивно-деструктивная семья (КДС)»;
- методика «Наивная семейная психология (НСП)»;
- методика PARI Е.Шеффер и Р.Белла (блок I).
В случае выявления нарушений, близких к пограничным состояниям, или тенденции к патохарактерологическому развитию личности для подтверждения или опровержения предполагаемой гипотезы следует воспользоваться методиками, направленными на изучение отдельных психических состояний индивида. Так, например, для подтверждения депрессивных или тревожных состояний у обследуемых целесообразно использовать следующие методики:
- методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП), разработанная в Институте им. Бехтерева;
- методика измерения уровня тревожности Тейлора;
- методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге;
- методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А.Жмурова;
- методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и X. Хесса;
- методика измерения ригидности;
- методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана;
- методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина.
Содержание этих методик представлено в сборнике «Практическая психодиагностика: Методики и тесты» (1998).
Из известных проективных методик, направленных на разрешение поставленных выше целей, вероятностно используемыми могут быть:
- методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга;
- методика аутоидентификации акцентуаций характера по словесным характерологическим портретам Э. Г. Эйдемиллера;
- тест М.Люшера;
- тематический апперцептивный тест;
- методика «Q-сортировка» В.Стефансона;
- методика «Тест описания поведения» К. Томаса.
Методика аутоидентификации акцентуаций характера по словесным характерологическим портретам Э. Г. Эйдемиллера составлена на основании клинических описаний типов характера. Испытуемому предлагается ознакомиться с содержанием карточек, на каждой из которых приведено содержание одного характерологического типа, и осуществить выбор карточки, наиболее соответствующей своему характеру.
Восьмицветный «краткий» тест Люшера является специальным психологическим инструментом для диагностики фрустрацион-ных ситуаций и степени проявления напряженности и интенсивности стресса.
Методика «Q-сортировка» В.Стефансона используется для изучения представлений человека о себе самом. В соответствии с замыслом автора она выявляет шесть тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость—независимость; общительность—необщительность, принятие борьбы — избегание борьбы.
Методика «Тест описания поведения» К. Томаса направлена на изучение поведения человека в конфликтных ситуациях. Модель урегулирования конфликтов представлена Томасом в виде двух составляющих — кооперации и напористости. Выделены и способы урегулирования конфликтов.