Теоретическими источниками научной деятельности Эмиля Дюркгейма (1858—1917) послужили идеи Просвещения, в частности взгляды Ш.Л. Монтескье, Ж.А. Кондорсе, Ж.Ж. Руссо, а также К.А. Сен-Симона и О. Конта.
В социологических концепциях Дюркгейма прослеживаются две главные тенденции: натурализм, исходящий из аналогии между закономерностями развития общества и природы, и социальный реализм — понимание общества как реальности особого рода, отличной от всех других видов реальности.
Общество, утверждал Дюркгейм, состоит из совокупности элементов социальной реальности — социальных фактов. Эти факты, по Дюркгейму, и составляют предмет социологии.
«Социальным фактом, — писал он, — является всякий образ действия, резко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление... и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений» [Дюркгейм, 1991. С. 42].
Придавая большое значение теоретическому обоснованию социальных фактов, Дюркгейм в практике социологического исследования применял два метода анализа: причинный и функциональный. Социологическое объяснение, по Дюркгейму, — это причинное объяснение, суть которого состоит в анализе зависимости социального явления от социальной среды.
|
|
Исследуя общество, Дюркгейм разделял индивидуальное и коллективное сознание: «Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, мы не поймем ничего того, что происходит в группе».
Основная категория в творчестве Дюркгейма — социальная солидарность. Ученый ставил перед собой следующие задачи:
1) исследовать функции разделения труда, т.е. определить, какой социальной потребности оно соответствует;
2) раскрыть причины разделения труда и условия, от которых оно зависит;
3) классифицировать его главные «ненормальные» формы, поскольку «здесь, как и в биологии, патологическое поможет нам лучше понять физиологическое».
Чем глубже разделение труда, полагал Дюркгейм, тем больше у людей стремление к единству и обмену, юридической формой которого служит договор. В примитивных обществах имеет место механическая солидарность. Здесь личность «поглощается коллективом». Разделение труда — признак высокоразвитого общества. Специализация труда вынуждает индивидов выполнять взаимодополняющие функции, непроизвольно составляя единое целое. Солидарность в развитом обществе — это естественное следствие разделения производственных ролей. Развитое общество, в котором каждый индивид выполняет какую-либо специальную функцию в соответствии с разделением общественного труда, напоминает организм с его различными органами, поэтому Дюркгейм называет этот вид солидарности органической.
|
|
Дюркгейм допускал в будущем обществе частную собственность и неравенство, а получение материальных благ связывал с регулированием естественных способностей индивидов, их одаренностью. Равенство, справедливость и свобода в воззрениях лежат в основе общественного устройства высшего типа организации, к которому приблизилось современное промышленное общество. Дюркгейм видел будущее в усовершенствовании капиталистического общества, а не в его коренной перестройке, поэтому концентрировал внимание прежде всего на моральных проблемах, на развитии правовой и моральной регламентации общественных отношений.
Отдельную монографию Дюркгейм посвятил исследованию проблемы самоубийства [см.: Дюркгейм, 1994]. Изучая общественный кризис, он отмечал, что самоубийство является «одной из тех форм, в которой передается наша коллективная болезнь», и изучение этой формы поможет добраться до ее сути. В основе объяснения самоубийства лежит дюркгеймовская теория «социологизма» (признание первичности социальной реальности), через который рассматривались все другие факторы, в том числе и индивидуальная предрасположенность к суициду.
Дюркгейм выделил три вида самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, аномическое. Первое вызывается причинами, обусловливающими отдаление индивида от общества. Во втором случае индивидуальные интересы совершенно поглощены социальными, интеграция группы настолько велика, что индивид перестает существовать как самостоятельная единица. Третий вид самоубийств наблюдается преимущественно во время крупных общественных потрясений, экономических кризисов, когда индивид не в силах приспособиться к социальным преобразованиям, новым социальным требованиям, теряет связь с обществом.
В работе «О разделении общественного труда» Дюркгейм объяснял аномию несогласованностью общественных функций развития общества. В «Самоубийстве» он рассматривал аномию как моральный кризис, когда на почве общественных потрясений нарушается система нормативной регуляции индивидуальных потребностей и страстей, что ведет к утрате личностью равновесия, потере чувства принадлежности к группе, дисциплины и общественной солидарности, вследствие чего формируется отклоняющееся поведение.
Завершает концепцию идея о коллективном сознании как «высшей форме психической жизни», «сознании сознаний». Дюркгейм приходит к выводу, что по мере прогресса общества принудительный характер коллективного сознания ослабевает. Идея сверхъестественного, идея Бога не является необходимым атрибутом религии. Главную черту всех без исключения религиозных учений он видит в освящаемом религией разделении всех предметов на два противоположных класса: светские (обыденные, мирские, вульгарные, нечистые) и священные. Первые связаны с ежедневными индивидуальными занятиями человека, его частными интересами, «эгоистическими страстями». Вторые, во-первых, обладают запретностью, отделенностью от светских явлений, во-вторых, являются объектом стремлений, любви и уважения, служат источником принуждения и уважения одновременно. Религию Дюркгейм определяет как «целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным, т.е. запретным, вещам, — верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто им следует», т.е. церковь — организация, налаживающая коллективную религиозную жизнь группы.
|
|
Религию Дюркгейм объявляет вечной, поскольку необходимость облекать отношения человека и общества в идеологическую форму существует всегда. Но он провозглашает религию без Бога, возведя общество на божественный пьедестал. Дюркгейм в общем-то осознавал, что проблема человеческого индивида, которую он рассматривал как зависящую от проблемы общества, остается теоретически не решенной.
Критикуя марксизм, Дюркгейм отождествлял его с вульгарным экономическим детерминизмом, с утверждением однолинейной причинной зависимости общественных явлений от экономических факторов, с непризнанием обратного влияния идей на экономическую жизнь. Однако он сам высказывал идеи, близкие социологической концепции Маркса. Так, он писал, что «социальная жизнь должна быть объяснена не взглядами тех, кто в ней участвует, но более глубокими причинами».
Дюркгейм признан классиком социологии, его влияние на западную социологию в настоящее время общепризнано, поскольку он исследовал многие ключевые, фундаментальные проблемы социологической науки. Общетеоретические положения «социологизма» легли |в основу принципов школы структурного функционализма.
/Из учебника Голенковой З.Т. /