1 тыс. до н.э.
В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.
Бляшка "Олень". 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж. 35,1х22,5 см. Из кургана в Прикубанье. Рельефная пластина была найдена прикрепленной на круглом железном щите в погребении вождя. Образец зооморфного искусства ("звериного стиля"). Копыта оленя выполнены в виде "большеклювой птицы".
Нет ничего случайного,лишнего – законченная, продуманная композиция. Все в фигуре условно и предельно правдиво, реалистично.
Ощущение монументальности достигается не размером, а благодаря обобщенности формы.
Пантера. Бляха, украшение щита. Из кургана близ станицы Келермесской. Золото. Эрмитаж.
Эпоха железа.
Служила украшением щиту. Хвост и лапы украшены фигурами свернувшихся хищников.
Навершие с птицами. Бронза. Эрмитаж.
Эпоха железа
Поясная бляха. Орел, терзающий тигра. Золото.
Эпоха железа. Равновесие между реализмом и стилизацией нарушается в пользу стилизации.
|
|
Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии.
Ножны. Фрагмент. Кон. 5 – нач. 4 в. до н.э. Золото, чеканка. Эрмитаж. Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя.
Гребень. кон. 5 - нач. 4 вв. до н.э. Золото. Выс. 12,3. Курган Солоха.
Запорожская обл. Эрмитаж.
Выводы
Скифское искусство – «звериный стиль». Поразительная острота и напряженность изображений. Обобщенность, монументальность. Стилизация и реализм.