О владетелстве царств и государств, и земель, и городов

Которые под Росийским царством лежат, и тех государств о

Воеводех.

1. Великий Новгород, царствы Казанское, Астараханское,

Сибирское, государство Псковское, княжствы Смоленское, Полотцкое,

и тех государств в первые городы посылаютца воеводы, бояре и

околничие, а с ними товарыщи, з боярами околничие и столники и

дьяки, а с околничими столники и дьяки; и ведают те государства,

с пригороды и с уезды, во всяких государственных и земляных

делах, против того ж, как ведают на Москве бояре и думные люди

Приказы. А ведают всякие государственные и земские дела и указ по

них чинят, которые мочно им чинить и вершить по наказом их,

каковы им даются из Розрядного Приказу и по Уложенной Книге, и не

описываясь к царю; а которых великих и спорных дел вершити будет

за чем не мочно, и о таких делех о указе пишут к Москве к царю, а

без указу великих дел делати и докончати не смеют.

А вором, розбойником и татем, и иным злочинцом, указ бывает

против того ж, как и на Москве. А казнити их за их воровства

смертию, кто б каков ни был, без указу царского и не описався к

нему не велено, и учинити нихто не смеет, кроме Сибири, и

Астарахани, и Терка, потому что ис тех городов к Москве к царю

писма их, и от царя против их писем о всяких делех указу вскоре

приходити не мочно, и их в таких далних городех велено казнити и

без указу царского, Руских середних людей, и Татар, и Чювашу, и

Черемису, а дворян, и мурз, и князей, и нарочитых знатных людей,

без указу царского казнити не велено; а кого они казнят, и им

воеводам для объявления велено писать к Москве, кто за что казнен

и какою смертию.

2. А которые к тем государствам и болшим городам належат

городы, всякою ведомостью, и владетелством, и податми: и в те

пригороды посылаются воеводы, дворяне и дети боярские, с Москвы и

тех городов от воевод. А велено им дела делать по наказом, каковы 103

даются им тех городов от бояр и воевод, и о всяких делех

спрашиватися и писати к ним болшим воеводам, а не к Москве; а они

болшие воеводы к тем пригородным воеводам, против их писма,

потомуж от себя указ посылают, которые дела могут они делать

сами, и они б делали, а чего делать не мочно, пишут о том к

Москве, к царю.

3. Такъже и в-ыных болших и середних городех бывают воеводы

столники и дворяня, и дьяки, и подьячие вместо дьяков; а велено

им в тех городех дела всякие делать по наказом же и по Уложению.

А которых великих дел ведати и делати им не указано, и о таких

делах велено им писати к Москве ж.

А в судных кабалных делех велено им суды давати, дворяном, и

детем боярским, и служилым всяких чинов и посадцким людем, и

крестьяном, в болших городех, где воеводы с дьяками, в долговых

делех во 100 и в 500 и в 1000 и в 10,000 рублев. А в-ыных

городех, где воеводы одни сидят, или и с подьячими, а дьяков не

бывает, велено суды давати в долговых делех в 10 и в 20 рублех, а

болши дватцати рублев суда давати им не велено никому; а будет

кто воевода, или приказной человек, болши 20 рублев суд даст, и

тот суд не в суд, да на нем же судье возмут на царя пеню.

А велено середних и менших городов всякого чину людем в

болших своих искех судитися на Москве, кто где судим и под

которым Приказом написан. А в самых болших городех, хотя в

великих искех дают суды в 1000 и в 10,000 рублех, а обвинити они

бес царского указу никого не смеют.

4. А бывает в городы к бояром и воеводам и приказным людем о

всяких делех посылаются указы, пишутца грамоты таким обычаем: «От

царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и

Белыя Росии самодержца, боярину нашему и воеводам князю Якову

Куденетовичю Черкаскому» или «князю Ивану Алексеевичю

Воротынскому с товарыщи»; а потом дело. Такъже и к середним

воеводам против того ж: кто князь или столник и стряпчей, и его

имянуют чин, потом имя; а к простому дворянину толко имя его, и

отечество и прозвание.

А пишетца та титла «всеа Великия и Малыя и Белыя Росии

самодержец» не изстари, внове, при нынешнем царе, как учинились в

вечном подданстве Малая Росия, войско Запорожское, гетман Богдан

Хмелницкой с казаками и со всеми Черкаскими городами.

Великою Росиею прозвано Московское государство; Белая Росия 104

Белорусцы, которые живут около Смоленска и Полотцка и в-ыных

городех.

Вопрос. Для чего пишетца «самодержцем»?

Ответ. Как прежние цари, после царя Ивана Васильевича,

обираны на царство: и на них были иманы писма, что им быть не

жестоким и непалчивым, без суда и без вины никого не казнити ни

за что, и мыслити о всяких делах з бояры и з думными людми сопча,

а без ведомости их тайно и явно никаких дел не делати. А

нынешняго царя обрали на царство, а писма он на себя не дал

никакого, что прежние цари давывали, и не спрашивали, потому что

разумели его гораздо тихим, и потому наивышшее пишетца

«самодержцем» и государство свое правит по своей воли. И с кем

похочет учинити войну и покой, и по покою что кому по дружбе

отдати, или какую помочь чинити, или и иные всякие великие и

малые своего государства дела похочет по своей мысли учинити, з

бояры и з думными людми спрашиваетца о том мало, в его воле, что

хочет то учинити может; однако кого из бояр и из думных и ис

простых людей любит и жалует, спрашиваетца и советует с ними о

всяких делах. А отец его блаженныя памяти царь Михайло

Федоровичь, хотя «самодержцем» писался, однако без боярского

совету не мог делати ничего.

Таким же обычаем посылаются грамоты и на посолства к послом:

«От царя и великого князя имрк» и титлы; а потом «нашим великим и

полномочным послом», одного имя пишут с товарыщи, или времянем

всех по имяном.

Да к ним же к бояром и воеводам посылаются грамоты, по их

писму, как они которого году учинят в податех и во всяких делах и

промыслех прибыль, такъже которые бояры и воеводы бывают на войне

и учинят над неприятелем поиск, или послы на сьездех постановят

вечной договор, или перемирье: и к ним посылаются грамоты, с

милостивым словом за их раденье и службу, пишут таким обычаем:

«Писали они бояре и воеводы, что которого году учинили прибыли и

иного раденья» или «ис полков воеводы ж, что Божиею помощию, и

заступлением Богородицыным и всех [святых], и его царскою

молитвою и счастием, учинился им над неприятелем поиск» или

«послы учинили посолство по его царскому изволению, и мы великий

государь, за вашу верную службу и раденье, жалуем, милостиво

похваляем, и во всем бы были они надежны на его царскую милость,

а служба их у него великого государя забвенна не будет».

5. А которому боярину и воеводе и приказным людем, или

послом и посланником и гонцом, или кто к какому делу будет

уставлен, лучитца писати к царю против всяких дел отписки: и они 105

пишут таким обычаем: «Государю царю и великому князю» имя его

царское и титла против такого ж обычая, как и в грамотах царских

пишется к ним, а по титле «холоп твой Янка Черкаской, Ивашко

Воротынской или кто нибудь с товарыщи (или и один) челом бьют

(челом бьет)» потом дело; а княжеством ся не пишут, и чину своего

не поминают.

6. А кому лучитца о каких делех бити челом царю самому, и в

Приказех судьям, и в городех и в войне воеводам, или послом, и в

челобитных своих пишут, бояре и околничие и думные и всякого чину

служилые люди: «Царю государю и великому князю» имянованье и

титла его царская против того ж, что и в отписке, а потом «бьет

челом холоп твой князь или и боярин» и простой человек полуимянем

же, без княжества и без чину; а посадцкие люди и крестьяне

пишутца в челобитных своих «рабами и сиротами», а не холопми.

Такъже и жены и дочери всяких чинов людей пишутца в челобитных

своих «рабами и сиротами», полуимянем же; а отцов своих и мужей

пишут в челобитных своих целыми имянами, и имянуют прозвище и

чин.

А кому бояром, и ближним, и всякого чину людем, о чем

лучитца бити челом царице, и царевичам, и царевнам, и они пишутся

против того ж что и к царю «холопми и рабами и сиротами», а их

титлы пишут: «Государыне царице и великой княгине имрк»;

царевнам: «Государыне царевне и великой княжне имрк», а болши

того титл не бывает; а царевичам пишут: «Государю царевичю и

великому князю» имя его и титла такова ж что и царская, а

«самодержца» не пишетца.

А власти, патриарх и митрополиты, и иные, и простые чернцы,

и черницы, и попы пишутца к царю, и к царице, и к царевичам, и к

царевнам, во всяких писмах целыми своими имянами и чинами.

7. Да в тех же во всех городех царские всякие доходы, и

поборы с посадцких и с уездных крестьян, и таможенные и кабацкие

и иные зборы, которые на вере и на откупу, во всех городех велено

собирати по окладом, против того ж что на Москве, по чему с

которого города и с уезду и с таможень и с кабаков и с-ыных

откупов положен погодно оклад: и то б все собирали, никому ни в

чем не норовя, и присылати к Москве все сполна; а кто будет

воевода и приказной человек за чем у кого чего не соберет, и то

велят доправить на самом воеводе. А на какие дела понадобятца

денги в тех городех, и им о том велено писати к Москве, и

роздавати во всякие росходы з запискою.

8. А для остерегания, или оберегания города, в болших 106

городех устроены стрелцы и казаки, вечным житьем, пушкари и

затиншики и воротники, а в-ыных местех салдаты, и бывают около

казны, и по городу, и у ворот на стороже, и посылают их во всякие

посылки. А в-ыных не в порубежных городех, для оберегания города,

устроены толко одне пушкари, и затиншики, и воротники. А ключи

городовые, воротние, во всех городех бывают у воевод и у

приказных людей.

9. А когда лучитца быти у Московского государства с-ыными

государствы войне, и для воинского времяни во всяких городех у

монастырей и у дворян устроены осадные дворы: и в воинское время

на те дворы, со всеми своими животами и з запасами и з женами и з

детми, живут в городех. А крестьян из сел и из деревень велят, со

всеми их животы, высылать для осады в городы ж, и те крестьяне, в

осадное время, с посадцкими и с-ыными людми бывают по городу на

стороже с ружьем своим или с царским.

10. А которой город попортитца, или за старостью розвалится:

и на строение городов, для починки и вновь, казну собирают того

города с торговых посадцких людей и с уездных крестьян, повытно,

смотря по городовому строению; а чего не достанет в строение тое

зборные казны; и на такое строение велит царь имати из своих

царских доходов. А мастеров каменшиков, и плотников, и иных

работников, емлют в том же городе и уезде и из иных городов.

А пушки, и пушечные запасы, и всякое воинское и осадное

орудие, посылается в те городы с Москвы, смотря по городу.

Такъже в болших каменных монастырех, для осадного времяни,

пушки и пушечные всякие запасы и всякое осадное оружие царское, и

в-ыных монастырех для оберегания городов от воинских людей

устроены стрелцы и пушкари; а где стрелцов нет, и в тех

монастырех устроены, слободами, торговые люди и крстьяне.

11. А будет в Московском государстве построеных каменных

городов, кроме монастырей, с 20 городов, или мало болши, а

досталные все деланы деревяные, на земляных валах и просто на

земле; и для войны насыпают те городы песком и каменьем, а для

крепости тех городов копаны кругом глубокие рвы и бит деревяной

чеснок, а в-ыных рвах пущена кругом вода.

Глава 9, 107

А в ней 12 статей.

О воинских зборах.

1. Как бывает со окрестными государствы нелюбье и война и в

то время царь советует с патриархом, и с митрополиты и со

архиепископы и с епископы, и с-ыными болших монастырей властми, и

говорит з бояры, что у него с-ыным государем учинилось нелюбье, и

хочет он тому государю мстити недружбу войною: и власти и бояре

на такое дело с ним царем приговорят, и положат воинским людем

збор со всего государства, столником, и стряпчим, и дворяном

Московским, и жилцом, и дворяном и детем боярским городовым, и

казаком, и стрелцом, и салдатом, и Татаром. И будет на которой

войне лучится быти самому царю, и в то время смотря царь всех

воинских людей, обирает себе полк изо всяких чинов людей и ис

полков; потом учинит полки бояром, и околничим, и ближним людем,

по своему разсмотрению. А когда он царь своею особою в войну не

пойдет, и тогда посылает бояр и ближних людей, а с ними ратных

людей, их выборные полки; такъже в прибавку выбрав из своих

полков, посылает по своему разсмотрению.

А бывают в царском и в боярских, на службе, столники и

стряпчие и дворяня и жилцы, росписаны посотенно; и над всякою

сотнею учинены головы сотенные из столников и из дворян, а у них

порутчики и знаменшики ис тех же чинов, менших чинов люди. А

хоругви у них болшие, камчатые и тафтяные, не таковы как

рейтарские; трубачеи и литаврщики их же голов дворовые люди. А

учения у них к бою против рейтарского не бывает, и строю никакого

не знают, кто под которым знаменем написан и по тому и едет без

строю.

Да из столников же, и из стряпчих, и из дворян, и из жилцов,

выбирает царь из своего полку добрых людей с 1000 человек,

которым быти всегда к бою и не к бою при нем самом и для 108

оберегания знамени его царского, да для всяких дел в розсылку

ясаулов с 60 человек; а бояре и воеводы потомуж выбирают из своих

полков, для чести своей и оберегания царского знамени, которые

даютца им воеводам от царя, и для особых их боярских знамен,

человек по сту, кого излюбят, да для всяких воинских розсылок

ясаулов человек по 20, молотцов добрых. А бывают царские знамена

у самого в полку и у бояр болшие, шиты и писаны золотом и

серебром, на камке Спасов образ, или какие победителные чюдеса; а

боярские знамена бывают таковы, что у Полской гусарии,

разноцветные, долгие.

Да в то ж время как бывает у царя смотр всем ратным людем,

перед войною: и в то время у столников и у стряпчих и у дворян

Московских и у жилцов росписывают, сколко за кем крестьянских

дворов, и сметя против крестьянских дворов напишут за ними быти к

бою людей их со всею службою, всяких чинов за человеком человек

по 5 по 6 и по 10 и по 20 и по 30 и по 40, смотря по их животам и

по вотчинам, кроме тех людей, которые с ними бывают за возами. А

как прилучится бой, и тех их людей к бою от них не отлучают, и

бывают с ними вместе под одним знаменем.

2. Рейтарские полки; и в те полки в рейтары выбирают из

жилцов, из дворян городовых, и из дворянских детей недорослей, и

из детей боярских, которые малопоместные и беспоместные и царским

жалованьем денежным и поместным не верстаны, такъже и из волных

людей прибирают, кто в той службе быти похочет; и дают, им

царское жалованье на год по 30 рублев денег. Да им же ис царские

казны дается ружье, карабины и пистоли, и порох и свинец, а

лошади и платье покупают сами; а чего в котором году того

жалованья у них за хлебною дороговью не доставает, и им в полки

посылают жалованье с прибавкою. А у которых дворян, и жилцов, и у

недорослей, есть крестьянские дворы: и тем царского жалованья

дают несполна; сколко за кем крестьянских дворов, и у таких из

жалованья против крестьян вычитают, да им же на службе с ружьем

велят быть с своим. А у кого на службе убьют лошадь, или умрет, и

таким для покупки лошадей жалованье дается в полкех, по

разсмотрению; а у ружья что попортитца или на бою отобьют, и в то

число ружье дается иное в полкех же, по разсмотрению, а иным

пожиточным людем велят купити на свои денги.

Да в рейтары ж емлют с патриарха, с митрополитов, с

архиепископов и епископов, и с монастырей, такъже з бояр и

околничих и думных людей, которые останутся на Москве, а нигде не

на службе и не в посолствах, такъже с столников и з дворян

Московских и з городовых, которые от службы отставлены за

старостью и за болезнью и за увечье и служеб им самим служити не

мочно, такъже и со вдов и з девок, за которыми есть крестьяне,

смотря по вотчинам и по поместьям, сколко за которым вотчинником 109

и помещиком крестьян, со 100 крестьянских дворов рейтар,

монастырской служка или холоп. А посылати властем и монастырем, и

бояром и думным людем, и столником, и дворяном отставным, и

вдовам и девкам, людей своих и служек на службу, на указной срок,

со всею службою и с лошадми добрыми и з запасы с своими, смотря

по службе, чтоб запасами и ничем были нескудны, и за ними за 5

человеки и за запасом по человеку, сверх тех указных людей. А кто

рейтар, боярской служка или монастырской, побежит с службы, и их

имая и бив кнутом велено высылати на службу, или на дороге поимав

в полкех тем людем потомуж бывает наказание; а кого не сыщут, и

за таких беглых людей емлют иных людей, да на них же бывает

положена пеня великая, для того, отпущай на службу добрых людей

верных и ничем бы был не скуден, и того для и иным неповадно

будет с служеб бегать.

А прибираючи тех рейтар полные полки, отдают иноземцом и

Руским людем полковником, и бывает им учение. А бывают у рейтар

началные люди, полковники, и полуполковники и маиоры, и

ротмистры, и иные чины, розных иноземских государств люди; а

Руские началные люди бывают у рейтар, столники, и дворяне, и

жилцы, ученые люди иноземских же полков из рейтар и из началных

людей.

3. Стрелецкие полки, старые, на Москве и в городех, как о

том писано выше сего; а вновь стрелецкие полки прибирают из

волных людей, и жалованье им дается против старых стрелцов; и

бывают в стрелцах вечно, и дети и внучата стрелцы ж по них.

4. Полки салдатцкие, старые, издавна устроены житьем на

порубежных местех, острогами, в двух местех к границе Свейского

государства, Олонец, Сомро, погостами и деревнями, со всем своим

житьем и з землею: и в воинское время емлют их на службу, и

учинят к ним полковников и иных началных людей. А для оберегания

пограничных мест, и острожков, и домов, оставливают их четвертую

долю людей, и податей с них на царя не берут ничего; а когда

войны не бывает, и тогда с них берут подати что и с-ыных

крестьян, по указу, по чему положено. А будет тех салдатов

немалое число.

Новые полки; и в те полки прибирают салдат из волных людей,

и из Украинных и ис Понизовых городов, детей боярских,

малопоместных и беспоместных; такъже и с патриарших, и с

властелинских, и с монастырских, и з боярских, и всякого чину

людей, с вотчинниковых и с помещиковых со ста крестьянских дворов

салдат.

Да в салдаты ж емлют всего Московского государства с 110

крестьян, кроме Сибири, и Астарахани, и Казани: у которого отца

два или три сына, или три брата живут вместе, а не порознь, и от

трех емлют одного человека; а у кого четыре сына или четыре брата

вместе, и от таких емлют двух, а у кого сыщется болши, и от таких

болши и возмут; а у кого два или три сына или братья малые, и

службы им салдатцкие служить не в мочь, и от таких людей не

емлют, до тех мест, доколе подростут и годятца быти в службе. Да

ис Казани и ис Понизовых городов собирают Татар, и Черемису, и

Мордву, со 100 ж дворов.

А прибираючи салдатов розные полки, отдают началным людем

против того ж что и рейтар, и бывает им учение; а жалованья им

даетца кормовых денег на месяц по 60 алтын человеку. Да салдатом

же дается ис царские казны ружье, мушкеты, порох, фитиль,

бердыши, шпаги, пики малые; а иным даетца шпаги и мушкеты и пики

долгие; и те мушкеты, для нужного времяни, возят за ними на

лошадях.

А в нынешнюю службу, от лета 1651 года, за продолжением

Полские войны, многие люди рейтары и салдаты, на боех и на

приступех, и сидячи в осадех, и стояв долгое время под многими

розными городами, з голоду померли: и збираны рейтары и салдаты,

ежегод, со властей и с монастырей, и з бояр и со всяких чинов, с

помещиков и с вотчинников, со 100 дворов крестьянских по конному

человеку рейтару, с ружьем, да по салдату; да сверх того збираны

рейтары и салдаты подвожды в году, не по один год, со 100 ж

крестьянских дворов рейтар, а в салдаты с 20 дворов салдат.

А збирают тех рейтар и салдат со 100 дворов крестьянских, а

у кого столко числом крестьян не было, и с таких двух или 5 и

десяти помещиков и вотчинников иманы денги, по розчету, за

райтара по 30 рублев, за салдата по 20 рублев.

А в котором году рейтаром и салдатом на службу посылок не

бывает, роспущают их по домом; а в которое время надобны будут, и

их велят поставить на Москве, или на службе, на срок, по

прежнему.

5. Драгунские полки; старые драгуны устроены вечным житьем

на Украйне к Татарской границе, против того ж, что и салдаты к

границе Свейского государства, а вновь драгунов берут с Украинных

городов и с волостей, с торговых людей и с крестьян, которые

живут за царем и за монастыри, против такого ж обычая, что и

рейтаров и салдатов, и исполнивая полки придают их к райтаром в

полки. А служба их, конная и пешая, против салдатцкого обычая, с

мушкеты и з бердыши и с пики короткими и з барабаны; а знамена

бывают у них двои, во время пешего строю салдатцкие знамена, а во

время езды против салдатцких вполы; а жалованье дается им рублев

по 12 человеку; а началные люди у них против того ж что и у

рейтаров.

6. Казачьи полки, старые ж; а устроены те казаки для 111

оберегания порубежных мест от Полские границы, и тех казаков было

до войны с 5000 человек, а ныне их немногое число; а учинены они

в казаки из служилых людей, из рейтар и из салдатов, после

прежних служеб, и даны им дворы и места и земля пахотная; а

оброку царю и податей не платят никаких. А как они бывают на

службе, и им жалованье дается погодно, против драгунов; а к бою

служба их против рейтарского строю, знамена малые ж, своим

образцом; началные люди у них, голова, атаманы, сотники, ясаулы,

из дворян и из рейтарских началных людей.

7. Донские казаки; и тех Донских казаков з Дону емлют для

промыслу воинского, посылать в подъезды, подсматривать, и

неприятелские сторожи скрадывать; и дается им жалованье что и

другим казаком. А будет их казаков на Дону с 20,000 человек,

учинены для оберегания Понизовых городов от приходу Турских, и

Татарских, и Нагайских людей, и Калмыков. А люди они породою

Москвичи и иных городов, и новокрещеные Татаровя, и Запорожские

казаки, и Поляки, и Ляхи, и многие из них Московских бояр и

торговые люди и крестьяне, которые приговорены были х казни в

розбойных и в татиных и в-ыных делах, и покрадчи и пограбя бояр

своих уходят на Дон; и быв на Дону хотя одну неделю, или месяц, а

лучитца им с чем нибудь приехать к Москве, и до них вперед дела

никакова ни в чем не бывает никому, что кто ни своровал, потому

что Доном от всяких бед свобождаютца. И дана им на Дону жить воля

своя, и началных людей меж себя атаманов и иных избирают, и

судятца во всяких делах по своей воле, а не по царскому указу. А

кого лучитца им казнити за воровство, или за иные дела и не за

крепкую службу, и тех людей посадя на площади, или на поле, из

луков или ис пищалей розстреляют сами; такъже будучи на Москве

или в полкех, кто что сворует, царского наказания и казней не

бывает, а чинят они меж собою сами ж. А как они к Москве

приезжают, и им честь бывает такова, как чюжеземским нарочитым

людем; а ежели б им воли своей не было, и они б на Дону служить и

послушны быть не учали, и толко б не они Донские казаки, не

укрепилось бы и не были б в подданстве давно за Московским царем

Казанское и Астараханское царствы, з городами и з землями, во

владетелстве. А посылается к ним на Дон царское жалованье,

денежное, негораздо помногу и невсегда; а добываются те казаки на

Дону на всяких воинских промыслах от Турских людей, горою и

водою, такъже и от Персицких людей и от Татар и от Калмыков, и

что кто где на воинском промыслу ни добудут, делят все меж собою

по частям, хотя кто и не был. Да к ним же Донским казаком из

Казани и из Астарахани посылается хлебное жалованье, чем им мочно

сытим быть; а иные сами на себя промышляют.

8. Всем тем ратным людем денежное, годовое и месячное,

жалованье собирают со всего Московского государства, с посадцких 112

торговых и ремесленых людей, и царских сел и волостей, и со

властелинских и боярских и помещиковых и вотчинниковых крестьян и

з бобылей, по указу, против торговли и промыслу, по чему положат

и по чему сами меж себя изверстают, сколко с кого что взяти с

торговли и з земли.

А для нынешние Полские и Свейские войны збирано со всего ж

Московского государства, со всяких торговых людей, и с

вотчинниковых и помещиковых крестьян и бобылей, сперва дватцатую

денгу, потом десятую денгу, не по один год; а в 1662-м и 3-м

годех собирали со всякого чину людей, которые писаны выше сего,

пятую денгу серебряными денгами. А чего зборных денег на

жалованье ратным людем недоставает, и то дают из царских

Приказных и из городовых доходов.

Таким же обычаем, и в прежние воинские времяна, десятая

денга збирана ж со всего Московского государства с таких же чинов

людей. А как тое десятую денгу, или 20-ю и 5-ю, на них положат, а

они кто хочет быти богобоязлив и души своей повредити не похочет,

скажет по святой непорочной Еуангелской заповеди Христове в

правду, что ему доведетца от промыслов и от животов, или от

земли, дати 20 или 10-е или пятые денги столко и столко, и

положит число: и ведаючи таких людей по их торговле и промыслом,

что он сказал правду, и по его скаске столко с него и возмут. А

которой человек, не боясь Бога и указу царского ослушався, скажет

неправду, утаит многое, что ему доведетца дать столко и столко, и

положит малое число не против торговли своей и промыслов, а

товарыщи его торговые люди или крестьяне, ведая его торговлю и

промыслы, скажут и положат на него что доведетца с него взяти

столко числом: и по тому их приговору с него и возмут; а что он

неправду скажет, по душе своей утаит многое, и тому не верят.

Да для войны ж ратным людем собирают с патриарших, и

властелинских, и монастырских, и з боярских, и всяких вотчинников

и помещиков с крестьянских дворов, служилые хлебные запасы, рожь,

муку, сухари, толокно, крупы, против того ж, по указу, по чему с

которого двора доведется. А собрав те запасы, велят вести в

порубежные городы, где прилучится быти войне, тем же помещиковым

и вотчинниковым крестьяном, на кого что доведется; а з самых

далних мест за запасы и за провоз берут денгами, по росчоту,

сметясь против иных людей, кому во что запас и провоз станет. А

мясо, и соль, и вино, посылается с Москвы с царского двора на

подводах.

И те хлебные запасы, рожь и муку и сухари, и толокно, и

крупы, и мясо, и соль, и вино, будучи на службе в городех и в

полкех роздают стрелцом, и салдатом, и драгуном, помесечно, по

указу, чем кому в месец мочно прожить и кому что царь, или бояре, 113

велят дати в продажу и в займы, или безденежно и без займов.

9. А бояре и воеводы, и столники, и стряпчие, и дворяне, и

жилцы, и началные люди, и рейтары, и казаки, запасаются на службу

всякой своими домовыми запасами, у кого что прилучилось; а

царских запасов им на службе никому не дают, разве когда бывает

великая нужа и голод, и им ис царские казны даются небогатым

людем запасы, в долг, понеболшому. А райтаром и казаком бывает

нужа и голод, им для нужного времяни прибавливают денежного

жалованья, по чему доведется.

10. А когда лучится царю итти самому в войну, и бывает с ним

в его полку всякого чину людей с 30,000 человек; да в полкех у

розных бояр и воевод бывает тысечь по 20 и по 15 и по 10 и по 7 в

полку.

Да для войны ж и приступов бывают с царем и з бояры в полкех

пушки, проломные, и полковые, и гранатные, со всякими наряды и з

запасы: в царском полку с 200 пушек всяких, в боярских по 50 и по

80 пушек всяких, которые в стрелецких и в салдатцких и в

драгунских полкех. А возят те пушки, и всякие пушечные запасы, и

запасное всякое воинское ружье, на царских домовых лошадях; да

для приступов же и подкопов и осадного времяни, за пехотою возят

топоры, заступы, кирки и иные угодья, которые к воинским

промыслам годятца.

Да в полки ж берут на Москве и из городов хлебников,

пирожников, мясников, квасоваров, со всякими их запасы, для

продажи и поживления войск, человек по 50 и по 70 в полк; а

жалованье им не даетца никакое. А велят им будучи на службе, те

свои Московские товары, и которые купят и даром добудут в войне,

продавати всякого чину служивым людем негораздо дорогою ценою,

чтоб им от того было самим поживление, а воинским людем

неистратно.

11. А когда от войны бывает престатие: и тогда ратным людем,

рейтаром, салдатом, драгуном, казаком и атаманом, Мордве,

Черемисе, бывает роспуск всем по домом, кто где преж сего жил. А

которые люди иманы в рейтары и в салдаты и в драгуны, люди

боярские, и слуги монастырские, и всяких чинов людей крестьяне, а

служили они царскую службу и нужду всякую терпели многие годы,

такъже кто и одного году не служил, а взят в полон и был в полону

хотя год: и тем которые служили многие годы, и которые были в

полону, за многую их службу и за терпение, всякому воля где кто

жить похочет, а старым бояром по холопстве и по вечности

крестьянской дела до них нет, разве они сами к ним по прежнему 114

итти похотят; а иных, по их челобитью, верстают в казаки и в

драгуны, и дают им дворовые места и пашенную землю.

12. А иноземцом началным людем бывает после службы указ:

будет кто похочет остатца в вечной службе, и им жалованье

месечной корм дается до веку их; а будет похотят ехать прочь в

свои государства, и им дав жалованье на отпуске отпущают. А

которые иноземцы раненые, и впред служеб им служити не мочно, и

остатца похотят на Москве, такъже которые иноземцы бывают побиты,

а после их останутца жены и дети: и тем раненым, и побитых людей

женам и детем, жалованье дается на прожиток, помесечно, до веку

их, въполы того жалованья, как им раненым и побитым давано что

еще были здоровы; а которые жены после мужей своих, или дочери

после отцов своих, повыдут за муж, и им кормовых денег болши того

не дается.

Такъже и Руские, всяких чинов люди, будут ранены тяжелыми

ранами, и служеб им служити будет им не мочно, а прокормитися им

будет нечем: и таких людей отдают и велят поить и кормить и

одевать в монастырех, где кто сам быть похочет, до веку живота

их, безденежно.

А которых людей будучи на службе ранят тяжелыми и лехкими

ранами: и тех людей, иноземцов и Руских, которым идут кормовые

денги, такъже и рейтар и драгунов велят лечити доктором и лекарем

царским, безденежно; да им же, за раны, Руским людем и иноземцом,

небогатым, за рану и за службу даетца царского жалованья по

5 рублев человеку.

Глава 10, 115

А в ней 7 статей.

О торговых людех.

1. Гости; и в тех гостех бывают ис торговых людей, гостиной

и суконной сотен, и ис посадцких людей. А бывают они гостиным

имянем пожалованы, как бывают у царских дел в верных головах и в

целовалниках у соболиные казны, и в таможнях, и на кружечных

дворех; и торги своими торгуют и всякими промыслы промышляют; и

волно им в домех своих, про свой росход, держати питье, и варити

и курити, чрез целый год, такъже волно и вотчину купити, и

держати, и под заклад имати. И будучи в гостех, потомуж бывают в

царских службах, по переменам, у соболиные казны и у денежных

зборов в головах и во дьяцех. А будет их блиско 30 человек; а

торги своими торгуют в году всякой человек тысечь на 20 и на

40.000 и на 50,000 и на 100,000 рублев.

2. Гостиная, суконая сотни, устроены для того: на Москве и в

городех бывают у зборов царские казны, з гостми в товарыщах, в

целовалниках, и торги своими торгуют же и всякими промыслы

промышляют, и питье всякое в домех своих велено им держать, без

заказу; а крестьян купити и держати им заказано. А будет их с 200

человек.

3. Московские торговые люди, устроены сотнями и слободами,

такъже и во всех городех посадцкие люди устроены слободами ж: и

бывают погодно выбираны в царские службы, в таможни, и на кабаки,

и к иным промыслом, в верные головы и в целовалники; а иные

таможни, и кабаки, и всякие поборы, откупают они ис царские казны

на свои денги.

4. А торгуют они всяких чинов торговые люди, на Москве и в

городех и в отъездех, всякими торговыми промыслы. И против той их

торговли и промыслов положено царское тягло, на всякой год, со

всякого города, что доведется взяти, окладами: а те все 116

вышеписанные чины, на кого что положено, сметяся сами меж собою;

а кому чего не в мочь платить, збавливают и накладывают на иных,

и выбраны у них бывают для таких дел старосты. А собрав по указу

и по окладу денги, отдают в Приказех и в городех воеводам, или

сами привозят к Москве.

А питья им посадцким людем кроме гостей и гостиные и

суконные сотен, в домех своих держати никому не велено. А когда

лучитца им купити вина, или пива сварить, или меды ставить, для

своего надобья, и тогда бьют челом царю: и им поволено держати на

указные дни и недели, и платят с того питья в царскую казну

пошлины, по указу. А заказано им то питье держати для того, чтоб

утаясь на сторону не продавали, и в домех своих карчмы и

наложства не чинили. А понадобитца им варити квас, или мед

поставить, или на ежу смолоть ржи, или чего иного, или быка, или

корову и свинью и овцу убить, не на продажу: и то волно, и пошлин

царских с того не платят никаких.

5. А кому гостем, или торговым и посадцким людем, лучитца на

каких нибудь людех чего искати и отвечати: и им велено искати, на

Москве и в городех, у бояр и у воевод и у приказных людей, где

кто ведом и судим; а своих у них судов ни в каких делех не

бывает.

6. А которой человек гость и торговой человек, будучи в

головстве в таможне и у иных зборов и у продажи и у соболиные и

иные казны, в котором году год перед годом казны соберет болши: и

им за тое службу от царя бывает похвала, и бывает им жалованье,

по купку или по ковшу серебряному, да по сукну, да по камке; а

товарыщам их целовалником по ковшу ж серебряному, да по сукну и

по тафте, смотря по прибыли и по человеку.

7. А будет которой гость, или иной человек, будучи у збору

или у продажи, перед старыми годами прибыли соберет менши

прошлого году, своим нерадением, гулянием, или пиянством: и тое

прибыль которой было быть в котором году, счотчи против иных

городов прибылей, берут на них на самих; да сверх того бывает

наказание кнутом. А будет они верные головы и целовалники и

истинны не соберут сполна, за дороговью, или за иным чем нибудь,

а не своим нерадением: и таким за такие дела не бывает ничего.

Глава 11, 117

А в ней 6 статей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: