Геммология - учение о благородных камнях

От автора

Первопричина этой книги ­ желание некоторого круга людей узнать о благородных камнях кое­что такое, чего нет в научных книгах. Корни этого желания следует искать в надеждах этого круга найти из трудов Рудольфа Штайнера, из антропософии, новые, далеко ведущие пути видения природных явлений и природных образований.

Перед автором, которого коснулось это желание, встала задача ­ обратиться к природным фактам без учета ходячих теорий об их происхождении, в свете результатов исследований Рудольфа Штайнера существа минерального царства. С этой точки зрения, с учетом природного целого и человека, в благородном камне выражается нечто такое, чья сущностная основа в живых царствах природы и в человеке еще совсем не реализовалась. Благородные камни ­ указание творения на ту сферу мирового бытия, к которой мы приблизимся лишь в далеком будущем. И поэтому сегодня каждая попытка такого представления благородных камней, которое со всей серьезностью стремится основываться на ориентированном на духовный образ человека постижении природы, с самого начала обречена на несовершенство.

Если, несмотря на это, автор нашел мужество отважиться на такое представление, его извинит хотя бы то, что он хотел обратить внимание на красоту этих благородных камней. Эта красота ­ врата, ведущие в неизведанный мир:

«Лишь утренней зарею красоты

войдешь ты в край познанья!»

Штуттгарт, Иоаннов день 1956 года.

Вальтер Клоз


Геммология - учение о благородных камнях

Предисловие переводчика

Геммология (от лат. gemma ­ самоцвет, драгоценный камень) обычно рассматривается как часть минералогии, имеющая дело с т.н. драгоценными камнями. Считают, что геммология имеет дело с составом, структурой, свойствами, распространением, происхождением, обработкой и способами идентификации драгоценных камней. Но даже узкие специалисты признают, что ее предмет ­ значительно шире: например ­ она имеет дело с минералоидами растительного или животного происхождения, такими как янтарь, гагат или жемчуг, а также многочисленные искусственные заменители природных камней.

Развитие этой внешней геммологии было движимо в основном интересами рынка. Например ­ основатель Геммологического института Америки, Р.Шипли ­ торговец ювелирными камнями из Канзаса. Естественно, основные проблемы этой геммологии вытекают из проблематики рынка. Это проблема оценки, основанная на системе критериев: красота, прочность (твердость, устойчивость к истиранию, раскалыванию и т.д.), редкость, спрос (мода), отсутствие «дефектов», размер, обработка, миниатюрность (концентрация ценности в малом объеме) и т.п.; проблема идентификации камней и минералоидов техническими средствами, независимыми от индивидуальных способностей человека; проблема диагностики сырья и т.д.

Настоящую монографию В. Клоза можно считать введением в совершенно иную геммологию. Метод «созерцающего суждения», примененный к изучению мира минералов в книге автора «Жизнь Земли»*, применяется здесь к «цветам и плодам» минерального мира ­ благородным камням. Данная работа ­ попытка введения в действительное, опирающееся на духопознание учение о воплотившихся в минеральном царстве духовных сущностях. Сущность этой новой геммологии лучше всего видна из данного в приложении рассказа Н.Лескова «Александрит». Данный труд В.Клоза ­ пожалуй, первая попытка основать настоящую, основанную на духопознании геммологию, которая уже неявно содержится во многих откровениях душ, которые в образах прошлого уже предчувствовали прообразы будущего.

Почему этим образованиям минерального царства, которыми занимается геммология, здесь дано столь нетрадиционное в русскоязычной литературе собирательное наименование ­ благородные камни, а не «самоцветы», или «драгоценные камни», как принято в русскоязычной литературе?

Термин «самоцветы» ­ в какой­то мере естественен: благородные камни соперничают в яркости и глубине своей окраски с миром цветов. И традиционная геммология вначале полагала цвет камня в качестве его кардинальной характеристики, не учитывая ни его происхождения, ни его вещественности. Но этот термин относится все же лишь к цвету предмета. Король благородных камней, алмаз, может и вовсе не входить в эту группу, если он бесцветен, пусть он и чистой воды; то же можно сказать и о многих других камнях ­ бесцветном горном хрустале, топазе и др.

Что же касается термина ­ «драгоценные камни», то он характеризует скорее не объект, а отношение к нему, определяемое модой или рыночной конъюнктурой. Всякая ценность ­ нечто сиюминутное, относительное, удел ее ­ кануть в Лету. Благородство же, как воплощение вечной божественной идеи ­ определение абсолютное, независимое от людских суждений. Поэтому ближе всего к определению рассматриваемого предмета представляется немецкий термин der Edelstein, буквально - благородный камень. Это ­ образование минерального царства, форма которого наиболее адекватна воплотившейся в эту форму сущности. Конечно, внешней науке вообще нет никакого дела к сущностному, она описывает лишь формы, как таковые. Как, скажем ­ биология, претендующая на изучение «жизни» ­ вовсе не имеет дела с жизнью, но лишь протоколирует некие формы и их изменения, полагая, что эти наблюдаемые процессы изменения форм ­ это и есть жизнь. «Форма движения материи», так сказать.

Жизнь предшествует форме: форма ­ статический образ динамики жизни. Земля к концу творения ­ ставшая форма, и воплощение на ней ­ испытание формой.

Красота, по Гегелю ­ «свечение духа сквозь форму». Прекраснным делает предмет являющийся в нем дух.

Как сказал Гёте ­ «все преходящее ­ лишь символ пребывающего», истинно видящий ­ во всем видит духовные праобразы, прафеномены. Все говорит о духе, или ­ дух говорит во всем. О чем говорит, например, гранит? О буйном цветении первичной жизни, которое постепенно замирает. В граните благородный камень растворен, как человеческая личность растворена в массе. Но личность ­ истинный цвет жизни, индивидуальность ­ ее плод. В благородных камнях воплощены чистые откровения духовных существ, которым человек обязан своими органами чувств, вратами, через которые он может взирать из темницы тела; в этих камнях наиболее чистое, т.е. благородное выражение конкретных духов.

Как из неразличенности в граните, индивидуализируясь, восстал благородный камень, так из массы «обломков будущего человечества» восстает индивидуум. Дух актуален только в индивидууме. Актуализация духа в индивидууме и есть человеческое духопознание.

В благородном камне реализован принцип индивидуальности, физически воплотилось конкретное духовное существо. То, что камни обладают «душой» ­ известно издавна, и некогда люди могли общаться с ними. И если мы не будем объяснять воспринимаемое органами чувств, а действительно попытаемся его понять, соединив тонкое и глубокое восприятие с обретшим единство понятием, не заговорит ли с нами вновь благородный камень?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: