double arrow

Место Византии в истории мировой педагогики


 

Византия оказала огромное культурное воздействие на страны Востока и Европы. Византийская образованность для остального мира служила как бы мостом, соединившим античность и средневековье. Византийское просвещение не угасло и с гибелью самой империи. После падения Константинополя в 1453 г. ученые-беглецы принесли на Запад не только сохраненные духовные богатства античности, но и христианско-античную любовь к человеку и истине.

Педагогику Запада нельзя полностью уяснить без учета византийского влияния. Византия передала через Италию (ее провинцию в V в.) интерес к изучению античной литературы. В XIII-XIV вв. важным передаточным звеном византийского влияния сделались европейские университетские центры. Западная Европа и Византия совместно вырабатывали гуманистическую концепцию человека, которая стала знаменем эпохи Возрождения с XIV в. Антично-византийские традиции светского образования дали мощный импульс эволюции образования и педагогической мысли Западной Европы. Труды византийских педагогов-философов пользовались популярностью в ученых кругах Западной Европы. Среди таких трудов можно указать «Источник знания» Иоанна Дамаскина, который оказал влияние на воззрения виднейшего богослова западноевропейского средневековья Фомы Аквинского. Византийские идеи о воспитании и обучении проникали в Западную Европу и через арабское посредничество. Но постепенно культурное влияние Византии на Западную Европу ослабевало, что было связано прежде всего с расколом христианства на православие и католицизм. Тем не менее средневековый Запад не прекращал использовать педагогический опыт Византии. После падения Константинополя часть греческих ученых и писателей перебралась в Италию. Труды последних представителей византийской традиции заняли свое место при выработке педагогических идей европейского Возрождения. Многие философы-педагоги, например Гемист Плифон, покинув Византию после краха империи и закрытия Магнавры, сделались профессорами европейских университетов Западной Европы. В свою очередь, в Византии преподавали ученые из Европы (например, Флавий Касаюдор).

Воздействие византийского образования испытали исламский мир и христиане Закавказья. Так, после закрытия в 529 г. Афинской академии многие ее преподаватели перебрались ко двору персидского шаха и организовали там дворцовую школу. Арабы, завоевав в VII в. многие провинции Византии, восприняли существовавшие в них образовательные традиции. Многие наставники знаменитого на Востоке «Дома мудрости», созданного в Багдаде (832 г), были христианами — выходцами из Византии. Одним из них был Иоанн Дамаскин. В интеллектуальных кругах средневекового Кавказа были хорошо известны педагогические и религиозные труды отцов христианской церкви из Византии.

Византия оказала сильнейшее влияние на воспитание и образование в славянском мире. Византийцы Кирилл (ок. 827-869) и Мефодий (ок. 815-885) создали славянскую письменность. В Велиграде — столице Великоморавского княжества братья основали в 863 г. первое учебное заведение, где преподавание велось на славянском языке. Славянские первоучители впервые перевели с греческого языка на славянский богословские и школьные тексты. В Болгарии последователи Кирилла и Мефодия открыли школы, содержание и организация обучения в которых восходили к византийской традиции. В Киевской Руси после принятия православного христианства (988 г.) создавались школы учения книжного, где изучались семь свободных искусств и применялись методы обучения, во многом созвучные антично-византийской традиции. Немало сделали для развития школьного дела на Руси ученики Кирилла и Мефодия. В славянском мире, Киевской Руси особым вниманием пользовались философско-педагогические идеи Иоаннна Дамаскина, Иоанна Златоуста и других византийских авторов.


Сейчас читают про: