у младших школьников»

 

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России.

Наибольший интерес для нас, представляют рекомендации «Стратегии модернизации содержания общего образования», где подчеркивается, что ключевые компетенции должны закладываться у школьников уже на начальном этапе образования. В начальной школе идеи компетентностного подхода реализуются в первую очередь через содержание образования, когда компетентность из цели обучения превращается в желаемый результат и становится приобретенным качеством ученика.

Мы, как администрация школы, прежде всего, должны подготовить педагога к работе в данных современных условиях, построить свою работу так, чтобы педагог начальной школы смог:

- поддержать образовательную инициативу ребёнка

- научить его навыкам общения, сотрудничества

-способствовать расширению у младшего школьника опыта самостоятельного выбора

- сформировать учебную самостоятельность.

В результате своей работы мы хотели вооружить педагога такими способами деятельности, которые позволили бы ему занимать позицию организатора, консультанта, направлять процесс обучения школьников, а не быть монополистом знания.

На МО учителей начальных классов мы изучили научно-методическую литературу, статьи из Интернета по данному вопросу, и выяснили, что такое компетентностный подход, каковы варианты обновления образовательного процесса в логике компетентностного подхода и каковы условия реализации компетентностного подхода в начальной школе. С учителями школы были проведены теоретические и практические семинары по данной проблеме.

На основе полученной информации мы выбрали и внедряем в практику своей работы наиболее перспективные теории, технологии и УМК, отвечающие компетентностному подходу к содержанию начального образования:

- проблемное обучение

- развивающая дидактическая система Л.В. Занкова

- теория личностно-ориентированного обучения

- деятельностная теория усвоения социального опыта

В УМК «Начальная школа XX I века» и в системе Л.В.Занкова, по которым ведётся обучение в нашей школе, реализован основной принцип компетентностного обучения: начальная школа должна соответ­ствовать потребностям младших школьников, учитывать типологиче­ские и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

Мониторинг, который мы проводили, свидетельствует о том, что реализация компетентностного обучения в младших классах:

- обеспечивает сохранность и поддержку индивидуальности ребенка, обязательную успешность деятельности

- предоставляет возможность работать в присущем ему темпе, право выбора деятельности, средств обучения;

- создаёт условия для реализации творческих возможностей ребенка;

- позволяет придерживаться демократического стиля взаимоотношений ученика и учителя.
При переходе в школу 2 ступени учащиеся начальных классов показывают успешное владение основными способами учебной деятельности:

· уметь учиться;

· иметь развитый познавательный интерес;

· иметь развитую внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»)

· элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам оцениваю свою деятельность»)

· способность к самоконтролю и самооценке

· умение предвидеть трудности, ошибки:

· умение самостоятельно строить алгоритм действий

Использование заданий «Проверь себя сам» направлено на формирование способов контроля и оценки своей деятельности. Для устранения перегрузок, освобождения от ненужного дублирования тем используется интеграция учебных предметов. Ориентация на этот принцип обучения позволяет опираться на возрастные особенности младших школьников, которым свойственно целостное восприятие окружающего мира. Так в УМК «НШ 21 века» - это интегрированный курс «Грамота».

Принципом реализации компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе было предъявление материалу дискуссионного характера, когда учащиеся в процессе учебного диалога определяют способ построения учебной задачи, обсуждают алгоритм ее решения. Такой подход позволяет существенно повысить уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.

Компетентностная основа предмета «Окружающий мир» - формирование целостного взгляда на познаваемый ребенком мир. Отличительная особенность данного курса - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. В методике работы учителей преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого разработаны и рабочие тетради «Учимся ду­мать и фантазировать». «Учимся познавать мир».

Я не ставлю своей задачей детально проанализировать содержание всех предметных курсов начальной школы с точки зрения реализации компетентностного подхода. Мне бы хотелось ещё раз остановиться на тех формах работы с младшим школьником, которые используют педагоги начального звена в своей деятельности.

В своей работе учителя начальных классов учитывают важное положение компетентностного подхода: при обучении младших школьников нужно постоянно опираться на психологические особенности развития детей, их способности и по­знавательные интересы в этом возрасте.

В основе учебного процесса находится поисковая, исследовательская деятельность детей, связанная с постановкой гипотез обсуждением спорных проблем, поиском доказательств. В такой ситуации ошибка становится исходной точкой для дискуссии, диалога ученика с учителем, с другими учениками, с собой.

Учителя начальных классов на своих уроках развивают воображение учащихся при выполнении специальных творческих заданий, которые предусмотрены по всех учебниках. Их объединяет общая дидактическая цель - развитие умения детей предвидеть, представлять, реконструировать извест­ные образы, придумывать новые. Кроме того, они включают в работу упражнения, принципиально меняющие роль ученика. Он не просто «'Зритель», а «Исследователь», что позволяет направить процесс обучения на развитие поисковых и творческих задач.

Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания. Школьник может:

- выдвинуть гипотезу (рубрика «Выскажи предположение»);

- выбрить и обосновать свой путь решения учебной задачи (рубрика «Прояви смекалку»)

- вступить в дискуссию (задание «Выскажи свое мнение»).
Разносторонне продуманные рубрики в процессе коллективной работы позволяют каждому ученику принять научное знание.

Но чтобы, эта работа с учеником была эффективна, педагог должен сам принять и понять позицию ученика. С этой целью с педагогами проводились ролевые игры, тренинги, практикумы.

Одним из направлений в начальной школе является полноценное индивидуальное развитие каждого ребенка и успешность учения. Этому способствует в полной мере дифференцированное обучение, которое предусматривает разноуровневую дифференциацию на всех предметах, позволяющую не тормозить развитие «сильных» и помогать «слабым» преодолевать трудности учения. Реализация идеи дифференциации обучения способствует росту уже в первом классе числа учащихся, овладевающих умением принимать учебную задачу, самостоятельно контролировать и оценивать свои действия. Положительные сдвиги наблюдаются и в умственных действиях ребенка, они становятся более «свернутыми».

Таким образом, компетентностный подход в дифференциации обучения рас­сматривается как его индивидуализация, как своевременная реакция учителя и самого ученика на трудности обучения, учет темпа обучаемости.

Реализация компетентностного подхода совершенствования начальной школы дает возможность творческому поиску в педагогической деятельности учителя, что дает возможность планировать учебно - воспитательный процесс с учетом;

- личности (индивидуальности) ученика:

- психических особенностей (памяти, внимания, мышления, воображения);

- дифференциации учебного материала;

- соотношения фронтальной, групповой и самостоятельной работы;

- принципов контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;

- проблем воспитания.

К концу обучения в начальной школе младший школьник отличается отношением к той деятельности, которой занимается. Усвоив способы учебной деятельности, он способен изменять себя, совершенствоваться. И наша задача, как педагогов, помочь ему в этом.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: