Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Социология Э. Дюркгейма

 

Теоретическими источниками научной деятельности Эмиля Дюрк­гейма (1858—1917) послужили идеи Просвещения, в частности взгля­ды Ш.Л. Монтескье, Ж.А. Кондорсе, Ж.Ж. Руссо, а также К.А. Сен-Симона и О. Конта.

В социологических концепциях Дюркгейма прослеживаются две главные тенденции: натурализм, исходящий из аналогии между зако­номерностями развития общества и природы, и социальный реализм — понимание общества как реальности особого рода, отличной от всех других видов реальности.

Общество, утверждал Дюркгейм, состоит из совокупности элемен­тов социальной реальности — социальных фактов. Эти факты, по Дюркгейму, и составляют предмет социологии.

«Социальным фактом, — писал он, — является всякий образ дей­ствия, резко определенный или нет, но способный оказывать на ин­дивида внешнее давление... и имеющий в то же время свое собствен­ное существование, независимое от его индивидуальных проявлений» [Дюркгейм, 1991. С. 42].

Придавая большое значение теоретическому обоснованию соци­альных фактов, Дюркгейм в практике социологического исследова­ния применял два метода анализа: причинный и функциональный. Социологическое объяснение, по Дюркгейму, — это причинное объ­яснение, суть которого состоит в анализе зависимости социального явления от социальной среды.

Исследуя общество, Дюркгейм разделял индивидуальное и кол­лективное сознание: «Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, мы не поймем ничего того, что происходит в группе».

Основная категория в творчестве Дюркгейма — социальная соли­дарность. Ученый ставил перед собой следующие задачи:

1) исследовать функции разделения труда, т.е. определить, какой социальной потребности оно соответствует;

2) раскрыть причины разделения труда и условия, от которых оно зависит;

3) классифицировать его главные «ненормальные» формы, по­скольку «здесь, как и в биологии, патологическое поможет нам лучше понять физиологическое».

Чем глубже разделение труда, полагал Дюркгейм, тем больше у лю­дей стремление к единству и обмену, юридической формой которого служит договор. В примитивных обществах имеет место механическая солидарность. Здесь личность «поглощается коллективом». Разделе­ние труда — признак высокоразвитого общества. Специализация тру­да вынуждает индивидов выполнять взаимодополняющие функции, непроизвольно составляя единое целое. Солидарность в развитом об­ществе — это естественное следствие разделения производственных ролей. Развитое общество, в котором каждый индивид выполняет ка­кую-либо специальную функцию в соответствии с разделением обще­ственного труда, напоминает организм с его различными органами, поэтому Дюркгейм называет этот вид солидарности органической.




Дюркгейм допускал в будущем обществе частную собственность и неравенство, а получение материальных благ связывал с регулировани­ем естественных способностей индивидов, их одаренностью. Равенст­во, справедливость и свобода в воззрениях лежат в основе обществен­ного устройства высшего типа организации, к которому приблизилось современное промышленное общество. Дюркгейм видел будущее в усо­вершенствовании капиталистического общества, а не в его коренной перестройке, поэтому концентрировал внимание прежде всего на мо­ральных проблемах, на развитии правовой и моральной регламентации общественных отношений.

Отдельную монографию Дюркгейм посвятил исследованию пробле­мы самоубийства [см.: Дюркгейм, 1994]. Изучая общественный кризис, он отмечал, что самоубийство является «одной из тех форм, в которой передается наша коллективная болезнь», и изучение этой формы помо­жет добраться до ее сути. В основе объяснения самоубийства лежит дюркгеймовская теория «социологизма» (признание первичности соци­альной реальности), через который рассматривались все другие факто­ры, в том числе и индивидуальная предрасположенность к суициду.

Дюркгейм выделил три вида самоубийств: эгоистическое, альтруис­тическое, аномическое. Первое вызывается причинами, обусловлива­ющими отдаление индивида от общества. Во втором случае индивиду­альные интересы совершенно поглощены социальными, интеграция группы настолько велика, что индивид перестает существовать как са­мостоятельная единица. Третий вид самоубийств наблюдается преиму­щественно во время крупных общественных потрясений, экономичес­ких кризисов, когда индивид не в силах приспособиться к социальным преобразованиям, новым социальным требованиям, теряет связь с об­ществом.



В работе «О разделении общественного труда» Дюркгейм объяснял аномию несогласованностью общественных функций развития обще­ства. В «Самоубийстве» он рассматривал аномию как моральный кри­зис, когда на почве общественных потрясений нарушается система нормативной регуляции индивидуальных потребностей и страстей, что ведет к утрате личностью равновесия, потере чувства принадлеж­ности к группе, дисциплины и общественной солидарности, вследст­вие чего формируется отклоняющееся поведение.

Завершает концепцию идея о коллективном сознании как «высшей форме психической жизни», «сознании сознаний». Дюркгейм прихо­дит к выводу, что по мере прогресса общества принудительный харак­тер коллективного сознания ослабевает. Идея сверхъестественного, идея Бога не является необходимым атрибутом религии. Главную чер­ту всех без исключения религиозных учений он видит в освящаемом религией разделении всех предметов на два противоположных класса: светские (обыденные, мирские, вульгарные, нечистые) и священные. Первые связаны с ежедневными индивидуальными занятиями челове­ка, его частными интересами, «эгоистическими страстями». Вторые, во-первых, обладают запретностью, отделенностью от светских явле­ний, во-вторых, являются объектом стремлений, любви и уважения, служат источником принуждения и уважения одновременно. Религию Дюркгейм определяет как «целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным, т.е. запретным, вещам, — верований и об­рядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто им следует», т.е. церковь — организация, налажи­вающая коллективную религиозную жизнь группы.

Религию Дюркгейм объявляет вечной, поскольку необходимость облекать отношения человека и общества в идеологическую форму су­ществует всегда. Но он провозглашает религию без Бога, возведя обще­ство на божественный пьедестал. Дюркгейм в общем-то осознавал, что проблема человеческого индивида, которую он рассматривал как зави­сящую от проблемы общества, остается теоретически не решенной.

Критикуя марксизм, Дюркгейм отождествлял его с вульгарным экономическим детерминизмом, с утверждением однолинейной при­чинной зависимости общественных явлений от экономических фак­торов, с непризнанием обратного влияния идей на экономическую жизнь. Однако он сам высказывал идеи, близкие социологической концепции Маркса. Так, он писал, что «социальная жизнь должна быть объяснена не взглядами тех, кто в ней участвует, но более глубо­кими причинами».

Дюркгейм признан классиком социологии, его влияние на запад­ную социологию в настоящее время общепризнано, поскольку он исследовал многие ключевые, фундаментальные проблемы социологической науки. Общетеоретические положения «социологизма» легли |в основу принципов школы структурного функционализма.

 

/Из учебника Голенковой З.Т. /

   


Дата добавления: 2017-11-30; просмотров: 343; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 9885 - | 7645 - или читать все...

 

18.234.88.196 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.