Заочной формы обучения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ПРИ ПГУ

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Тема 1. Философия: предмет, функции, место и роль в обществе

(изучается аудиторно)

Вопросы для изучения:

Что такое философия? Предфилософия. Суть философского знания. Предмет философии. Структура философского знания. Метафизика. Основной вопрос философии и его решение различными школами и направлениями. Материализм и идеализм. Основные функции философии (мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, интегративная, культурологическая, аксиологическая, этическая). Исторические формы мировоззрения. Философия как мировоззрение. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Место и роль философии в обществе. Философия и наука в единстве и различии. Философско-методологический анализ как необходимое условие перестройки научной картины мира. Философия в современном мире.

 

Тема 2. Философия Древнего мира

(изучается самостоятельно)

Возникновение философии. Древнекитайская философия: культура Дао, моизм и конфуцианство. Принцип всеобщей любви всех ко всем в моизме. Природно-социальный идеал родового прошлого в учении Лао-цзы и онтологические проблемы даосизма. Нравственные ценности и искусство управления государством в философии конфуцианства. Ведический, эпический и классический этапы философии Древней Индии. Ортодоксальные школы древнеиндийской философии и буддизм. Фалес Милетский и формирование философской традиции. Материализм и идеализм античной философии. Идеи изменчивости материального мира Гераклита, атомизм Демокрита и вечность существования мира Лукреция Кара. Идеалистическая диалектика понятий Сократа. Проблема души и тела у Платона. Учение Аристотеля о душе. Этика Эпикура.

 

Тема 3. Философия Средневековья

(изучается самостоятельно)

Предпосылки средневековой философии. Главные особенности средневековой философии. Периодизация средневековой философии. Зарождение христианской мысли. Схоластика как совокупность религиозно-философских учений. Теоретические источники схоластики. Содержание и периодизация схоластики. Патристика. Основные философские проблемы Средневековья. Философствование в вере Августина Аврелия (Блаженного). Гармонизация веры и разума во взглядах Фомы Аквинского. Особенности философских взглядов Ансельма Кентерберийского и Пьера Пале Абеляра. Средневековая философия Ближнего и Среднего Востока.

 

Тема 4. Философия Возрождения

(изучается самостоятельно)

Предпосылки философии эпохи Возрождения. Особенности развития философии в эпоху Возрождения. Идеи гуманизма и реформизма эпохи Возрождения. Философские идеи Ф.Петрарки, Дж.Боккачио, Л.Валлы, Ф.Рабле. Натурфилософия и новое естествознание. Концепция всеединства Николая Кузанского. Вклады в развитие философии Т.Гогенгейма (Парацельса), Л.да Винчи, Н.Коперника, Г.Галилея. Теологический рационализм и веротерпимость философии Эразма Роттердамского. Философский пантеизм Дж.Бруно. Социально-политические идеи эпохи Возрождения. Особенности философских представлений Н.Макиавелли, Т.Мора, Т.Кампанеллы.

 

Тема 5. Философия Нового времени

(изучается самостоятельно)

Особенности развития философских идей в эпоху Нового времени. Английский материализм ХVII века. Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк. Философия Дж.Беркли и Д.Юма. Философская мысль Франции от Р.Декарта до Просветителей. Материализм Б.Спинозы и монадология Г.Лейбница. Антисхоластическая философия Р.Декарта. Просвещение и его философский аспект. Ж.Ламетри, П.Гольбах, К.Гельвеций, Д.Дидро и другие. Классическая немецкая философия конца ХVIII – начала ХIХ веков. Трансцендентальный идеализм И.Канта. Субъективный идеализм и практически-деятельная основа познания И.Г.Фихте. Натурфилософия и иерархия естественных сил Ф.Шеллинга. Объективный идеализм и диалектика Г.Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Достижения немецкой классической философии. Главные достижения философии Нового времени.

 

Тема 6. Философия современности

(изучается самостоятельно)

Постнеклассическая философская мысль и её предпосылки. Прагматизм (Ч.Пирс, У.Джемс, Д.Дьюи, Р.Рорти). Феноменология как учение о сознании, о феноменах и их смыслах (Э.Гуссерль). Психоанализ (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, Э.Фромм). Аналитическая философия как детальный анализ используемой логики и языка (Б.Рассел. Л.Витгенштейн, М.Шлик). Лингвистическая философия. Экзистенциализм (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.Сатр, Г.Марсель). Герменевтика как философия понимания мира посредством языка и переживаний (Х.Гадамер, П.Ринёр). Философский облик постмодернизма. М.Фуко. Ж.Деррида: метод конструкции. Ж.Лиотар: этика и эстетика возвышенного. Современные незападные философские традиции. Диалог философских культур.

 

Тема 7. Философия в России

(изучается самостоятельно)

Генезис русской философии. Характерные черты и особенности русской философии. Соотношение гуманизма и антропологизма. Философия всеединства В.С.Соловьёва как синтез идей западноевропейской и восточной мысли. Религиозный экзистенциализм и персонализм философии Н.А.Бердяева. Философия интуитивизма и персонализма Н.О.Лосского. Философия символа и космоса П.А.Флоренского. Религиозный ренессанс философии И.А.Ильина. Теория Софии и концепция всеединства в творчестве С.Н.Булгакова.

Тема 8. Философское учение о бытии

(изучается аудиторно)

Проблемы онтологии. Категория бытия в философии. Диалектика бытия и небытия. Бытие материальное и идеальное. Разнообразие форм бытия. Происхождение и эволюция Вселенной. Бытие человека. Философские представления о субстанции. Субстанция как предельное основание. Материя и её основные свойства. Уровни организации материи. Основные формы движения и принципы классификации форм движения материи. Пространство и время. Социальное пространство и социальное время. Философские представления о духе. Сознание: природа, труд как условие появления сознания, самосознание. Сознание как целостная система идеальных элементов. Структура сознания. Уровни сознания. Единство сознания и языка. Сознание и бессознательное. Философское учение о бытии и современное естествознание. Проблема единства мира.

 

Тема 9. Философское учение о познании

(изучается аудиторно)

Субъект и объект познания в философии. Основные гносеологические концепции. Сущность познавательной деятельности. Познание как процесс. Объяснение. Описание. Понимание. Рефлексия. Чувственное и рациональное познание. Личностное знание. Способы постижения реальности: обыденное познание, миф, художественное познание, религия, философия. Наука. Формы и методы научного познания. Основные формы теоретического знания. Методы теоретического познания. Знание и его формы. Возможно ли объективное истинное знание? Понятие истины в философии и науке. Главные характеристики истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Факторы, стимулирующие и искажающие истину. Познание и практика. Методология научного познания. Абстрактное и конкретное познание. Эмпирические и теоретические методы познания. Революция в познании.

 

Тема 10. Философское учение о человеке

(изучается аудиторно)

 

Человек как философская проблема. Истоки интереса к человеку. Специфика философского понимания человека. Место человека в истории философии. Человек в восточной и западной философии. Становление и развитие философской антропологии. Биосоциальная природа человека. Сущность человека. Смысл жизни и предназначение человека. Наедине с самим собой. Быть или не быть? Предназначение человека. Деятельность и её роль в формировании и развитии человека. Философская антропология ХХI века: направления и особенности. Понятие человека, индивида, личности, субъекта и их соотношение. Основные признаки человека. Основные черты личности. Личность и массы. Права и обязанности личности: теория и практика.

 

Тема 11. Философское учение об обществе

(изучается самостоятельно)

Основные парадигмы социологической мысли. О.Конт, К.Маркс, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер, П.А.Сорокин. Теория факторов. Понятие общества. Основные подсистемы общества: экономическая, духовная, социальная, политическая. Структура общественного сознания. Социальные общности и группы. Социальные классы и слои. Социальные институты. Проблема оснований общественной жизни. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций. Необходимость и свобода в историческом процессе. Субъекты истории. Источники и движущие силы развития общества. Материальные идеальные процессы общественного развития. Общественная жизнь как цивилизационный процесс. Основные направления социализации личности в информационном обществе.

Тема 12. Философское учение о ценностях

(изучается самостоятельно)

Понятие ценности. Ценность как отношение между мыслью и действительностью. Ценность и истина. Мир значимостей и ценностей. Ценности и оценка. Оценка как определение социальной значимости объекта. Предмет оценки. Субъект оценивания. Основания оценки. Нормы как ценности и как основание оценки. Виды ценностей. Предметные ценности. Духовные ценности. Идеал как концентрированное выражение духовных ценностей. Личностные и групповые ценности. Соотношение личностных и общественных ценностей в структуре личности. Ценностные ориентации как совокупность ценностных установок личности. Иерархия ценностей. Ценности фундаментальные и ценности высшие. Особенности высших ценностей как стержня культуры нации.

 

Тема 13. Философское учение о движении, развитии и изменениях

(изучается самостоятельно)

Принципиальные особенности современной формы диалектики. Диалектика объективная и субъективная. Теория развития мышления и теория развития знания. Диалектика как система. Основные принципы диалектики. Законы и категории диалектики. Особенности законов диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Закон отрицания отрицания. Диалектическая схема процесса развития. Сущность и явление. Общее, единичное и особенное. Необходимость и случайность. Причина и следствие. Возможность и действительность. Содержание и форма. Проблема развития в концепциях современного естествознания.

ТЕМАТИКА

ДОМАШНИХ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

(ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ)

 

ВАРИАНТ № 1

1. Предмет, функции и структура философии.

2. Основные философские концепции происхождения сознания.

 

ВАРИАНТ № 2

1. Основной вопрос философии и его решение различными философскими школами и направлениями.

2. Особенности и формы чувственного и рационального познания.

 

ВАРИАНТ № 3

1. Категория бытия в философии. Бытие и небытие.

2. Основные факторы формирования и развития личности.

 

ВАРИАНТ № 4

1. Философские представления о субстанции.

2. Основные концепции антропогенеза.

 

ВАРИАНТ № 5

1. Понятие, свойства и формы материи.

2. Понятие, виды и иерархия ценностей.

 

ВАРИАНТ № 6

1. Философские представления о духе.

2. Способы постижения реальности.

 

ВАРИАНТ № 7

1. Основные гносеологические концепции.

2. Законы диалектики и их особенности.

 

ВАРИАНТ № 8

1. Движущие силы и источники развития общества.

2. Понятие, формы и уровни мировоззрения.

 

ВАРИАНТ № 9

1. Понятие и принципы диалектики.

2. Основные философские решения проблемы смысла жизни.

 

ВАРИАНТ № 10

1. Проблема соотношения личности и общества.

2. Понятие, виды и критерии истины.

 

Тема домашней

контрольной работы (номер варианта)

выбирается по предложенной тематике

в соответствии с последними цифрами

номера зачётной книжки

 

ЛИТЕРАТУРА:

(ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ)

1. Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах. М., 2004.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2004.

3. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб, 1999.

4. Алексеев С.С. Философия права. М., 1997.

5. Баскин Ю.Я. Очерки философии права. Сыктывкар, 1996.

6. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

7. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1999.

8. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1991.

9. Блинников Л.В. Великие философы. М., 1998.

10. Бучило Н.В., Чумаков А.Н. Философия. М., 2003.

11. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. М., 2008.

12. Вольф Р.П. О философии. М., 1996.

13. Гегель Г. Философия права. М., 1990.

14. Гильдебранд Д. Что такое философия? СПб, 1997.

15. Гладков В.А. Философский практикум. М., 1994.

16. Горбачёв В.Г. История философии. Брянск, 1998.

17. Губин В.Д. Основы философии. М., 2005.

18. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

19. Делёз Ж., Гвайтари Ф. Что такое философия? СПб, 1998.

20. Дугин А.Г. Философия политики. М., 2003.

21. Егоров В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. М., 2002.

22. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб, 2001.

23. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

24. Канке В.А. Основы философии. М., 2005.

25. Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992.

26. Коган М.С. Философия культуры. СПб, 1996.

27. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб, 1998.

28. Кюнг Г. Великие христианские мыслители. СПб, 2000.

29. Лебедев С.А. и другие. Философия науки. М., 2005.

30. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990.

31. Малахов В.П. Философия права. Екатеринбург, 2002.

32. Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002.

33. Мусский И.А. Сто великих мыслителей. М., 2002.

34. Орлов В.В. Основы философии. Пермь, 2001.

35. Панарин А.С. Философия политики. М., 1994.

36. Патном X. Философия сознания. М., 1999.

37. Пермяков Ю.Е. Лекции по философии права. Самара, 1995.

38. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Новое время. СПб, 1996.

39. Сёрл Дж.Р. Философия языка. М., 2004.

40. Спиркин А.Г. Философия. М., 2001.

41. Стёпин В.С. Теоретическое познание. М., 2002.

42. Стёпин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006.

43. Стёпин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

44. Философия. / под ред. М.Н. Росенко. М., 2005.

45. Философия. / под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. М., 2004.

46. Философия. // Новая философская энциклопедия. В 4 томах. М., 2000.

47. Философский энциклопедический словарь. М., 2000.

48. Философия науки. / отв. ред.-сост. Л.А.Макешина. М., 2005.

49. Фролов И.Т. и другие. Введение в философию. М., 1990.

50. Хрестоматия по истории философии. М., 2000.

 

 

ВОПРОСЫ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: