Социология Э. Дюркгейма

 

Теоретическими источниками научной деятельности Эмиля Дюрк­гейма (1858—1917) послужили идеи Просвещения, в частности взгля­ды Ш.Л. Монтескье, Ж.А. Кондорсе, Ж.Ж. Руссо, а также К.А. Сен-Симона и О. Конта.

В социологических концепциях Дюркгейма прослеживаются две главные тенденции: натурализм, исходящий из аналогии между зако­номерностями развития общества и природы, и социальный реализм — понимание общества как реальности особого рода, отличной от всех других видов реальности.

Общество, утверждал Дюркгейм, состоит из совокупности элемен­тов социальной реальности — социальных фактов. Эти факты, по Дюркгейму, и составляют предмет социологии.

«Социальным фактом, — писал он, — является всякий образ дей­ствия, резко определенный или нет, но способный оказывать на ин­дивида внешнее давление... и имеющий в то же время свое собствен­ное существование, независимое от его индивидуальных проявлений» [Дюркгейм, 1991. С. 42].

Придавая большое значение теоретическому обоснованию соци­альных фактов, Дюркгейм в практике социологического исследова­ния применял два метода анализа: причинный и функциональный. Социологическое объяснение, по Дюркгейму, — это причинное объ­яснение, суть которого состоит в анализе зависимости социального явления от социальной среды.

Исследуя общество, Дюркгейм разделял индивидуальное и кол­лективное сознание: «Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, мы не поймем ничего того, что происходит в группе».

Основная категория в творчестве Дюркгейма — социальная соли­дарность. Ученый ставил перед собой следующие задачи:

1) исследовать функции разделения труда, т.е. определить, какой социальной потребности оно соответствует;

2) раскрыть причины разделения труда и условия, от которых оно зависит;

3) классифицировать его главные «ненормальные» формы, по­скольку «здесь, как и в биологии, патологическое поможет нам лучше понять физиологическое».

Чем глубже разделение труда, полагал Дюркгейм, тем больше у лю­дей стремление к единству и обмену, юридической формой которого служит договор. В примитивных обществах имеет место механическая солидарность. Здесь личность «поглощается коллективом». Разделе­ние труда — признак высокоразвитого общества. Специализация тру­да вынуждает индивидов выполнять взаимодополняющие функции, непроизвольно составляя единое целое. Солидарность в развитом об­ществе — это естественное следствие разделения производственных ролей. Развитое общество, в котором каждый индивид выполняет ка­кую-либо специальную функцию в соответствии с разделением обще­ственного труда, напоминает организм с его различными органами, поэтому Дюркгейм называет этот вид солидарности органической.

Дюркгейм допускал в будущем обществе частную собственность и неравенство, а получение материальных благ связывал с регулировани­ем естественных способностей индивидов, их одаренностью. Равенст­во, справедливость и свобода в воззрениях лежат в основе обществен­ного устройства высшего типа организации, к которому приблизилось современное промышленное общество. Дюркгейм видел будущее в усо­вершенствовании капиталистического общества, а не в его коренной перестройке, поэтому концентрировал внимание прежде всего на мо­ральных проблемах, на развитии правовой и моральной регламентации общественных отношений.

Отдельную монографию Дюркгейм посвятил исследованию пробле­мы самоубийства [см.: Дюркгейм, 1994]. Изучая общественный кризис, он отмечал, что самоубийство является «одной из тех форм, в которой передается наша коллективная болезнь», и изучение этой формы помо­жет добраться до ее сути. В основе объяснения самоубийства лежит дюркгеймовская теория «социологизма» (признание первичности соци­альной реальности), через который рассматривались все другие факто­ры, в том числе и индивидуальная предрасположенность к суициду.

Дюркгейм выделил три вида самоубийств: эгоистическое, альтруис­тическое, аномическое. Первое вызывается причинами, обусловлива­ющими отдаление индивида от общества. Во втором случае индивиду­альные интересы совершенно поглощены социальными, интеграция группы настолько велика, что индивид перестает существовать как са­мостоятельная единица. Третий вид самоубийств наблюдается преиму­щественно во время крупных общественных потрясений, экономичес­ких кризисов, когда индивид не в силах приспособиться к социальным преобразованиям, новым социальным требованиям, теряет связь с об­ществом.

В работе «О разделении общественного труда» Дюркгейм объяснял аномию несогласованностью общественных функций развития обще­ства. В «Самоубийстве» он рассматривал аномию как моральный кри­зис, когда на почве общественных потрясений нарушается система нормативной регуляции индивидуальных потребностей и страстей, что ведет к утрате личностью равновесия, потере чувства принадлеж­ности к группе, дисциплины и общественной солидарности, вследст­вие чего формируется отклоняющееся поведение.

Завершает концепцию идея о коллективном сознании как «высшей форме психической жизни», «сознании сознаний». Дюркгейм прихо­дит к выводу, что по мере прогресса общества принудительный харак­тер коллективного сознания ослабевает. Идея сверхъестественного, идея Бога не является необходимым атрибутом религии. Главную чер­ту всех без исключения религиозных учений он видит в освящаемом религией разделении всех предметов на два противоположных класса: светские (обыденные, мирские, вульгарные, нечистые) и священные. Первые связаны с ежедневными индивидуальными занятиями челове­ка, его частными интересами, «эгоистическими страстями». Вторые, во-первых, обладают запретностью, отделенностью от светских явле­ний, во-вторых, являются объектом стремлений, любви и уважения, служат источником принуждения и уважения одновременно. Религию Дюркгейм определяет как «целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным, т.е. запретным, вещам, — верований и об­рядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто им следует», т.е. церковь — организация, налажи­вающая коллективную религиозную жизнь группы.

Религию Дюркгейм объявляет вечной, поскольку необходимость облекать отношения человека и общества в идеологическую форму су­ществует всегда. Но он провозглашает религию без Бога, возведя обще­ство на божественный пьедестал. Дюркгейм в общем-то осознавал, что проблема человеческого индивида, которую он рассматривал как зави­сящую от проблемы общества, остается теоретически не решенной.

Критикуя марксизм, Дюркгейм отождествлял его с вульгарным экономическим детерминизмом, с утверждением однолинейной при­чинной зависимости общественных явлений от экономических фак­торов, с непризнанием обратного влияния идей на экономическую жизнь. Однако он сам высказывал идеи, близкие социологической концепции Маркса. Так, он писал, что «социальная жизнь должна быть объяснена не взглядами тех, кто в ней участвует, но более глубо­кими причинами».

Дюркгейм признан классиком социологии, его влияние на запад­ную социологию в настоящее время общепризнано, поскольку он исследовал многие ключевые, фундаментальные проблемы социологической науки. Общетеоретические положения «социологизма» легли |в основу принципов школы структурного функционализма.

 

/Из учебника Голенковой З.Т. /


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: