Технологическая безопасность (ТБ) – относительно новая категория, возникшая на этапе изучения проблем сохранения научного потенциала, морального устаревания материальной базы производства и усиливающейся зависимости от внешней товарной и технологической экспансии.
Технологическое отставание не только наносит государству экономический ущерб, но и ведет к снижению национальной оборонной безопасности. В этих условиях необходимо принятие государством радикальных мер по технологическому развитию производства и повышению конкурентоспособности продукции национальных товаропроизводителей, а также необходима разработка государственной научно-технической и инновационной политики.
Принято выделять три типа безопасности:
· социальная – правовая, интеллектуальная, духовно-культурная;
· экономическая – финансовая, хозяйственная;
· технологическая – научная, материально-техническая, оборонная (связанная с экономической безопасностью).
ТБ может быть определена и как один из важнейших аспектов национальной безопасности, создающий условия и ресурсы защиты национальных интересов, и как составная часть экономической безопасности государства, формирующая материальную базу поддерживания других видов безопасности.
ТБ представляет собой обеспечение устойчивости научно-технического развития материальной базы экономики на основе наукоемких технологий, обеспечивающих конкурентоспособность товаров и услуг национальных производителей и устойчивость их развития при осложнениях, возникающих в связи с неблагоприятными тенденциями или конкретными событиями в мировой экономике и государстве.
Важнейшим содержанием ТБ является:
· обеспечение научно-технической и технологической независимости государства от внешних угроз;
· недопущение или ограничение проникновения на территорию государства морально устаревших технологий, наносящих вред экономике, экологии, и здоровью человека.
Обеспечение ТБ идет по двум направлениям:
· создание собственной технологической базы;
· привлечение в производство передовых зарубежных технологий, создавая прорывные товарно-технологические блоки, формировать собственные ниши в мировом товарном и инновационно-технологическом пространстве.
Проблемы оценки ТБ государства разработаны еще недостаточно, но можно выделить три основные ее направления.
1. Сравнительная оценка развития научного потенциала государства и применяемых технологий, их место, роль и возможности в мировой науке, технике и производстве.
2. Оценка состояния и уровня технологического развития производства, определяемого основными экономическими параметрами инновационности и инвестиционности реального сектора экономики, развитием научно-инновационной системы государства, возможностями и эффективностью ее функционирования.
3. Разработка государственной научно-технической политики и системы мер по ее реализации на основе государственной научно-инновационной программы, включающей финансирование из всех источников разработки и реализации на предприятиях системы инноваций и оценку их эффективности в виде повышения национальной технологической и экономической безопасности; системы экономического стимулирования инновационных процессов в коммерческих структурах.
Одним из направлений ТБ, приобретающей для России с каждым годом все большее значение, является сокращение и предотвращение техногенных катастроф, вызванных чаще всего критическим состоянием материально-технической базы и технологическим отставанием соответствующих производств.
В целях недопущения возникновения техногенных катастроф или минимизации их негативного воздействия на окружающую среду и человека для каждой группы потенциально опасных объектов разрабатываются различные системы обеспечения внутринациональной технологической техногенной безопасности (ТТБ), максимально учитывающие специфику их функционирования и отношения собственности.
Обеспечение ТТБ (как одного из ключевых элементов национальной и экономической безопасности) в масштабах страны осуществляется государством и МЧС посредством проведения единой государственной научно-технической и технологической политики, реализации мер экономического характера.
Угрозы технологической безопасности РФ
В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации к угрозам технологической безопасности России в первую очередь следует отнести:
– сокращение объемов материального производства в гражданском и оборонном комплексах, достигшее к настоящему времени 40–50%, а в фондообразующих отраслях 70–95%;
– исключительно и недопустимо высокий уровень износа основных фондов и исчерпания проектных ресурсов машин и оборудования (до 50–70% оборудования в ведущих отраслях энергетики, нефтегазохимии, на транспорте близки к полной выработке ресурса);
– невозможность обновления основных фондов в силу неприемлемо низкой инновационной и инвестиционной активности (степень их ежегодного обновления в оборонно-промышленном комплексе не превышает 1–5%);
– рост доли низкоуровневой технологической переработки сырья и материалов по сравнению с высокотехнологичным выпуском готовой продукции (доля экспортной сырье вой продукции в 5–10 раз превышает долю продукции глубокой переработки);
– исключительно высокий перекос в оплате труда работников сферы материального производства и в сфере посреднической и епроизводительной деятельности (до 10–20 раз);
– резкое сокращение государственной поддержки научного потенциала в области фундаментальных (до 5–10 раз) и прикладных (до 10–20 раз и более) разработок со значительной или полной деградацией ведущих научно- технических школ и центров страны;
– ослабление (до 2–5 раз и более) научно-технической и производственной кооперации России с участниками СНГ и бывшими странами СЭВ;
– падение (на 20–40%) выпуска молодых специалистов общетехнического и специального научнотехнического и производственного назначения с последующей 30–80%ной их невостребованностью реальной сферой производства;
– передача и низкоценовая (до 5–10%) продажа за рубеж ранее выполненных дорогостоящих научнотехнических разработок и инженерно-технологических решений двойного назначения;
– резкое старение интеллектуального потенциала страны в сфере научно-технических разработок, на 25–40% превышающее ход естественного старения;
– внешняя утечка специалистов высокой профессиональной подготовленности (до 100 тыс. с экономическим ущербом стране до 40–60 млрд. долл.);
– внутренняя утечка и перераспределение объемов специалистов в сторону непроизводственной сферы;
– практически полная потеря производственных возможностей и промышленного потенциала во многих гражданских и оборонных отраслях (электроника, вычислительная техника, робототехника, машиностроение);
– нарушение сложившихся с учетом специфики России в пространствах и климатических условиях тарифов на энергоносители и транспорт с их 2–5 кратным ростом по сравнению с тарифами на продукцию материального производства;
– самостоятельный уход и вытеснение России (до 50–75% и более) из сферы производства высокотехнологичной военной техники и технологий двойного назначения, являвшихся ранее в СССР и остающихся в передовых странах основами технического и технологического прогресса.