П. Н. Сильченко, М. А. Мерко, М. В. Меснянкин, А. В. Колотов, Е. В. Беляков

ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМОВ И МАШИН

Учебная программа дисциплины Учебное пособие

Лабораторный практикум

Практикум

Методические указания по самостоятельной работе Банк тестовых заданий в системе UniTest

 
 

Красноярск ИПК СФУ 2008


УДК 621.01

ББК 34.41

Т33

Авторы:

П. Н. Сильченко, М. А. Мерко, М. В. Меснянкин, А. В. Колотов, Е. В. Беляков

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория механиз- мов и машин» подготовлен в рамках реализации в 2007 г. программы развития ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» на 2007–2010 гг. по разделу «Модерни- зация образовательного процесса».

Рецензенты:

Красноярский краевой фонд науки;

Экспертная комиссия СФУ по подготовке учебно-методических комплексов дис- циплин

Т33 Теория механизмов и машин. Версия 1.0 [Электронный ресурс]: практи- кум / П. Н. Сильченко, М. А. Мерко, М. В. Меснянкин и др. – Электрон. дан. (2 Мб). – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – (Теория механизмов и машин: УМКД № 363-2007 / рук. творч. коллектива П. Н. Сильченко). – 1 электрон. опт. диск (DVD). – Систем. требования: Intel Pentium (или аналогичный про- цессор других производителей) 1 ГГц; 512 Мб оперативной памяти; 2 Мб сво- бодного дискового пространства; привод DVD; операционная система Microsoft Windows 2000 SP 4 / XP SP 2 / Vista (32 бит); Adobe Reader 7.0 (или аналогичный продукт для чтения файлов формата pdf).

ISBN 978-5-7638-1283-1 (комплекса)

ISBN 978-5-7638-1476-7 (практикума)

Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0320802726 от 20.12.2008 г. (комплекса)

Настоящее издание является частью электронного учебно-методического комплекса по дисципли- не «Теория механизмов и машин», включающего учебную программу, учебное пособие, лабораторный практикум, методические указания по самостоятельной работе, контрольно-измерительные материалы

«Теория механизмов и машин. Банк тестовых заданий», наглядное пособие «Теория механизмов и ма- шин. Презентационные материалы».

Изложены алгоритмы и последовательность решения задач графоаналитическими методами по основным разделам дисциплины. Рассмотрены примеры решения практических задач с использованием общепринятых методов теории механизмов и машин для типовых рычажных механизмов.

Предназначен для студентов направления подготовки бакалавров 190100.62 «Наземные транс- портно-технологические комплексы», 190200.62 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» укрупненной группы 190000 «Транспортная техника и технологии».

© Сибирский федеральный университет, 2008 Рекомендовано к изданию

Инновационно-методическим управлением СФУ

Редактор Л. Х. Бочкарева

Разработка и оформление электронного образовательного ресурса: Центр технологий элек- тронного обучения информационно-аналитического департамента СФУ; лаборатория по разработке мультимедийных электронных образовательных ресурсов при КрЦНИТ

 

Содержимое ресурса охраняется законом об авторском праве. Несанкционированное копирование и использование данного про- дукта запрещается. Встречающиеся названия программного обеспечения, изделий, устройств или систем могут являться зарегистрирован- ными товарными знаками тех или иных фирм.

 

Подп. к использованию 01.09.2008 Объем 2 Мб

Красноярск: СФУ, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79


 

Введение............................................................ 4

1. Структурный анализ рычажных механизмов 5

2. Метрический синтез плоских рычажных механизмов...................................................... 25

3. Кинематический анализ плоских рычажных механизмов...................................................... 41

4. Силовой анализ плоских рычажных механизмов...................................................... 71

5. Динамический анализ плоских рычажных механизмов.................................................... 110

Библиографический список.......................... 132


Дисциплина «Теория механизмов и машин» (ТММ) предполагает изу- чение основных методов и алгоритмов анализа и синтеза механизмов и машин, а также систем, разработанных на их базе.

Организация учебного процесса по очной форме предполагает выде- ление на проведение аудиторных занятий более 50 % от объема часов, преду- смотренных государственным образовательным стандартом для изучения дисциплины ТММ. Целью аудиторных занятий является ознакомление и консультирование по наиболее сложным темам дисциплины, а также выяв- ление уровня освоения материала дисциплины каждым студентом с после- дующей итоговой аттестацией. Основные положения и терминология дисци- плины «Теория механизмов и машин» освещаются на лекционных занятиях, а практическое освоение, проработка полученных знаний осуществляется на практических занятиях и при выполнении лабораторных работ.

До 50 % объема часов выделяется для работы студентов, направлен- ной на самостоятельное освоение необходимого материала дисциплины ТММ и выполнение требуемых видов работ. К видам самостоятельной рабо- ты относятся: проработка тем лекционного материала, выполнение и подго- товка к защите расчетно-графических заданий (РГЗ) и курсового проекта (КП). Особое внимание при реализации самостоятельной работы сосредота- чивается на выполнении РГЗ и КП по дисциплине «Теория механизмов и машин».

Расчетно-графические задания и курсовой проект способствуют за- креплению, углублению и обобщению теоретических знаний, развивают творческую инициативу и самостоятельность, повышают интерес к изучению дисциплины, прививают навыки научно-исследовательской работы. РГЗ вы- полняются применительно ко всем видам анализа и метрическому синтезу плоских рычажных механизмов, курсовой проект посвящен теме «Анализ и синтез механизмов технической системы».

Разделы расчетно-графических заданий и курсового проекта охваты- вают анализ и синтез рычажных, зубчатых и кулачковых механизмов являю- щихся составляющими более сложной технической системы. Выполненные расчетно-графические задания и курсовой проект студенты лично защищают преподавателю. По результатам самостоятельной работы студенты сдают итоговый контроль – зачет или экзамен согласно модулю обучения.

Данное учебное пособие предназначено для выработки у студентов всех форм обучения умений и навыков решения задач анализа и синтеза ос- новных видов механизмов, изучаемых в дисциплине «Теория механизмов и машин», оказания консультативной помощи при выполнении расчетно- графических заданий, лабораторных работ, основных разделов курсового проекта, при оформлении отчетов и пояснительных записок, а также подго- товке к их защите и сдаче зачета и(или) экзамена.


1. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ РЫЧАЖНЫХ МЕХАНИЗМОВ

Задача 1.1. Выполнить структурный анализ кривошипно-ползунного механизма (,рис. 1.1 а).

 

A

O

 

а б в

Рис. 1.1. Схема кривошипно-ползунного механизма и ее элементы

 

Р е ш е н и е. Схема кривошипно-ползунного механизма представля- ет собой замкнутую кинематическую цепь, следовательно, данный механизм является плоским механизмом. В этом случае структурный анализ криво- шипно-ползунного механизма сводится к решению двух задач:

1) определению подвижности механизма;

2) определению состава структуры. Рассмотрим каждую задачу в отдельности.

Подвижность кривошипно-ползунного механизма определяется по структурной формуле Чебышева:

W = 3 × n - 2 × p 5 - p 4,

где p 4, p 5 – количество кинематических пар четвертого и пятого классов, n

количество подвижных звеньев кинематической цепи.

Структурная схема рассматриваемого механизма состоит из четырех звеньев (рис. 1.1, а):

1 – звено ОА – кривошип, 2 – звено АВ – шатун,

3 – звено В – ползун, 0 – стойка.

При этом звенья 1 – 3 являются подвижными звеньями, а стойка 0 представлена в структурной схеме шарнирно-неподвижной опорой и направ- ляющей ползуна 3 и является неподвижным звеном. Следовательно, n = 3.

Для определения значений коэффициентов p 4 и p 5 выявим все кинема- тические пары, входящие в состав схемы механизма. Результаты анализа за- носим в табл. 1.1.


 

Таблица 1.1

 

№ п/п Номера звеньев / название Схема Класс / под- вижность Вид контакта / замы- кание
            A        
  0 – 1 / вращательная O     5/1 Поверхность (низ- шая) / геометрическое
      1 – 2 / вращательная O A             B     5/1   Поверхность (низ- шая) / геометрическое
      2 – 3 / вращательная   A         B             5/1   Поверхность (низ- шая) / геометрическое
  3 – 0 / поступательная     0 B         5/1 Поверхность (низ- шая) / геометрическое

 

 

Из анализа данных табл. 1.1 следует, что исследуемая схема криво- шипно-ползунного механизма представляет собой замкнутую кинематиче- скую цепь, звенья которой образуют между собой четыре пары пятого клас- са. Следовательно, p 5 = 4, а p 4 = 0.

Подставив найденные значения коэффициентов в структурную фор- мулу Чебышева, получим

W = 3 × 3 - 2 × 4 - 0 = 9 - 8 = 1.

Результат означает, что для однозначного определения взаимного расположения звеньев кривошипно-ползунного механизма достаточно одной обобщенной координаты φ1.

Состав структуры кривошипно-ползунного механизма исследуем со- гласно принципу построения механизмов по Ассуру.

Начиная с выходного звена – ползуна 3, разбиваем рассматриваемую схему кривошипно-ползунного механизма на группы звеньев. При этом ру- ководствуемся следующим правилом: если выделенная группа звеньев обла- дает совместно нулевой подвижностью, то эта группа звеньев является структурной группой.

Группазв 2 ен п ь р е е в д3ставлена на рис. 1.1, б. Данная группа звень- ев состоит из двух подвижных звеньев: шатуна 2 и ползуна 3 и трех кинемати- ческих пар пятого класса: 1 – 2, 2 – 3 – вращательных пар и 3 – 0 – поступатель- ной пары. Тогда коэффициенты формулы Чебышева принимают следующие значения: n = 2; p 5 = 3, p 4 = 0.


 

Подставив выявленные значения коэффициентов в структурную фор- мулу Чебышева, получим

W = 3× 2 - 2×3 - 0 = 6 - 6 = 0.

Следовательно, группа звеньев 3 – 2 является структурной группой 2-го класса 2-го порядка 2-го вида, структурная формула которой имеет вид ВВП.

Группа звеньев 0 – 1 представлена на рис. 1.1, в. Данная группа звень- ев состоит из подвижного звена – кривошипа 1 и стойки 0, образующих одну

кинематическую пару пятого класса; 0 – 1 – вращательная пара, тогда n =1,

p 5 = 1, а p 4 = 0.

Подставив выявленные значения коэффициентов в структурную фор- мулу Чебышева, получим

W = 3×1- 2×1- 0 = 3 - 2 = 1.

Следовательно, группа звеньев 0 – 1 не является структурной группой, а представляет собой первичный механизм.

Из проведенного структурного анализа следует, что структура криво- шипно-ползунного механизма состоит из первичного механизма с подвижно- стью, равной 1, и одной структурной группы 2-го класса 2-го порядка 2-го вида (рис. 1.2).

 

 

СГ 2-го класса 2-го вида
ПМ с W =1
Кривошипно-ползунный механизм с W =1
= +

 

Рис. 1.2. Состав структуры кривошипно-ползунного механизма

В ы в о д. Полученный результат показывает, что кривошипно- ползунный механизм является механизмом второго класса и независимо от числа структурных групп его подвижность определяется подвижностью пер- вичного механизма, что соответствует результату первой задачи структурно- го анализа данного механизма.

Задача 1.2. Выполнить структурный анализ шарнирного механизма

(рис. 1.3, а).

Р е ш е н и е. Схема шарнирного механизма представляет собой замкнутую кинематическую цепь, следовательно, данный механизм является плоским механизмом. В этом случае задачи исследования будут аналогичны предшествующему анализу кривошипно-ползунного механизма.

Подвижность шарнирного механизма определяется по структурной формуле Чебышева.

Структурная схема рассматриваемого механизма состоит из четырех звеньев (рис. 1.3, а):

1 – звено ОА – кривошип, 2 – звено АВ – шатун,

3 – звено ВС – коромысло, 0 – стойка.


 

B B A

O

0

 

а б в

Рис. 1.3. Схема шарнирного механизма и ее элементы

 

При этом звенья 1 – 3 являются подвижными звеньями, а стойка 0 яв- ляется неподвижным звеном и в составе структурной схемы представлена двумя шарнирно-неподвижными опорами с центрами шарниров в точках O и C. Следовательно, n = 3.

Для определения значений коэффициентов p 4 и p 5 выявим все кинема- тические пары, входящие в состав схемы шарнирного механизма. Результаты анализа заносим в табл. 1.2.

Из анализа данных табл. 1.2 следует, что исследуемая схема шарнир- ного механизма представляет собой замкнутую кинематическую цепь, звенья которой образуют между собой четыре пары пятого класса. Следовательно, p 5 = 4, а p 4 = 0.

Подставив найденные значения коэффициентов в структурную фор- мулу Чебышева, получим

W = 3 × 3 - 2 × 4 - 0 = 9 - 8 = 1.

Результат означает, что для однозначного определения взаимного расположения звеньев шарнирного механизма достаточно одной обобщенной координаты φ1.

Состав структуры шарнирного механизма исследуем согласно прин- ципу построения механизмов по Ассуру.

Начиная с выходного звена – коромысло 3, разбиваем рассматривае- мую схему шарнирного механизма на группы звеньев. При этом руково- дствуемся следующим правилом: если выделенная группа звеньев обладает совместно нулевой подвижностью, то эта группа звеньев является структур- ной группой.

Таблица 1.2

№ п/п Номера звеньев / название Схема Класс / под- вижность Вид контакта / замы- кание
        0 – 1 / вращательная A O 1     5/1   Поверхность (низ- шая) / геометриче- ское

 

Продолжение таблиця 1.2

 

№ п/п Номера звеньев / название Схема Класс / под- вижность Вид контакта / замы- кание
        1 – 2 / вращательная 1 A O           B     5/1   Поверхность (низ- шая) / геометриче- ское
      2 – 3 / вращательная A   С       B     5/1   Поверхность (низ- шая) / геометриче- ское
        B        
  3 – 0 / вращательная С       5/1 Поверхность (низ- шая) / геометриче- ское

 

Группа звеньев 3 – 2 представлена на рис. 1.3, б. Данная группа звень- ев состоит из двух подвижных звеньев: шатуна 2 и коромысла 3 и трех вра- щательных кинематических пар пятого класса: 1 – 2, 2 – 3, 3 – 0, тогда n = 2; p 5 = 3, а p 4 = 0.

Подставив выявленные значения коэффициентов в структурную фор- мулу Чебышева, получим

W = 3 × 2 - 2 × 3 - 0 = 15 -15 = 0.

Следовательно, группа звеньев 3 – 2 является структурной группой 2-го класса 2-го порядка 1-го вида структурная формула, которой имеет вид ВВВ.

Группа звеньев 0 – 1 показана на рис. 1.3, в. Данная группа звеньев со- стоит из подвижного звена – кривошипа 1 и стойки 0, образующих между со- бой одну вращательную кинематическую пару: 0 – 1, тогда n = 1; p 5 = 1, а p 4 = 0.

Подставив выявленные значения коэффициентов в структурную фор- мулу Чебышева, получим

W = 3×1- 2 ×1- 0 = 3 - 2 = 1.

Следовательно, группа звеньев 0 – 1 не является структурной группой, а представляет собой первичный механизм.

Из проведенного структурного анализа следует, что структура шарнир- ного механизма состоит из первичного механизма с подвижностью, равной 1, и одной структурной группы 2-го класса 2-го порядка 1-го вида (рис. 1.4).


 

 

СГ 2-го класса 1-го вида
ПМ с W =1
Шарнирный механизм с W=1
= +

 

 

Рис. 1.4. Состав структуры шарнирного механизма

 

В ы в о д. Полученный результат показывает, что шарнирный меха- низм является механизмом второго класса и независимо от числа структур- ных групп его подвижность определяется подвижностью первичного меха- низма, что соответствует результату первой задачи структурного анализа данного механизма.

Задача 1.3. Выполнить структурный анализ кулисного механизма

(рис. 1.5, а).

 

A

а б в

Рис. 1.5. Схема кулисного механизма и ее элементы

 

Р е ш е н и е. Схема кулисного механизма представляет собой замк- нутую кинематическую цепь, следовательно, данный механизм является пло- ским механизмом. В этом случае задачи исследования будут аналогичны предшествующим анализам предшествующих механизмов.

Подвижность кулисного четырехзвенного механизма определяется по структурной формуле Чебышева.

Структурная схема рассматриваемого механизма состоит из четырех звеньев (рис. 1.5, а):

1 – звено ОА – кривошип, 2 – звено А – ползун,

3 – звено ВС – коромысло (кулиса), 0 – стойка.

При этом звенья 1 – 3 являются подвижными звеньями, а стойка 0 яв- ляется неподвижным звеном и в составе структурной схемы представлена двумя шарнирно-неподвижными опорами с центрами шарниров в точках O и C. Следовательно, n = 3.

Для определения значений коэффициентов p 4 и p 5 выявим все кинема- тические пары, входящие в состав схемы кулисного механизма. Результаты исследования заносим в табл. 1.3.


 

Из анализа данных табл. 1.3 следует, что исследуемая схема кулисно- го механизма представляет собой замкнутую кинематическую цепь, звенья которой образуют между собой четыре пары пятого класса. Следовательно, p 5 = 4, а p 4 = 0.

Таблица 1.3

 

№ п/п Номера звеньев / название Схема Класс / под- вижность Вид контакта / замыка- ние
      0 – 1 / вращательная A O 1     5/1   Поверхность (низшая) / геометрическое
    1 – 2 / вращательная     5/1   Поверхность (низшая) / геометрическое
        2 – 3 / поступательная       5/1     Поверхность (низшая) / геометрическое
      3 – 0 / вращательная B С 3   5/1     Поверхность (низшая) / геометрическое

 

Подставив найденные значения коэффициентов в структурную фор- мулу Чебышева, получим

W = 3×3 - 2 × 4 - 0 = 9 - 8 = 1.

Результат означает, что для однозначного определения взаимного расположения звеньев кулисного механизма достаточно одной обобщенной координаты φ1.

Структурный состав кулисного механизма определяется согласно принципу построения механизмов по Ассуру.

Начиная с выходного звена – коромысла (кулисы) 3, разбиваем рас- сматриваемую схему кулисного механизма на группы звеньев. При этом ру- ководствуемся следующим правилом: если выделенная группа звеньев обла- дает совместно нулевой подвижностью, то эта группа звеньев является структурной группой.


 

Группа звеньев 3 – 2 показана на рис. 1.5, б. Данная группа звеньев со- стоит из двух подвижных звеньев: ползуна 2 и коромысла (кулиса) 3, двух вра- щательных кинематических пар пятого класса: 1 – 2, 3 – 0 и одной поступатель- ной кинематической пары пятого класса – 2 – 3, тогда n = 2, p 5 = 3, а p 4 = 0.

Подставив выявленные значения коэффициентов в структурную фор- мулу Чебышева, получим

W = 3 × 2 - 2 × 3 - 0 = 15 -15 = 0.

Следовательно, группа звеньев 3 – 2 является структурной группой 2-го класса 2-го порядка 3-го вида структурная формула, которой имеет вид ВПВ.

Группа звеньев 0 – 1 представлена на рис. 1.5, в. Данная группа звеньев состоит из подвижного звена – кривошипа 1 и стойки 0, образующих между со- бой одну вращательную кинематическую пару, – 0 – 1, тогда n = 1, p 5 = 1, а p 4 = 0. Подставив выявленные значения коэффициентов в структурную фор-

мулу Чебышева, получим

W = 3×1- 2 ×1- 0 = 3 - 2 = 1.

Следовательно, группа звеньев 0 – 1 не является структурной группой Ассура, а представляет собой первичный механизм.

 

 

СГ 2-го класса 3-го вида
ПМ с W =1
Кулисный механизм с W =1
= +

 

Рис. 1.6. Состав структуры кулисного механизма

 

Из проведенного структурного анализа следует, что структура кулис- ного механизма состоит из первичного механизма с подвижностью, равной 1, и одной структурной группы 2-го класса 2-го порядка 3-го вида (рис. 1.6).

В ы в о д. Полученный результат показывает, что кулисный меха- низм является механизмом второго класса и независимо от числа структур- ных групп его подвижность определяется подвижностью первичного меха- низма, что соответствует результату первой задачи структурного анализа данного механизма.

Задача 1.4. Для механизма качающегося транспортера (рис. 1.7) вы- полнить структурный анализ.

B

A C

1 2 3 4

O O 1 D 5

0 0

 

Рис. 1.7. Схема механизма качающегося транспортера


 

Р е ш е н и е. Схема механизма качающегося транспортера представ- ляет собой замкнутую кинематическую цепь, следовательно, данный меха- низм является плоским механизмом. В этом случае задачи исследования бу- дут аналогичны структурным анализам предшествующих механизмов.

Подвижность механизма качающегося транспортера определяется по структурной формуле Чебышева.

Для определения величины коэффициента n проанализируем струк- турную схему механизма качающегося транспортера (рис. 1.7). Структурная схема механизма состоит из шести звеньев:

1 – кривошип, 4 – шатун,

2 – шатун, 5 – ползун,

3 – коромысло, 0 – стойка.

При этом звенья 1-5 являются подвижными звеньями, а стойка 0 – неподвижным звеном, которая представлена в составе структурной схемы двумя шарнирно-неподвижными опорами и направляющей ползуна 5. Следо-

вательно, n =5.


Для определения значений коэффициентов


p 4 и


p 5 найдем все кине-


матические пары, входящие в состав рассматриваемой кинематической цепи. Результаты исследования заносим в табл. 1.4.

Из анализа данных табл. 1.4 следует, что звенья механизма качающе- гося транспортера составляют замкнутую кинематическую цепь и образуют


семь пар пятого класса. Следовательно,


p 5 = 7, а


p 4 = 0.


 

Таблица 1.4


№ п/п Номера звеньев / название Схема Класс / под- вижность Вид контакта / за- мыкание
        0 – 1 / вращательная   A 1 O     5/1   Поверхность (низ- шая) / геометриче- ское
      1 - 2/ вращательная A 1 2 B O     5/1   Поверхность (низ- шая) / геометриче- ское
        2 - 3/ вращательная 2 B A O 1     5/1   Поверхность (низ- шая) / геометриче- ское

 

Продолжение таблиця 1.4

 

№ п/п Номера звеньев / название Схема Класс / под- вижность Вид контакта / за- мыкание
      3 - 4/ вращательная С 4 O 1 D     5/1   Поверхность (низ- шая) / геометриче- ское
      4 - 5/ вращательная С D 5           5/1   Поверхность (низ- шая) / геометриче- ское
      3 - 0/ вращательная B O 1 3     5/1   Поверхность (низ- шая) / геометриче- ское
  5 - 0/ поступательная D 5 0     5/1 Поверхность (низ- шая) / геометриче- ское

 


Подставив найденные значения коэффициентов n,

Чебышева, получим


p 4 и


p 5 в формулу


W =3 ×5 -2 ×7 -0 =15 -14 =1.

Результат говорит, что для однозначного описания положений звеньев механизма качающегося транспортера на плоскости необходима одна обоб-


щенная координата


j1.


2) Структурный состав синусного четырехзвенного механизма опре- деляется согласно принципу построения механизмов по Ассуру.

Структурная группа звеньев 4 – 5 показана на рис. 1.8, а. Данная группа состоит из двух подвижных звеньев: шатуна 4 и ползуна 5; двух по- водков: коромысла 3 и направляющей (стойка) 0 и трех кинематических пар пятого класса: вращательных пар 4 - 5 и 3 - 4; поступательной пары 5 - 0.


Тогда


n =2,


p 5 = 3, а


p 4 = 0.


Подставив выявленные значения коэффициентов в формулу Чебыше- ва, получим

W =3 ×2 -2 ×3 -0 =15 -15 =0.

Следовательно, группа звеньев 4-5 является структурной групп- пой 2-го класса 2-го порядка 2-го вида структурной формулы, которая имеет вид ВВП.


 

B
C A C A

4 1 2

3 D 5 O 1 3

0 0 0

а б в

Рис. 1.8. Составляющие структуры механизма качающегося транспортера

 

Вторая группа звеньев 2 - 3 (р.8и,с. 1 б). Данная группа состоит из двух подвижных звеньев: шатуна 2 и коромысла 3; двух поводков: криво- шипа 1 и стойки 0; трех кинематических пар пятого класса: вращательных


пар: 2 - 3, 1 - 2, 3 - 0. Тогда


n =2,


p 5 = 3, а


p 4 = 0.


Подставив выявленные значения коэффициентов в формулу Чебыше- ва, получим

W =3 ×2 -2 ×3 -0 =6 -6 =0.

Следовательно, группа звеньев 2 - 3 является структурной групп- пой 2-го класса 2-го порядка 1-го вида структурной формулы, которая имеет вид ВВВ.

Третья группа звеньев 0 - 1 представлена на рис. 1.8, в. Данная группа состоит из подвижного звена кривошипа 1, стойки 0 и вращательной пары


пятого класса 0 - 1. Тогда


n =1,


p 5 = 1, а


p 4 = 0.


Подставив найденные значения коэффициентов в формулу Чебышева, получим

W =3×1-2 ×1-0 =3 -2 =1.

Следовательно, группа звеньев 0 - 1 не является структурной группой, а представляет собой первичный механизм, подвижность которого равна 1.

Из проведенного анализа следует, что механизм качающегося транс- портера имеет следующий структурный состав: первичный механизм с под- вижностью, равной 1, и две структурные группы 2-го класса 2-го порядка 1- го и 2-го видов (рис. 1.9).

 

 

СГ 2-го класса 2-го вида
СГ 2-го класса 1-го вида
ПМ с W =1
Механизм качающегося транспортера с W =1
= + +

 

 

Рис. 1.9. Состав структуры механизма качающегося транспортера


 
 


В ы в о д. Полученный результат показывает, что механизм качаю- щегося транспортера является механизмом второго класса и независимо от числа структурных групп его подвижность определяется подвижностью пер- вичного механизма, что соответствует результату первой задачи структурно- го анализа данного механизма.

Задача 1.5. Выполнить структурный анализ плоского рычажного ме- ханизма (рис. 1.10).

       
   
 
 

 

 

B

       
   

Рис. 1.10. Структурные схемы плоских рычажных механизмов. Схемы 1, 6


           
   
 
 
   
 

 

 


 

 

 

 

 

 

 
 

Рис. 1.10. Продолжение. Схемы 7–14


                     
   
 
 
   
 
 
   
   
 
 
 

 


 

       
 
   
 

 

       
   

 

Рис. 1.10. Продолжение. Схемы 15–22


                 
   
     
 
 
     
 
   
 
 
 

 


 

Рис. 1.10. Окончание. Схемы 23–30

Задача 1.6. Определить подвижность и маневренность механизма ма- нипулятора промышленного робота (рис. 1.11).

Р е ш е н и е. 1) Проанализируем схему механизма (рис. 1.11), вы- ходное звено 5 которого со стойкой 0 не образует кинематических пар, сле- довательно, схема рассматриваемого механизма является незамкнутой кине- матической цепью, подвижность которой определяется по формуле Сомова– Малышева.


 

 

 

Схема механизма промышленного манипулятора (рис. 1.11) состоит из одного неподвижного звена – стойки 0 и подвижных звеньев 1, 2, 3, 4, 5.


Следовательно, число подвижных звеньев равно пяти, т. е.


n =5.


Для определения значений коэффициентов


p 1,


p 2,


p 3,


p 4 и


p 5 вы-


явим все кинематические пары, входящие в состав схемы механизма про- мышленного манипулятора. Результаты исследования заносим в табл. 1.5.

 

Таблица 1.5

 

№ п/п Номера звеньев / название Схема Класс / под- вижность Вид контакта / за- мыкание
      0 – 1 / вращательная A 1 O 0     5/1   Поверхность (низ- шая) / геометриче- ское
    1 – 2 / вращательная A B   5/1 поверхность (низ- шая) / геометриче- ское
    2 – 3 / вращательная 2 B A   5/1 Поверхность (низ- шая) / геометриче- ское
  3 – 4 / поступательная B 3 С 4 D   5/1 Поверхность (низ- шая) / геометриче- ское
        4 – 5 / сферическая   С D     3/3   Поверхность (низ- шая) / геометриче- ское

 

Из анализа данных табл. 1.5 следует, что исследуемая схема механиз- ма манипулятора промышленного робота представляет собой разомкнутую кинематическую цепь, звенья которой образуют между собой четыре пары пятого класса: 0 - 1, 1 - 2, 2 - 3, 3 - 4 и одну сферическую пару третьего


класса – 4 - 5. Следовательно,


p 5=4,


p 4=0,


p 3=1,


p 2=0,


p 1=0.


Подставив найденные значения коэффициентов в структурную фор- мулу Сомова–Малышева, получим

W = 6 × 5 - 5 × 4 - 4 × 0 - 3 ×1 - 2 × 0 - 0 = 30 - 20 - 3 = 7.

Результат свидетельствует о том, что для однозначного описания по- ложений звеньев механизма манипулятора промышленного робота в про- странстве необходимо семь обобщенных координат.

2) Маневренность – это подвижность пространственного механизма при неподвижном звене 5. Маневренность обозначают m и определяют по формуле Сомова–Малышева.

Для определения маневренности необходимо остановить (запретить перемещаться) выходное звено 5. Следовательно, число подвижных звеньев становиться равным четырем, т. е. n = 4. Значения всех остальных коэффици- ентов не изменяются, т. е. p 5 = 4, p 4 = 0, p 3 = 1, p 2 = 0, p 1 = 0.

Подставив найденные значения коэффициентов в выражение для ма- невренности, получим

m = 6 × 4 - 5 × 4 - 4 × 0 - 3 ×1 - 2 × 0 - 0 = 24 - 20 - 3 = 1.

Результат говорит о том, что для однозначного определения положе- ний звеньев механизма манипулятора промышленного робота, имеющего замк- нутую кинематическую цепь, достаточно одной обобщенной координаты.

Проверим полученное значение

m = W - 6 = 7 - 6 = 1.

В ы в о д. Расчет по обоим выражениям дает одинаковое значение маневренности, которое удовлетворяет условию работоспособности про- странственного рычажного механизма, гласящему, что маневренность долж- на быть больше либо равна единице.

Задача 1.7. Определить подвижность и маневренность механизма ма- нипулятора промышленного робота (рис. 1.12).

       
   
 

 

Рис. 1.12. Схемы пространственных рычажных механизмов. Схемы 1–2


                     
 
   
 
   
 
 
   
 
 
   
 

 


 

 

 

       
   
 

 

 

       
   

 

 

Рис. 1.12. Продолжение. Схемы 3–14


               
   
 
 
   
 
   
 


 

       
   

 

       
   

 

 

Рис. 1.12. Продолжение. Схемы 15–26


           
   
   
 
 
 


 

       
 
   
 

Рис. 1.12. Окончание. Схемы 27–30


2. МЕТРИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ ПЛОСКИХ РЫЧАЖНЫХ МЕХАНИЗМОВ


Задача 2.1. Известны длины кривошипа


lOA = 0,20 м, шатуна


lAB = 0,40 м


и параметра


а = 0,47м. Требуется по заданным геометрическим


параметрам выполнить метрический синтез кинематической схемы криво- шипно-ползунного механизма (рис. 2.1).

 

 
 

 


Р е ш е н и е. Приняв циент длин, м/мм:


ОА = 20 мм, определим масштабный коэффи-


m l =


lOA


= 0,20 = 0,01.

20


 

Переводим все остальные геометрические параметры в выбранный масштабный коэффициент длин, мм:


AB = lAB

m l


= 0,40 = 40,

0,01


a = a

m l


= 0,47 = 47.

0,01


По полученным величинам в выбранном масштабном коэффициенте длин выполняем метрический синтез кинематической схемы кривошипно- ползунного механизма в следующей последовательности:

1) В произвольном месте выбираем точку O, характеризующую поло- жение стойки кривошипно-ползунного механизма (,рис. 2.2 а).


2) Откладываем параметр


a = 47 мм, определяющий положение точ-


ки B относительно стойки O в масштабном коэффициенте длин (рис. 2.2, а).


3) Из точки O проводим дугу радиусом


R 1, равным величине отрезка


OA, взятой в миллиметрах, т. е.


R 1 = 20мм


(рис. 2.2, б).


 


4) Из точки B проводим дугу радиусом


R 2, равным величине отрезка


AB, взятой в миллиметрах, т. е.


R 2 = 40 мм. В результате пересечения дуги


радиусом


R 2 с дугой радиусом


R 1 определим положение точки A (рис. 2.2, в).


 

м
m l = 0,001 мм

O B

a б


A m l


= 0,001 м

мм


m = 0,001 м


 

O R 1 = 20 мм


R 2 = 40мм

B


0

в г

Рис. 2.2. Метрический синтез кривошипно-ползунного механизма при заданном параметре a

5) Соединив точку A с точками O и B, получим кинематическую схему кривошипно-ползунного механизма, построенную в выбранном масштабном коэффициенте длин (рис. 2.2, г).


Задача 2.2. Известны длины кривошипа


lOA = 0,20 м, шатуна


lAB = 0,40 м


и обобщенная координата кривошипа


j = 600. Требуется по за-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: