double arrow

Роль государства в развитии школьной системы


 

Повсюду усилилась роль государства в развитии школьной системы. Создавалась разветвленная сеть инспекций и надзора. Эти функции взяли на себя в Пруссии и во Франции министерства образования, в Англии и США — департаменты по образованию. Контроль приобретал все более бюрократические формы. Так, во Франции указом 1835 г, была создана особая система школьной инспекции. Инспекции действовали в каждом департаменте страны. Руководители инспекций назначались непосредственно министром образования (с 1854 г. инспекторы подчинялись главному инспектору местной академии).

Важным инструментом государственного контроля явились субсидии школам. Государственное субсидирование строго регламентировалось. В Англии в 1839 г. для распределения школьных субсидий был создан особый комитет. С 1846 г. субсидии стали выделяться не только на строительство и оборудование учебных заведений, но и на пособия для учащихся (последняя статья расходов в 1853 г. составила, например, треть общей суммы). С 1862 г. пособия распределяли по результатам экзаменов среди тех учащихся, которые претендовали на них. Субсидии нуждающимся учащимся распределял Департамент образования, а утверждал парламент. Финансовая поддержка школ производилась государством выборочно. Предпочтение отдавалось тем учебным заведениям, где плата за обучение была сравнительно низкой и где были выше, успеваемость и уровень посещаемости учащимися занятий.

На народное образование правительства выделяли скудные средства. Каплей в море выглядели государственные кредиты на образование в Англии: ежегодные расходы на школу в 1833-1846 гг. не превышали 0,97% государственного бюджета, в 1839 г. — лишь 1,5% сумм, минимально необходимых для учебных заведений. В Пруссии до середины XIX в. основные расходы по финансированию массовой школы лежали на коммунальных общинах (доля государственных субсидий составляла менее 4%). Лишь в конце века государственное финансирование возросло до 30%. Во Франции государственным бюджетом 1864 г. на народное образование было выделено 6,8 млн. франков, что было в 53 раза (!) меньше, чем получило военное ведомство. Заработная плата французских учителей была, по оценкам современников, нищенской.

Как ни малы были средства, отпускаемые на школу, они выглядели движением вперед по сравнению с предшествующим временем, когда правительства фактически отстранялись от материального обеспечения образования.


Сейчас читают про: