Квинтовый круг тональностей
Квинтовый (кварто-квинтовый) круг тональностей – это система расположения тональностей одного лада по чистым квинтам. При движении по квинтам вверх возрастает число диезов, при движении по квинтам вниз – бемолей.
Энгармонически равные тональности
Энгармонизм – это одинаковое звучание при различном названии и написании.
Всего возникают 3 пары энгармонически равных тональностей:
- мажорные:
Си мажор (5 диезов) –До бемоль мажор (7 бемолей),
Фа диез мажор (6 диезов) – Соль бемоль мажор (6 бемолей),
До диез мажор (7 диезов) и Ре бемоль мажор (5 бемолей)
- минорные ( параллельные мажорным ):
соль диез минор (5 диезов) – ля бемоль минор (7 бемолей),
ре диез минор (6 диезов) и ми бемоль минор (6 бемолей),
ля диез минор (7 диезов) и си бемоль минор (5 бемолей).
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Дополнение по квинтовому кругу:
Тональности написаны в буквенном обозначении. Над каждым количеством знаков – параллельные тональности. В рамках – энгармонически равные тональности.
|
|
Буквенное обозначение нот:
Пояснения по кварто-квинтовому кругу:
1) Все расположены по порядку возрастания ключевых знаков. Наибольшее число знаков в гамме – 7, так как 7 ступеней (дальше пойдут дубль-диезы).
2) Диезные гаммы (гаммы с ключевыми знаками – диезами) строятся по квинтам вверх. Это значит, что тоника гаммы, у которой на один ключевой знак больше, чем у предыдущей, будет на 5 ступени предыдущей гаммы.
Ля - ми - си -фа диез-до диез–соль диез – ре диез-ля диез минор
3) Бемольные гаммы (гаммы с ключевыми знаками – бемолями) строятся по квинтам вниз (или по квартам вверх). Это значит, что тоника гаммы, у которой на один ключевой знак больше, чем у предыдущей, будет на 4 ступени предыдущей гаммы
Ля - ре- соль- до- фа- си бемоль-ми бемоль-ля бемоль мино
Дополнение по энгармонически равным тональностям:
В октаве 12 полутонов и на каждом из них можно построить мажорную и минорную гамму. Это значит, что по звучанию в октаве может быть 12 мажорных и 12 минорных гамм. Т.е. по звучанию всего 24 гаммы.
Но по написанию гамм получается больше, так как некоторые клавиши можно назвать «двумя именами», например: до диез = ре бемоль, фа диез = соль бемоль (пример энгармонизма!) и т.д. Таким образом, получается, что по написанию получаются 3 пары энгармонически равных тональностей:
- мажорные (+см.рамочки в круге)
-минорные
Таким образом, по написанию получается всего 30 тональностей: 7 мажорных диезных, 7 минорных диезных, 7 мажорных бемольных, 7 минорных бемольных, 1 мажорная без знаков и 1 минорная без знаков.
|
|