Въчемъ истинное Православіе, и хранимъ ли мы его?

 

 

Но и аще мы, или Ангелъсънебесеблаговѣститъвамъпаче, ежеблаговѣстихомъвамъ, анаѳемадабудетъ (Гал. I, 8).

 

Еретика человѣкапопервѣмъивторѣмънаказаніиотрицайся (Тит. III, 10).

 

Въ первый воскресный день Великаго поста наша Св. Православная Церковь радостно празднуетъ «торжество Православія» — побѣдучистатоинеизвращеннагоправославнагохристіанскагоученіянадъвсѣмиегоизвращеніями, отступленіямиотънегоизаблужденіями—злочестивымилжеученіями, ересямиирасколами. Установленоэтоторжественное празднованіе еще въ IX столѣтіи—поповодуокончательнагониспроверженіяпослѣднейстрашнойереси, колебавшейтогдаЦерковь, —ересииконоборцевъивозстановленіяиконопочитанія, каковоесобытіепроизошловъ 842 годупоР. Хр. въВизантійскойимперіи при Ѳеодорѣ, «святойиблаженнѣйшейцарицѣ»ипатріархѣКонстантинопольскомъсв. Меѳодіи.

 

СътѣхъпоръибылопринятоСв. ЦерковьювъэтотъпервыйвоскресныйденьВеликагопостапослѣокончаніячасовъилипредъокончаніемъБожественнойлитургіисовершать въкаѳедральныхъсоборахъособенный, весьмавеличественныйиглубоко-назидательныйиумилительный«ЧинъПравославія». ЭтотъчинъсостоитъизъмолебнагопѣніяобъобращеніикъИстиннойвѣрѣиЦерквивсѣхъотступниковъизаблудшихъ, объутвержденіивосв. Православіивѣрующихъипровозглашеніигрозной«анаѳемы» (поясно-выраженнойвъ 1 Кор. 16, 22 заповѣдисв. Апостола) /с. 10/ всѣмъупорствующимължеучителямъиотступникамъ, «вѣчнойпамяти»—всѣмъпочившимъисповѣдникамъиборцамъзаистиннуювѣруимноголѣтія—всѣмъздравствующимъревнителямъизащитникамъистиннойвѣрыиЦеркви.

 

Какое значеніеимѣетъэтотъчинъ, ичѣмънамътакъдорогоистинноеПравославіе?

 

Чинъэтотъ и всегда имѣлъ, авънынѣшніяисключительнотяжкіядляСв. Православіявременаимѣетъ сугубое по своей важности, чрезвычайное значеніе.

 

ВѣдьПравославіе (чтомалоктовънашевремязнаетъипонимаетъ) естьнечтоиное, какъсохраненноевовсейчистотѣинеповрежденностиподлинноеученіеХристово, изложенноесв. АпостоламивъкнигахъСвященнагоПисанія, разъясненное и тщательно-истолкованное ихъ законными преемниками Мужами Апостольскими и Святыми Отцами въСвященномъПреданіи, свято и неизмѣнно-хранимомътолькооднойнашейВосточнойЦерковью, котораяпотомуидонынѣодналишь, повсейсправелливости, именуется «Церковью Православною».

 

Божественный Основатель Церкви Господь ІисусъХристосъсказалъ ясно и опредѣленно: «СозиждуЦерковьМою, ивратаадованеодолѣютъей» (Матѳ. 16, 18). ИэтойЦеркви, основаннойИмъвъденьПятидесятницычерезъниспосланіеСвоимъАпостоламъВсепросвѣщающагоДухаСвятаго—«ДухаИстины» (Іоан. 14, 16-17), Которыйдолженъбылъ«наставитьихънавсякуюистину» (Іоан. 16, 13), ГосподьввѣрилъхраненіеСвоейБожественнойИстины, радиоткрытіякоейлюдямъ, Онъ, по Его собственнымъсловамъ, и пришелъ на землю (Іоан. 18, 37).

 

Вотъ почему и Св. АпостолъПавелъвъсвоемъпосланіикъ поставленному имъ во Епископы своему ученику Тимоѳеютакъторжественноивыразительносвидѣтельствуетъ:

 

«Церковь Бога жива — столпъ и утвержденіе истины» (1 Тимоѳ. 3, 15).

 

Можно ли сомнѣватьсявънепреложностисловъХристовыхъотомъ, что«вратаадова», то-естьвсѣсилыадскіянеодолѣютъЦеркви?

 

Конечно, нѣтъ!

 

Но если такъ, то истинная Церковь Христова, Которая, само собой разумѣется, едина, ибо /с. 11/ Христосъосновалъ только одну Церковь, всегда существовала на землѣибудетъсуществоватьдоскончаніявѣка, ибоЕйпринадлежитъутѣшительноеобѣтованіеХристово: «се, Азъсъвамиесмьвовсяднидоскончаніявѣка» (Матѳ. 28, 20).

 

Могутъ ли быть какія-нибудьсомнѣніявътомъ, какаяэтоЦерковь?

 

Для человѣкачестнагоиздравомыслящаго, сънезатуманеннымъсознаніемъ, знающагоисторіюХристіанскойЦерквиичистое, неповрежденноехристіанскоевѣро- инравоученіе, неможетъбытьникакихъсомнѣнійвътомъ, чтоэтаединаяистиннаяЦерковь, основаннаяХристомъ-Спасителемъ, есть та, которая свято и неизмѣннохранитъпреданнуюейХристовуИстину.

 

Тамъ, гдѣпорванапреемственнаядуховно-благодатнаясвязьсосв. АпостоламииихъпреемникамиМужамиАпостольскимииСвятымиОтцами, гдѣвведеныразныяновшествавъвѣро- инравоученіесъцѣлью«идтивъногусъвременемъ», «прогрессировать», неотставатьотъвѣкаиприспособлятьсякътребованіямъимодѣмірасего, возлѣлежащаго, —тамънеможетъбытьирѣчиобъистиннойЦеркви.

 

«Отъміранѣсте», сказалъГосподьСвоимъученикамъ на Тайной Вечери: «но Азъизбрахъ вы отъміра («изъялъвасъотъміра», какътолкуютъ эти слова Св. Отцы), сего ради ненавидитъвасъміръ» (Іоан. 15, 19). Эти слова Господа всегда необходимо помнить тѣмъ, ктожелаетъсохранитьсвоювѣрность истинной Церкви: истинная Церковь Христова всегда была, есть и будетъ не отъміра сего, который, по словамъвозлюбленнаго ученика Христова св. Іоанна Богослова, «весь во злѣлежитъ» (1 Іоан. 5, 19).

 

И какъУченіе Божественное, преданное на храненіе Св. Церкви, неизмѣнно, какънеизмѣненъивѣченъСамъБогъ, такъиистиннаяЦерковьХристовадолжнаоставатьсявовсемънеизмѣнной.

 

Такъ называемая, по-ученому, «консервативность» есть одинъизъсамыхъглавныхъ и характернѣйшихъпризнаковъистиннойЦеркви.

 

Истина намъ дана однажды разъ и навсегда, и весь трудънашъдолженъ быть обращенъ только на еяусвоеніе, а не на открытіеея. Единственное, что отънасъ требуется — это утверждаться въИст и /с. 12/ нѣиутверждатьвънейдругихъ, всѣхъприводякъистиннойвѣрѣ, иликъПравославію.

 

Но въ наше время — страшно сказать! — уже вънѣдрахъсамойнашейПравославнойЦерквиидажесредисамойіерархіиеяпоявилисьиныявѣянія, иныянастроенія, высказываемыявесьмамногими«популярнымидѣятелямиПравославія».

 

Желая «идти въ ногу съвременемъ» и боясь прослыть недостаточно «культурными», «либеральными» и «прогрессивными», эти современные отступники отъПравославіякакъ бы «стыдятся» исповѣдывать, чтонашаСв. ПравославнаяЦерковьиестьтаименноЦерковь, Котораяоснована ГосподомъІисусомъХристомъ, Которой принадлежитъ великое обѣтованіе, чтовратаадованеодолѣютъЕя, иКоторойввѣренавсяполнотаБожественнойИстины.

 

Они, по ложному, мнимому «смиренію», тѣмъсамымъклевещанаГосподанашегоиСпасителя, вмѣстѣсъдавно отпавшими отъ истинной Церкви людьми, соглашаются признать, что врата адова якобы одолѣлиЦерковь: чтонашаСв. ПравославнаяЦерковьякобытоже«виновна»въ«происшедшемъмеждухристіанамираздѣленіи»и«должнапокаятьсявъсвоемъгрѣхѣ»и«возсоединиться», путемъразныхъуступокъ, съ другими «христіанскими церквами», послѣчеготолькоибудетъбудтобывновьвозстановленаЕдинаяХристоваЦерковь.

 

Вотъ какова подлинная, неприкрытая идеологіяставшаго столь моднымъ за послѣднеевремятакъназываемаго«экуменическагодвиженія», вожди котораго, съ нашей православной стороны (увы, даже и іерархи!) лишь недавно стали такъсовсѣмъоткровенновысказываться, аранѣезанималисьбезсовѣстнымъ«пусканіемъпыливъглаза», заявляя, будтоонивходятъвъ«экуменическое движеніе» съцѣлью«свидѣтельствоватьпередъинославнымиистинусв. Православія».

 

Теперь же, какъ это явствуетъизъ часто-сообщаемыхъ международной прессой ихъпубличныхъвыступленій, они (Богъвѣсть, покакимъпобужденіямъ—едваливсегдастрого-идейнымъ!) становятся предателями этой святой истины.

 

Въ это «экуменическое движеніе», объединяемое такъназываемымъ «МіровымъСовѣтомъЦерквей» (попервоначалуорганизаціейчисто-протестантской), во/с. 13/шливънастоящеевремяпочтивсѣправославныяпомѣстныя церкви (кромѣнашейРусскойЗарубежной), инетолькоизътакъназываемаго«свободнагоміра» (тѣмъсамымъпереставъбытьсвободными!) ноиизъ-за«желѣзнагозанавѣса», несмотрядаженато, чтомосковскаясовѣтскаяпатріархіяещесовсѣмътакънедавнохвалилась чистотой своего православія, высказавъоффиціально свое вполнѣотрицательноеотношеніекъвраждебномуПравославію«экуменическомудвиженію».

 

Что же дѣлатьнамъ, оставшимсявъодиночествѣсредисовременнаго«православнагоміра»?

 

Не смущаться ничѣмъэтимъ, помня, что такъ и «надлежитъ сему быть» (Лук. 21, 9), что «отступленіе» предсказано со всею ясностью СловомъБожіимъ (2 Сол. 2, 3-12), что оно «попущено Богомъ», какъписалъобъэтомънаблюдавшій уже признаки его еще болѣе 100 лѣтътомуназадъСвятитель Игнатій (Брянчаниновъ), а затѣмъидругойнашъзамѣчательныйдуховныйнаставникъипровидецъСвятительѲеофанъВышенскій, съгоречьюобличавшійвсеболѣеиболѣеусиливавшеесяБогоотступничествовъсовременномъемурусскомъобществѣ.

 

Мы не сильны и не властны остановить это Отступленіе, какъподчеркиваетъ это Святитель Игнатій: «Не покусись остановить его немощною рукою твоею»...

 

Но что же тогда дѣлать?

 

«Устранись, охранисьотъ него самъ, и этого съ тебя достаточно. Ознакомься съдухомъ времени, изучи его, чтобы по возможности избѣгнутьвліяніяего»—вотъчемунаставляетънасътотъжеСвятительИгнатій.

 

И развѣнеподлиннымъпророческимъвдохновеніемъ, несомнѣннымъозареніемъсвышедышатьегослова, написанныя 100 слишкомълѣтътомуназадъистольочевидноотносящіясякънашемувремени: «Судяподухувремениипоброженіюумовъ, должнополагать, чтозданіеЦеркви, котороеколеблетсядавно, поколеблетсястрашно и быстро». Некому остановить и противостоять. Предпринимаемыямѣрыподдержкизаимствуютсяизъстихійміра, враждебнагоЦеркви, искорѣеускорятъпаденіеея, нежелиостановятъ. МилосердныйГосподьдапокроетъостатокъвѣрующихъвъНего. Ноостатокъэтотъскуденъ: дѣлаетсяскуднѣеискуднѣе».

 

/с. 14/ Вотъ мы, видимо, и дожили до этого «страшнаго и быстрагоколебаніязданія Церкви»! Врагъ рода человѣческагоупотребляетъвсѣусиліяивсѣспособы, чтобыниспровергнутьего, пользуясьприэтомъширокимъсодѣйствіемъявныхъитайныхъотступниковъотъистиннойвѣрыиЦеркви, вътомъчислѣиизмѣнившихъсвоемувысокомупризваніюиприсягѣсвященнослужителейидажевозглавляющихънѣкоторыяотдѣльныяцерквиіерарховъ.

 

Поистинѣстрашноевремямыпереживаемъ—время, какого никогда еще не было въисторіихристіанства, въисторіичеловѣчества! Время—почтивсеобщагошатанія!

 

И это насъ, поскольку мы желаемъ сохранить вѣрностьистинномуПравославію, комногомуобязываетъ.

 

Мы должны, какънаставляетънасъ святитель Игнатій, устраниться, охранить себя отъсовершающагося столь быстрыми шагами въмірѣОтступленія—оградитьсебяотътлетворнагодухавремени, чтобыизбѣгнутьвліяніяего.

 

А для этого надо прежде всего понять и твердо помнить, что вънынѣшнеевремяуже не все то — дѣйствительноестьПравославіе, чтоноситънасебѣэтосвятѣйшееидражайшееимя—чтоестьтеперьилже-православіе, которагомыдолжныбоятьсяибѣгать, какъогня;

 

Что истинное Православіе есть только то, которое не принимаетъ и не допускаетъ ни въчемъ — ни въученіи ни въпрактикѣцерковнойникакихъновшествъ, противныхъСловуБожіюипостановленіямъВселенскойЦеркви;

 

Что истинное Православіе не поблажаетъ и не потакаетъ современной модѣ—нравамъиобычаямъсовременнагорастлѣннагоміра, ешеболѣе, чѣмъвовременаапостольскія, возлѣлежащаго, какъмірабогоотступническаго;

 

Что истинное Православіепомышляетъ только объугожденіи Богу и спасеніидушъ, а не объустройствѣвременнагоземногоблагополучія, окарьерѣиземныхъвыгодахъистяжаніяхъ;

 

Что истинное Православіе — духовно, а не душевно и плотяно и не привязано къземлѣ—къземнымъчувствованіямъипереживаніямъ.

 

/с. 15/ Для того же, чтобы оградить себя отъ «духа времени» и соблюсти вѣрностьистинномуПравославію, мыдолжны, въ первую очередь, всѣмисиламистремитьсясамивестисебявовсемъбезукоризненно: всѣмъсердцемъревноватьострогомъинеукоснительномъисполненіизаповѣдейБожіихъивсѣхъуставовъ, правилъипостановленійСв. Церкви.

 

Вмѣстѣсътѣмъмынедолжныимѣтьникакого общенія, а, въ особенности, конечно, молитвеннаго и духовнаго со всѣмисовременнымиотступникамиотъистиннойвѣрыиЦеркви, совсѣми«развратителями»нашейсвятойвѣры, лжеучителямиираскольниками, хотябынѣкоторыеизънихъиназывалисебядаже «православными».

 

Пусть они идутъ своей дорогой, а мы пойдемъ своей. Но надо быть честными и послѣдовательными—вестипрямуюлинію, ане«вилятьтудаисюда», неугождать, боясьчто-либопотерять, и«нашимъ»и«вашимъ»—не«сидѣтьмеждудвухъстульевъ», ибовестисебяиначе — это значитъ, по выраженіювеликаго святителя Христовой Церкви св. Григорія Богослова: «пріобщатьсялукаваго кваса и прилагаться къзараженнымъ» (Творенія, ч. I, стр. 192).

 

Хуже всего и губительнѣевсегоэтосовременноебезразличіеибезпринципность, называемыя обыкновенно «широтой взглядовъ» и противопоставляемыя строгой идейности, которая въсовременномъмірѣсовсѣмъ«невъмодѣ»иклеймитсяобычно«позорной»кличкой«узости»и«фанатизма». Съточкизрѣніяэтихъсовременныхъ«умниковъ», слѣдовательно, и Святые Мученики, на крови которыхъутвердиласъ истинная Церковь Христова, и величайшіе Святые Отцы Церкви, всю жизнь боровшіесясъ еретиками, должны расцѣниватьсянеболѣе, какъ«фанатики»илилюди, отличавшіеся«узостьювзглядовъ»!

 

Господь да хранитънасъотъ этого современнаго «широкоглядства», которое точно такъ же, какъ и порицаемый СамимъГосподомъ «путь широкій и пространный», ведетъ прямо въ геенну огненную! Но что имъ, этимъсовременнымъ «либераламъ» и «передовымълюдямъ» геенна огненная, когда они въсуществованіеея не вѣрятъ, хотяиныеизънихъумѣютъоченьвысокопарноисамоувѣренно«богословствовать», вѣрнѣе /с. 16/ —развязноразглагольствоватьо«новыхъпутяхъвъправославномъбогословіи»идажепріобрѣтаютъсебѣнемалопоклонниковъ, всерьезъпочитающихъихъ «столпами» современной, очищенной отъ «средневѣковойсхоластики»православнойбогословскойнауки, высокимиавторитетамивъдѣлѣпознаніяПравославія?

 

Намъсъ такими «прогрессистами» — еще разъ со всею рѣшительностьюповторимъэто—не по пути. Ибо ихъпутъ — это, въ сущности, лукавый путь постепеннаго и не всѣмъзамѣтнаго (чтоиужасно!) уводаотъХристаиЕгоистиннойЦеркви, путьотходаотъподлиннагоПравославія, путь, имѣющійконечнойцѣльювсѣхънасъ, христіанъ, сдѣлать«сольюобуявшей». Это — страшный путь, хитроумно изобрѣтенныйврагомъчеловѣческагоспасеніядіаволомъ, лжецомъичеловѣкоубійцейискони.

 

Для насъ не можетъ быть и не должно быть никакого иного новаго пути, кромѣстарагоииспытаннаго, прямогоичестнагопути, которымъ шли вътеченіевотъ уже почти двухътысячълѣтъвсѣугодившіеБогуистинныехристіане.

 

Нашъ путь — это путь всецѣлойвѣрностиисконной, ане«модернизованной»ХристовойвѣрѣиЦерквисовсѣмиеядогматамииканонами, принятымииутвержденныминаВселенскихъ и ПомѣстныхъСоборахъ, совсѣмиеяблагочестивымиобычаямиитрадиціями, —совсѣмътѣмъподлиннымъдуховнымъбогатствомъ, котороепредалинамъСв. АпостолыХристовыивеликіеОтцыЦеркви, икотороеполучилимывънаслѣдствоотънашихъблагочестивыхъотцовъ и дѣдовъ.

 

«Сіявѣраапостольская, сіявѣраотеческая, сіявѣраправославная, сіявѣравселеннуюутверди!» (ЧинъПравославія).

 

СіявѣраиестьистинноеПравославіе, въотличіеотъизобрѣтеннаговрагомълже-Православія. Сейвѣрыибудемътвердои неуклонно держаться, ею дорожить и ее свято хранить.

 

Источникъ: АрхіепископъАверкій. Истинное Православіе и современный міръ: Сборникъ статей и рѣчейкоднюсорокалѣтіясвященнослуженія. —Jordanville: Тѵпографіяпреп. ІоваПочаевскаго. HolyTrinityRussianOrthodoxMonastery, 1971. — С. 9-16.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: