Глава 3. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего средневековья

 

Общий взгляд

 

В 476 г. под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Эта дата — точка отсчета европейского средневековья, которое завершилось в XVII в. В эту эпоху действовали важные факторы, укреплявшие западноевропейскую цивилизацию и определявшие специфику философско-педагогических воззрений. Первый, едва ли не главный — христианство. Другой — античная традиция, поддерживаемая идеями мусульманского Востока. И, наконец, духовность европейского средневековья невозможно представить без варварского, дохристианского мышления. Ведущую роль играла христианская (католическая) философско-педагогическая традиция, которая противостояла античности и варварству, черпая, однако, в них важные идеи.

Особое значение в понимании воспитания имела трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI в. (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане), которая постепенно становилась все более дифференцированной. Сословия имели в собственных глазах и у остального общества определенный имидж. Добродетелью крестьянства считалось трудолюбие, аристократии — доблесть, духовенства — благочестие и пр. Общество, следовательно, представляло конгломерат социально-культурных типов, которые должны были воспроизводить воспитание и образование. Представители сословий видели предназначение в передаче опыта следующему поколению корпорации. Вот почему универсальной педагогической идеей средневековой Европы оказалось ученичество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: